Решение Хабаровского краевого суда от 18 октября 2018 г. N 3а-154/2018
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Бузыновской,
при секретаре А.М. Борзуновой,
с участием прокурора Л.Н. Сырчиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению огородного потребительского общества "Ветеран-1" о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", в части отнесения земель садоводческих, огороднических и дачных объединений к отдельной категории земель, установил:
Правительство Хабаровского края 30.12.2009 года принято постановление N 411-пр, которым утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края (далее - Положение), и максимальные значения коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края. Постановление опубликовано 31.12.2009 года в издании "Собрание законодательства Хабаровского края", N 12(89) (часть 2).
Некоторые пункты постановления изменены или изложены в иной редакции постановлениями Правительства Хабаровского края от 24.11.2010 года N 332-пр, от 21.07.2011 года N 233-пр, от 06.12.2011 года N 406-пр, от 16.04.2012 года N 111-пр, от 25.07.2012 года N 250-пр, от 20.05.2013 года N 117-пр, от 17.07.2014 года N 232-пр,от 24.09.2014 года N 345-пр, от 31.10.2014 года N 410-пр, от 10.12.2014 года N 460-пр, от 31.03.2015 года N 57-пр, от 20.06.2016 года N 187-пр, от 26.09.2016 года N 331-пр, от 07.02.2017 года N 24-пр, от 14.04.2017 года N 137-пр, от 12.09.2018 года N 324-пр. В измененной редакции постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
ОПО "Ветеран" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим постановление Правительства Хабаровского края от 24.11.2010 года N 332-пр в части отнесения земель садоводческих, огороднических и дачных объединений к отдельной категории земель. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что в статье 7 Земельного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению. Такая категория земель, как земли садоводческих, огороднических и дачных объединений, указанной нормой не предусмотрена. Отнесение земель к определенной категории, порядок перевода земель из одной категории в другую регламентируется статьей 8 Земельного кодекса РФ и другими федеральными законами. Следовательно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен правом самостоятельно определять новые категории земель. Тем не менее, в постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр земли садоводческих, огороднических и дачных объединений отнесены к отдельной самостоятельной категории земель, что противоречит положениям статьи 7 Земельного кодекса РФ. В этой части постановление нарушает права ОПО "Ветеран-1", которое является арендатором земельного участка площадью 90 000 кв. м. с кадастровым номером 27:17:0329204:205, находящегося в районе птицефабрики 50-летия СССР в г. Хабаровске, так как устанавливает повышенный коэффициент для расчета арендной платы для категории земель, не предусмотренных статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Представитель административного истца Радченко К.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование которых ссылался на те же обстоятельства, что были изложены в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что оспариваемое постановление нарушает права ОПО "Ветеран-1", которому начисляется арендная плата в большем размере, так как земли садоводческих, огороднических и дачных объединений из числа земель сельскохозяйственного назначения отнесены к отдельной самостоятельной категории земель. Давая объяснения, представитель административного истца уточнил заявленные требования и просил признать недействующим постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", в части отнесения земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в разделе "Максимальные значения коэффициентов по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края" к отдельной категории земель (подпункты 39, 40).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного постановления N 332-пр следует читать как "30.12.2009 г. N 411-пр"
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Кудалева О.С. (доверенность от 04.12.2017 года сроком действия по 31.12.2018 года) и представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации Хабаровского района Хабаровского края Ковригина О.Л. (доверенность от 02.02.2018 года сроком действия по 31.12.2018 года) в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, просили отказать в их удовлетворении. В своих возражениях они сослались на то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 72) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 10 Земельного кодекса РФ указано, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Так, в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые предоставляются в аренду без проведения торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся земельные участки. Принципы определения размера арендной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, одним из которых является принцип экономической обоснованности, предусматривающий, что размер арендной платы устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования. Руководствуясь этими положениями Правительством Хабаровского края было принято постановление от 30.12.2009 года N 411-пр (с последующими изменениями и дополнениями), в котором размер арендной платы определялся в зависимости от категории земельных участков и видов разрешенного использования, которые определяются в соответствии со сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка. Требования административного истца фактически связаны с вопросом право применения оспариваемого постановления. Письменные возражения правительства Хабаровского края приобщены к материалам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не могут быть удовлетворены, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 72 Конституции РФ (пункт "к" части 1 и часть 2) установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В подпункте 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (часть 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Уставом Хабаровского края (пункт 36.1 статьи 36, подпункт 4 пункта 37.1 статьи 37) Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края. Оно управляет и распоряжается собственностью Хабаровского края в соответствии с краевыми законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной Хабаровскому краю в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон Хабаровского края от 31.07.2002 года N 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" (статьи 2, 4, 5) определяет, что нормативные правовые акты Правительства края, подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства края, считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru). Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются нормативные правовые акты Правительства края, являются Собрание законодательства Хабаровского края, а также газеты "Тихоокеанская звезда" и "Приамурские ведомости".
Проанализировав вышеназванные нормы во взаимосвязи, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр, являющееся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Хабаровского края, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Правительства Хабаровского края, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
По этим основаниям постановление правительства Хабаровского края 30.12.2006 года N 411-пр административным истцом не оспаривается.
Являясь арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, ОПО "Ветеран-1" оспаривает постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр в части подпунктов 39, 40 раздела "Максимальные значения коэффициентов по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", считая, что земли садоводческих, огороднических и дачных объединений отнесены к отдельной категории земель, что противоречит положениям статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Проверив оспариваемые положения постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края и Максимальные значения коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края.
В разделе "Максимальные значения коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края" указано (пункт 4), что для земельных участков из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, установлено максимальное значение коэффициента: 0,050 - для садовых, огородных, дачных земельных участков, предоставленных гражданам для личного пользования (подпункт 4.1); 0,029 - для земельных участков общего пользования (пункт 4.2).
Для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования (пункт 17) - под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности, установлены дифференцированные коэффициенты, в зависимости от состава вида разрешенного использования. В частности для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и городничества, установлен коэффициент 0,050 (подпункт 17.8).
Для остальных категорий земель, имеющих вид разрешенного использования - земли садоводческих, огороднических и дачных объединений (за исключением указанных в пунктах 4.1, 4.2) установлено максимальное значение коэффициента 0,009 - для земельных участков общего пользования (подпункт 39), и для земельных участков, представленных гражданам для личного пользования (подпункт 40).
Частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с ними арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя, в том числе, из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В статье 7 Земельного кодекса РФ указано, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определены такие виды разрешенного использования земельных участков, как: "Ведение огородничества" (код ВРИ 13.1); "Ведение садоводства" (код ВРИ 13.2); "Ведение дачного хозяйства" (код ВРИ 13.3).
Разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли России от 15.02.0007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавшего до 31.09.2017 года), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка. Данными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: -земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (1.2.4); -земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (1.2.15).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15.02.2007"
Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" определены сегменты использования (оценки) земельных участков: Сельскохозяйственное использование (сегмент 1); Садоводческое, огородническое и дачное использование, малоэтажная жилая застройка (сегмент 13).
Содержание договора аренды N 51 от 03.11.2005 года, заключенного между арендатором ОПО "Ветеран-1" и арендодателем Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского района Хабаровского края, и приложений к нему, свидетельствуют о том, что земельный участок предоставлен без проведения торгов, и размер арендной платы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Хабаровского края, регулирующими вопросы определения размера арендной платы.
В пользование ОПО "Ветеран-1" передан земельный участок площадью 90 000 кв. м. с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под коллективные огороды, находящегося в Хабаровском районе Хабаровского края. Стороны в судебном заседании подтвердили, что земельный участок до настоящего времени находится в пользовании ОПО "Ветеран-1" на основании договора аренды, категория земли и вид разрешенного использования не изменялись.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что утверждая постановлением от 30.12.2009 года N 411-пр максимальные значения коэффициентов по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края, Правительство Хабаровского края правомерно определило разные значения коэффициентов для земельных участков, в зависимости от категории земель и от вида разрешенного использования. Такой подход к установлению размеров значений коэффициентов обусловлен экономической обоснованностью, доходностью земельного участка.
Содержание постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр свидетельствует о том, что новые категории земель, не указанных в статье 7 Земельного кодекса РФ, этим нормативным правовым актом не определены. Вид разрешенного использования земельных участков - земли садоводческих, огороднических и дачных объединений, предусмотрен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540.
Ссылка административного истца на неверное применение размера максимального значения коэффициента при расчете арендной платы за 2016 - 2018 годы, не принимается судом во внимание.
Как указано в статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении требований об оспаривании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации проверяется его соответствие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Для этого суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих - полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, -форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопрос правильности применения оспариваемого нормативного правового акта к субъекту правоотношений, которые он регулирует, не является предметом судебного разбирательства в ходе рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Как пояснил административный истец в ходе судебного разбирательства, по его иску в арбитражном суде Хабаровского края возбуждено гражданское дело об оспаривании размера начисленной арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 27:17:329204:205.
Так как оспариваемое в части постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, уполномоченным на то органом, не противоречит федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Огородному потребительскому обществу "Ветеран-1" в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", в части отнесения земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в разделе "Максимальные значения коэффициентов по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края" к отдельной категории земель (подпункты 39, 40), отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном сайте Правительства Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 23 октября 2018 года
Судья краевого суда |
Е.А. Бузыновская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 18 октября 2018 г. N 3а-154/2018
Текст решения официально опубликован не был