Решение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2018 г. N 3а-146/2018
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Бузыновской,
при секретаре А.М. Борзуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хабаровского края о признании недействующим Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 27.06.2017 года N 602) части подпунктов "д" и "с" пункта 3 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1.9 статьи 4, пункта 2.3, пункта 2.4 в части слов "одних суток" и пункта 3 статьи 4, пункта 1 и пункта 9 в части слов "на основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции" статьи 5, установил:
Решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа. Решение Хабаровской городской Думы опубликовано 07.07.2006 года в номере 98 газеты "Хабаровские вести".
Решениями Хабаровской городской Думы от 29.01.2008 года N 553, от 17.06.2008 года N 607, от 24.02.2009 года N 749, от 29.12.2009 года N 168, от 20.07.2010 года N 250, от 26.10.2010 года N 295, от 17.12.2013 года N 844, от 21.04.2015 года N 104, от 27.06.2017 года N 602 в решение Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280 были внесены изменения.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным иском о признании недействующим Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 27.06.2017 года N 602) части подпунктов "д" и "с" пункта 3 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1.9 статьи 4, пункта 2.3, пункта 2.4 в части слов "одних суток" и пункта 3 статьи 4, пункта 1 и пункта 9 в части слов "на основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции" статьи 5.
Обосновывая свои требования, прокурор в заявлении указал, что подпунктом "д" пункта 3 статьи 1 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 27.06.2017 года N 602, далее по тексту - Положение) департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска определен как орган, уполномоченный заключать договоры по представлению в пользование рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности. Эти положения противоречат пунктам 5, 7 статьи 3, частям 1 и 2 статьи 10, частям 1, 5, 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ. Распространение наружной рекламы осуществляется с использованием рекламных конструкций (щитов, стендов, перетяжек и т.п.) владельцами этих конструкций или иными лицами, владеющими вещными правами на это имущество, которые являются рекламораспространителями. Рекламная конструкция устанавливается на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе на основании договора, заключаемого с владельцем недвижимого имущества. Органы местного самоуправления могут выступать только как рекламодатели социальной рекламы, для распространения которой они должны заключать договор с рекламораспространителями. Муниципальное образование может иметь в собственности только имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Следовательно, департамент муниципальной собственности не может заключать договоры на предоставление в пользование рекламных конструкций, поскольку орган местного самоуправления не может являться рекламодателем, а, значит быть собственником рекламной конструкции.
В подпункте "с" пункта 3 статьи 1 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280, указано, что департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска осуществляет согласование размещения рекламных конструкций на имуществе города и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. При этом порядок осуществления такого согласования не определен данным Положением. Вследствие чего, указанная норма не отвечает требованиям ясности и определенности, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения Положения, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330 утверждены Типы и виды рекламных конструкций. Статья 4 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280, определят требования к рекламным конструкциям, которые применяются при принятии решения о выдаче ли отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Хабаровска. Но положения абзацев первого и второго пункта 1.9, пункта 2.3, 3 статьи 4 данного Положения не учитывают требования постановления администрации г. Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330 и не отвечают требованиям ясности и определенности, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "и" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, - противоречия между нормами, создающие для органа местного самоуправления возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Пункт 2.4 статьи 4 оспариваемого Положения предусматривает, что повреждения рекламных конструкций (изображений на них) устраняет их владелец, для чего установлен срок - одни сутки со дня выявления факта повреждения. Административный истец полагает, что данный пункт в части слов "одних суток" не учитывает неблагоприятные природно-климатические условия (дождь, снег, низкие температуры), во время которых могут возникнуть повреждения рекламных изображений на рекламных конструкциях, и в период которых устранить повреждения не всегда возможно. Также установленный срок не учитывает, что длительность устранения повреждений рекламных изображений зависит от материала, из которого изготовлено рекламное изображение, от необходимости привлечения третьих лиц для выполнения ремонтных работ. Поэтому, в оспариваемой части этот пункт имеет наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, - завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, установление трудновыполнимых требований к гражданам и организациям.
Содержание пункта 1 статьи 5 оспариваемого Положения не регламентируют порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций для случаев, когда собственник рекламной конструкции и собственник недвижимого имущества совпадает. Поэтому в этой части Положение не отвечает требованиям ясности и определенности, как того требует подпункт "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96. Отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий) свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора.
Части 21 и 21.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусматривают, что владелец рекламной конструкции обязан произвести демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня получения предписания органа местного самоуправления. Если этот срок не соблюден или владелец рекламной конструкции неизвестен, то предписание выдается собственники или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случаев присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества. Таким образом, наличие предписание органа местного самоуправление на демонтаж рекламной конструкции не требуется, в случае, если она присоединена к муниципальному недвижимому имуществу, поскольку демонтаж осуществляется собственником недвижимого имущества за свой счет. Поэтому оспариваемое Положение, в части слов "на основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции" в пункте 9 статьи 5, нельзя признать законным, так как оно предусматривает наличие предписания органа местного самоуправления на демонтаж рекламной конструкции, присоединенной к муниципальному недвижимому имуществу.
В судебном заседании представитель административного истца Ю.В. Серга. настаивал на административном иске, просил его удовлетворить. В обоснование своих требований сослался на те же доводы, что указаны в административном исковом заявлении.
Представитель Хабаровской городской Думы Каун О.А. (доверенность от 10.08.2018 года сроком действия до 31.12.2018 года) требования не признал. Суду пояснил, что решение от 20.06.2006 года N 280 (с последующими изменениями и дополнениями) принято Хабаровской городской Думой в пределах ее компетенции и соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу. Полагал, что оспариваемым решением прав и законные интересы физических и юридических лиц не нарушаются. Представителем административного ответчика представлены в суд письменные возражения на заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска Каун О.А. (доверенность от 29.12.2007 года сроком действия до 31.12.2018 года) требования не признал, поддержал позицию и доводы, изложенные административным ответчиком.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд пришел к таким выводам.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ), как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в статье 53 Устава Хабаровского края и в а также в пункте 26.1 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" (утвержден решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 года N 509).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, Закона Хабаровского края от 28.04.2004 года N 178 "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск", статьи 19 Устава городского округа "Город Хабаровск" в структуру органа местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе "Город Хабаровск" является Хабаровская городская Дума.
На основании статьи 4 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 года N 15 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае", статьи 25 Устава городского округа "Город Хабаровск" к компетенции Хабаровской городской Думы отнесены установление общеобязательных правил на территории города Хабаровска о соответствии с законодательством, и иные полномочия, отнесенные федеральными и краевыми законами к ведению представительных органов муниципальных образований.
Как указано в статьях 20, 21, 27 Устава городского округа "Город Хабаровск" городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов и осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке. Городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, краевыми законами, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Хабаровска, и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, краевыми законами, настоящим Уставом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов городской Думы.
В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 26.07.2011 года N 431 "Об утверждении Положений об органах местного самоуправления города Хабаровска" Дума принимает правовые акты в форме решений (пункт 7.1 статьи 7). Нормативные правовые акты (решения) Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальными изданиями Думы являются газета "Хабаровские вести" и "Сборник нормативных актов администрации г. Хабаровска и Хабаровской городской Думы" (пункт 7.2 статьи 7).
В протоколе N 28 от 20.06.2006 года заседания Хабаровской городской Думы указано, что в Думу избрано 35 депутатов, на заседании присутствовало 30 депутатов. За утверждение повестки дня, в которой также предусматривалось обсуждение вопроса "Об утверждении Положения о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе размещения рекламных конструкций на территории г. Хабаровска" (вопрос 17 повестки дня) присутствовавшие депутаты проголосовали единогласно. По вопросу 17 повестки дня присутствовавшими депутатами единогласно принято решение об утверждении "Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденное решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280 (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает требования к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламных конструкций, условия использования объектов муниципальной собственности и земельных участков городского округа "Город Хабаровск", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством для размещения рекламных конструкций, порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", а также аннулирования таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций.
Первоначальный текст документа был опубликован в изданиях "Хабаровские вести" (N 98, 07.07.2006) и "Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы" (N 6, 14.07.2006).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Хабаровской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Проверив оспариваемые положения решения Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В Федеральном законе "О рекламе" указано, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункты 1, 5, 11 статья 3).
Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (статья 10 Федерального закона "О рекламе").
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - это собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (части 5, 5.1, 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе").
Приведенные положения федеральных законов позволяют сделать вывод, что муниципальное образование вправе иметь в собственности имущество - рекламные конструкции (размещаемые на автобусах, выполняющих рейсы по городским маршрутам и переданные в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям; размещаемые на стенах и крышах зданий, находящихся в муниципальной собственности, и т.п.), используемые для размещения социальной рекламы.
При таком положении довод административного истца о том, что Положение, утвержденное решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, в части 3 статьи 1, которой департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровск предоставлено право: д) заключать договоры по предоставлению в пользование рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности; с) осуществлять согласование размещения рекламных конструкций на имуществе города и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; противоречит федеральному законодательству, так как муниципальное образование не может иметь в собственности имущество, используемое для размещения рекламы (рекламные конструкции), поскольку не может быть рекламодателем, является несостоятельным.
Владеть имуществом (в частности рекламными конструкциями), которое используется для размещения социальной рекламы, муниципальному образованию законом не запрещено. Сам факт наличия в собственности такого имущества не свидетельствует о том, что муниципальное образование, в лице своих органов, выступает рекламораспространителем. Эксплуатация такого имущества осуществляется иными лицами (физическими или юридическими) на основании договоров, заключенных органом местного самоуправления -Департаментом муниципальной собственности.
В соответствии с Положением о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, утвержденном решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 года N 452, Департамент осуществляет: прием в муниципальную собственность объектов недвижимого и движимого имущества, включая инженерные сети; осуществляет контроль за эффективностью использования, сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного организациям, предприятиям, учреждениям; заключает договоры аренды, безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, а также проводит аукцион либо конкурс на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества.
Также нельзя согласиться с доводом административного истца, что подпункт "с" пункта 3 статьи 1 оспариваемого Положения имеет коррупциогенный фактор, так как не определяет порядок согласования размещения рекламных конструкций.
В пункте 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, указано, что коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт "ж").
Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 года N 452 утверждено Положение о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска. Распоряжением Администрации города Хабаровска от 15.03.2017 года N 158-р утверждены полномочия (в том числе обязанности) вице-мэра города, первых заместителей мэра города, заместителей мэра города.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 27.01.2011 года N 213 утверждено Положение о порядке дачи согласия на распоряжение имуществом муниципальных учреждений. Постановлением мэра г. Хабаровска от 16.01.2009 года N 173 утверждено Положение о порядке дачи согласия на заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями. Постановлением администрации города Хабаровска от 03.06.2014 года N 2258 утвержден Порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 08.10.2018 года N 3500 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", административного регламента предоставления муниципальной услуги "Аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" и внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Хабаровска".
Постановлением Администрации города Хабаровска от 15.04.2014 года N 1454 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
Таким образом, порядок согласования размещения рекламных конструкций на имуществу города и заключение договоров на владение и пользование ими, определен иными актами органов местного самоуправления муниципального образования города Хабаровска.
Нельзя согласиться с позицией административного истца в той части, что положения абзацев первого и второго пункта 1.9, пункта 2.3, 3 статьи 4 оспариваемого Положения, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, не учитывают требования постановления администрации г. Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330 и не отвечают требованиям ясности и определенности, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "и" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, - противоречия между нормами, создающие для органа местного самоуправления возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Как указано в пункте 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (подпункт "и").
Согласно пункта 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Содержание статьи 4 оспариваемого Положения, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, устанавливает требования к рекламным конструкциям, которые применяются при принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Положения этой статьи, в части требований к оборудованию рекламных конструкций, содержат ссылку на постановление администрации г. Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330, которым утверждены Типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории городского округа "Город Хабаровск.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330 установлены, в зависимости от видов и типов рекламных конструкций, определенные требования, которым они должны соответствовать, в том числе на наличие внутреннего освещения (его типа и вида), порядка его функционирования (режима работы), крепления источников света и т.п..
Сопоставив положения приведенных нормативных правовых актов, суд не установил наличие какой-либо правовой неопределенности в их применении, излишней свободы усмотрения, возможностей неоднозначного понимания, толкования и произвольного применения. Наоборот, данные акты взаимно согласованы, имеют конкретизацию по требованиям, которым должны отвечать рекламные конструкции в зависимости от их видов, типов и месте размещения, и приняты в пределах компетенции органа местного самоуправления.
Доводы прокурора о том, что положения пункта 2.3 статьи 4 оспариваемого Положения содержат безальтернативные требования об обязательном присоединении рекламных конструкций к электрическим сетям, в то время как имеются иные источники освещения, что свидетельствует о наличии корруциогенного фактора, на который указано в подпункте "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, суд находит несостоятельными.
В подпункте "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, указано, что коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Из содержания пункта 2.3 Положения, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, следует, что присоединение рекламных конструкций к электрическим сетям должно быть произведено в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 "Об утверждении правил недискримационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в энергетике и оказания услуг правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Каких-либо запретов на использование иных источников освещения, кроме электрических сетей, положения данного пункта не содержат. Таким образом, содержание данного пункта имеет разъяснительный характер, дающий владельцам рекламных конструкций возможность знать, каким требованиям должны соответствовать рекламные конструкции, подключаемые к электрическим сетям. Иное субъективное мнение прокурора о содержании оспариваемой нормы не может служить основанием для признания ее положений не соответствующим федеральному законодательству.
Суд находит несостоятельными и доводы прокурора о том, что положения пункт 2.4 статьи 4 оспариваемого Положения, которые предусматривают обязанность владельца рекламных конструкций устранить имеющиеся у них повреждения (повреждение изображений на них) в течение одних суток со дня выявления факта повреждения, содержит признаки коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, так как: не учитывают возникновение неблагоприятных природно-климатических условий (дождь, снег, низкие температуры), в период которых устранить повреждения не всегда возможно; не учитывают, что длительность устранения повреждений рекламных изображений зависит от материала, из которого изготовлено рекламное изображение, от необходимости привлечения третьих лиц для выполнения ремонтных работ. Прокурор считает, что положения данного пункта содержат завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, устанавливают трудновыполнимые требования к владельцам рекламных конструкций.
Толкование в системе положений статей 8, 9, 10, 210 и главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса РФ, позволяет сделать вывод, что свобода собственника пользоваться и управлять имуществом (вещью) по своему усмотрению условна, так как собственник не только сам не может пользоваться вещью во вред третьим лицам, но и обязан предотвращать вредоносное пользование принадлежащей ему вещью другими лицами. Собственника, а также лица, которым он передал свое имущество (вещь) не имеют права использовать его во вред другим, а на собственника также возложена специальная обязанность следить за тем, чтобы его собственность не использовалась для причинения вреда остальным.
Описание типов и видов рекламных конструкций (дано в постановление администрации города Хабаровска от 09.04.2014 года N 1330), размещение которых разрешено на территории города Хабаровска, свидетельствует о том, что наличие повреждений рекламных конструкций может повлечь за собой причинение вреда неопределенному кругу лиц, а также их имуществу. Вследствие этого установление в пункте 2.4 статьи 4 оспариваемого Положения кратчайшего срока для устранения повреждений рекламных конструкций - одни сутки со дня выявления указанных фактов, признается судом обоснованным, обусловленным объективной необходимостью предотвратить вредоносное воздействие поврежденных рекламных конструкций.
Административный ответчик в ходе судебного разбирательства пояснил, что владельцы рекламных конструкций демонтируют их, если отсутствует возможность устранить возникшие повреждения на месте в течение одних суток. Возможность продления срока устранения повреждений рекламных конструкций на период стихийных бедствий (снегопада, сильного ветра) не исключается, и такой вопрос разрешается в каждом конкретном случае.
Административный истец считает, что содержание пункта 1 статьи 5 оспариваемого Положения не отвечает требованиям ясности и определенности, как того требует подпункт "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, так как не регламентирует порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций для случаев, когда собственник рекламной конструкции и собственник недвижимого имущества совпадает.
Также административный истец считает, что оспариваемое Положение, в части слов "на основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции" в пункте 9 статьи 5, не соответствует частям 21 и 21.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", так как предусматривает обязательное наличие предписания органа местного самоуправления на демонтаж рекламной конструкции, присоединенной к муниципальному недвижимому имуществу, хотя федеральным законом выдача такого предписания не требуется.
В подпункте "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативным правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 96, указано, что коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
В части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" указано, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Части 21, 21.1 и 21.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусматривают, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета
Таким образом, наличие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между ее владельцем и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, прямо установлена Федеральным законом "О рекламе". Вследствие этого требование о предоставлении такого договора, содержащееся в пункте 1 статьи 5 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280, является правомерным.
Исходя из содержания приведенных положений норм права суд считает, что указание в пункте 9 статьи 5 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280, на необходимость органу местного самоуправления выдавать предписание о демонтаже рекламной конструкции в случае использования имущества города для установки и эксплуатации рекламной конструкции без договора и действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, согласуется с положениями Федерального закона "О рекламе". Владелец рекламной конструкции является рекламораспространителем, кем орган местного самоуправления (муниципальное образование) быть не может. А именно на владельце рекламной конструкции лежит обязанность ее демонтажа при наличии нарушений ее размещения. И только в случае не установления лица, которому принадлежит подлежащая демонтажу рекламная конструкция, ее демонтаж осуществляет собственник имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, что не исключает необходимость выдачи владельцу рекламной конструкции предписания.
При таком положении указанные доводы административного истца не могут быть признаны состоятельными.
Давая оценку доводам административного истца о том, что в оспариваемой части Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280, содержит коррупциогенные факторы, суд учитывает, что проект оспариваемого нормативного правового акта был представлен прокуратуре для проведения антикоррупционной экспертизы. По результатам экспертизы прокуратурой Центрального района г. Хабаровска 20.06.2006 года было дано заключение N 2п-06, что проект решения Хабаровской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе размещения рекламных конструкций" не противоречит Федеральному закону "О рекламе".
Решение Хабаровской городской Думы от 17.12.2013 года N 844 "О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 N 280 "Об утверждении Положения о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" наименование решения Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280 изложено в следующей редакции: "Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Так как оспариваемое в части решение Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 года N 280 принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, не противоречит федеральному законодательству, права физических и юридических лиц не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте администрации города Хабаровска.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Прокурору Хабаровского края в удовлетворении его требований о признании недействующим Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года N 280 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 27.06.2017 года N 602) части части подпунктов "д" и "с" пункта 3 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1.9 статьи 4, пункта 2.3, пункта 2.4 в части слов "одних суток" и пункта 3 статьи 4, пункта 1 и пункта 9 в части слов "на основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции" статьи 5, отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале администрации города Хабаровска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 22 октября 2018 года.
Судья краевого суда |
Е.А. Бузыновская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2018 г. N 3а-146/2018
Текст решения официально опубликован не был