В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" администрация Ванинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
2. Рекомендовать главам администраций городских и сельских поселений Ванинского муниципального района Хабаровского края разработать и утвердить Положение о системе управления охраной труда.
3. Руководителям отраслевых (функциональных) органов администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края обеспечить разработку Положения о системе управления охраной труда.
4. Руководителям структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района без прав юридического лица ознакомить работников вверенных подразделений с настоящим постановлением под роспись.
5. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Ванинского муниципального района в информационно телекоммуникационной сети Интернет (vaninoadm.khabkrai.ru).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации района |
А.А. Наумов |
Положение
о системе управления охраной труда в администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
(утв. постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 28 декабря 2018 г. N 1007)
I. Общие положения.
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация района) разработано с целью создания единой системы управления охраной труда в администрации района на основе Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, действующими в сфере охраны труда.
2. Положение устанавливает:
- основные требования к разработке, внедрению и функционированию СУОТ в администрации района;
- единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и прочих мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников администрации района;
- основные направления работы по охране труда в администрации района;
- порядок распределения обязанностей и ответственности в области охраны труда.
3. Положение о СУОТ распространяется как на территории администрации района, в здании, так и за ее пределами на работников администрации района, при исполнении ими служебных обязанностей.
4. Требования Положения о СУОТ обязательны для всех работников администрации района.
II. Политика администрации района в области охраны труда
5. Политика администрации района в области охраны труда (далее - политика по охране труда) является гарантированным выполнением обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда.
6. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников администрации района в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
г) привлечение работников администрации района к участию в управлении охраной труда и обеспечении безопасных условий труда.
7. Обсуждение политики по охране труда доступно всем работникам администрации района.
III. Цели администрации района в области охраны труда.
8. Основные цели администрации района в области охраны труда:
а) реализация основных направлений политики организации в области охраны труда;
б) проведение специальной оценки условий труда;
в) формирование безопасных условий труда;
г) контроль за соблюдением требований охраны труда;
д) информирование работников администрации района об условиях труда на их рабочих местах;
е) предотвращение несчастных случаев с работниками администрации района.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ в администрации района (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами).
9. Обязанности в сфере охраны труда работников администрации района устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении охраной труда работников администрации района.
9.1. Обязанности в сфере охраны труда работников администрации района устанавливаются с использованием следующих уровней управления:
9.1.1. Глава администрации Ванинского муниципального района (первый заместитель главы администрации Ванинского муниципального района) в порядке, установленном законодательством:
- осуществляет общее управление охраной труда в администрации района;
- организует безопасность работников администрации района при эксплуатации здания, оборудования, осуществлении технологических процессов;
- обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
- организует соответствие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников администрации района в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- организует обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- допускает к работе работников администрации района, прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организует контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
- обеспечивает проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- обеспечивает в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет средств районного бюджета обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации муниципальных служащих;
- обеспечивает информирование работников администрации района об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
- организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно- надзорной деятельности;
- обеспечивает обязательное социальное страхование работников администрации района от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- принимает меры по ознакомлению работников администрации района с требованиями охраны труда;
- организует разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников администрации района.
9.1.2. Заместители главы администрации района, управляющий делами обязаны:
- контролировать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на рабочих местах курируемых ими структурных подразделений администрации района;
- обеспечивать безопасное выполнение работниками структурных подразделений администрации района своих должностных обязанностей;
- не допускать работников администрации района к выполнению трудовых функций в случае выявления нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
- принимать меры по устранению нарушений государственных нормативных требований охраны труда в случае получения такой информации от работников администрации района.
9.1.3. Начальник структурного подразделения администрации района (заместитель начальника структурного подразделения):
- обеспечивает функционирование СУОТ;
- осуществляет организационную работу по охране труда в вверенном структурном подразделении;
- проводит инструктажи по охране труда на рабочих местах курируемого структурного подразделения;
- участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- обеспечивает своевременное прохождение работниками своего подразделения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации муниципальных служащих;
- проводит с работниками своего подразделения инструктажи по охране труда на рабочем месте;
- участвует в организации проведения специальной оценки условий труда рабочих мест;
- принимает меры по предотвращению аварий в помещениях, закрепленных за структурным подразделением, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим первой помощи и организации доставки пострадавших в медицинское учреждение;
- обеспечивает исправное состояние оборудования, которым оснащены рабочие места работников структурного подразделения;
- не допускает работников структурного подразделения к выполнению работ при неисправном оборудовании;
- своевременно информирует главу администрации района (первого заместителя администрации района), специалиста по охране труда администрации района либо лицо, определяется распоряжением администрации района об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников;
- несет ответственность за невыполнение работниками своего подразделения требований охраны труда.
9.1.4. Начальник отдела кадров правового управления администрации района:
- направляет всех работников, принимаемых на работу в администрацию района, а также командированных в администрацию района работников и работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, обучающихся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в администрации района производственную практику, и других лиц, участвующих в деятельности администрации района, к специалисту по охране труда либо к лицу, назначенного распоряжением администрации район для прохождения вводного инструктажа по охране труда;
- организует работу по обучению по охране труда руководителей администрации района и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда администрации района;
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда в части режимов труда и отдыха работников администрации района.
9.1.5. Работник администрации района в соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязан:
- соблюдать требования охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, выполнение указаний непосредственного руководителя;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих;
- участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- содержит в чистоте свое рабочее место;
- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания, или иных лиц;
- при возникновении аварий принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
9.1.6. Специалист по охране труда администрации района либо лицо, определяется распоряжением администрации района, который несет ответственность за качественное и своевременное исполнение специалиста по охране труда администрации района:
- организует работу по обеспечению выполнения работниками структурного подразделения администрации района требований охраны труда;
- осуществляет контроль за соблюдением работниками структурного подразделения администрации района нормативных правовых актов об охране труда и локальных нормативных правовых актов администрации района, указаний и предписаний по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- обеспечивает функционирование СУОТ;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях администрации района;
- участвует в управлении профессиональными рисками;
- участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- участвует в разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
- участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда в отраслевых органах администрации района;
- организует проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации муниципальных служащих отраслевых органов администрации района;
- дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность, анализирует причины, осуществляет мероприятия по предупреждению и контроль по их выполнению;
- проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми лицами, поступающими в администрацию района на работу, командированными, проходящими производственную практику;
- организует своевременное обучение по охране труда руководителей и специалистов отраслевых органов администрации района и участвует в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
V. Процедуры, направленные на достижение целей администрации района в области охраны труда.
10. Для организации подготовки по охране труда в администрации района распоряжением администрации района утверждаются:
а) перечень должностей работников администрации района, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда;
б) перечень должностей работников администрации района, проходящих подготовку по охране труда непосредственно в администрации района;
в) перечень должностей работников администрации района, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
г) перечень руководителей структурных подразделений администрации района, ответственных за проведение первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
д) программы инструктажей по охране труда;
е) инструкции по охране труда;
ж) состав комиссии комитета по проверке знаний требований охраны труда;
з) перечень вопросов по охране труда для проверки знаний руководителей и специалистов.
11. С целью организации процедуры проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в администрации района распоряжением администрации района устанавливаются:
а) состав и функции комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников администрации района в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
в) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
г) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
12. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников администрации района, и составление их перечня осуществляется в процессе проведения специальной оценки условий труда экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда с привлечением специалиста по охране труда либо лица, назначенного распоряжением администрации района, работников администрации района.
В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников администрации района, рассматриваются:
а) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса;
б) опасности, связанные с воздействием световой среды;
в) опасности, связанные с организационными недостатками:
- допуск работников администрации района, не прошедших подготовку по охране труда;
- отсутствие на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ;
- отсутствие на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи;
- отсутствие информации (схемы, знаков) о направлении эвакуации в случае возникновения пожара;
г) механические опасности:
- падение из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
- порезы частей тела, конечностей, в том числе канцелярским ножом, ножницами, другими инструментами и приспособлениями;
- травмирование упавшим с крыши снегом и (или) льдом;
- наезд транспортного средства;
д) опасность поражения электрическим током вследствие касания к токоведущим частям оборудования под напряжением из-за неисправного состояния.
13. С целью организации информирования работников администрации района об условиях труда на их рабочих местах осуществляется ознакомление работников администрации района с результатами специальной оценки условий труда на рабочих местах.
14. С целью организации предотвращения травмирования работников администрации района обеспечивается:
- безопасность работников администрации района при эксплуатации оборудования, здания и при выполнении работ на территории администрации;
- проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур.
15. С целью планирования мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда, в администрации района утверждается План мероприятий по улучшению условий и охраны труда (далее - План).
В Плане отражаются:
а) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
б) ожидаемый результат мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
д) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. Контроль функционирования и мониторинг реализации процедур СУОТ.
16. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации установленных настоящим положением процедур СУОТ в администрации района проводятся:
- контроль за состоянием охраны труда на рабочих мест путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению;
- учет и анализ несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников администрации район, а также изменений требований охраны труда.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
17. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ используются результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, результаты расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний и результаты контрольно- надзорных мероприятий соответствующих органов исполнительной власти, а также предложения работников администрации района.
18. При планировании улучшения функционирования СУОТ в администрации района учитываются следующие показатели:
- степень достижения целей администрации района в области охраны труда;
- эффективность действий в области охраны труда ответственных работников администрации района на всех уровнях управления;
- необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей, перераспределение обязанностей в области охраны труда руководителей и специалистов администрации района;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки по охране труда работников администрации района.
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
19. Расследования возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний в администрации района направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.
20. Порядок расследования несчастных случаев в администрации района осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
21. Результаты расследований несчастных случаев в администрации района доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
22. Для разработки мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий определяется возможный характер аварийных ситуаций, предотвращение или снижение связанных с ними рисков. Эти мероприятия своевременно корректируются, при необходимости, вносятся изменения. Мероприятия должны:
- гарантировать при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех работников в рабочей зоне;
- предоставлять при возникновении аварийной ситуации информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех работников, находящихся в рабочей зоне;
- предоставлять соответствующую информацию всем работникам администрации района на всех уровнях и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.
X. Управление документами СУОТ.
23. Лицом ответственным за разработку и утверждение документов СУОТ определяется специалист по охране труда администрации района либо лицо, назначенное распоряжением администрации района, который несет ответственность за качественное и своевременное исполнение специалиста по охране труда администрации района.
24. Документация СУОТ в администрации района:
а) должна быть понятна работникам администрации района;
б) периодически анализироваться и, при необходимости, своевременно корректироваться;
в) быть доступной для работников, которых она касается и кому предназначена.
25. Документы по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:
а) систематически вести и оптимизировать;
б) хранить в соответствии с установленным определенным сроком.
26. Документами СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, являются:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) результаты контроля функционирования СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 28 декабря 2018 г. N 1007 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Ванинского муниципального района https://vaninoadm.khabkrai.ru 29 декабря 2018 г.