Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 24 мая 2019 г. N 306
"Об утверждении положения "Об управлении муниципальными унитарными предприятиями"
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 27.01.2009 N 3 "Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Советско-Гаванского муниципального района", Администрация муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение "Об управлении муниципальными унитарными предприятиями".
2. Ранее принятые нормативные правовые акты Главы Советско-Гаванского муниципального района и Администрации Советско-Гаванского муниципального района, устанавливающие порядок управления муниципальными унитарными предприятиями Советско-Гаванского муниципального района, применяются в той части, в которой они не противоречат Положению "Об управлении муниципальными унитарными предприятиями", утвержденному настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального района по экономике - Филиппову Е.Г.
4. Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Глава муниципального района |
Ю.И. Бухряков |
Положение
"Об управлении муниципальными унитарными предприятиями"
(утв. Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 24 мая 2019 г. N 306)
1. Общие положения
1.1. Муниципальное унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, созданное Администрацией Советско-Гаванского муниципального района (далее - Администрация) от имени муниципального образования.
1.2. Муниципальное унитарное предприятие создается в целях, определенных законодательством.
1.3. Муниципальное унитарное предприятие считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
1.4. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
2. Права собственника имущества муниципального унитарного предприятия
Администрация от имени муниципального образования в отношении муниципального унитарного предприятия:
2.1. Принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия в соответствии с решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 14.02.2013 N 504 "О принятии Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий".
2.2. Определяет цели, предмет, виды деятельности, размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
2.3. Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия.
2.4. Принимает в соответствии с настоящим положением решение об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, внесении в него изменений.
2.5. Принимает решение о реорганизации или ликвидации муниципального унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы муниципального унитарного предприятия.
2.6. Формирует уставный фонд муниципального унитарного предприятия.
2.7. Назначает на должность руководителя муниципального унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
2.8. Согласовывает прием на работу главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора.
2.9. Утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты муниципального унитарного предприятия.
2.10. Дает согласие на внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ, продажу, заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями.
2.11. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальному унитарному предприятию имущества.
2.12. Утверждает показатели экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия и контролирует их выполнение.
2.13. Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципального унитарного предприятия, согласие на участие муниципального унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.
2.14. Дает согласие на участие муниципального унитарного предприятия в иных юридических лицах.
2.15. Дает согласие на распоряжение принадлежащим муниципальному унитарному предприятию вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также на распоряжение акциями.
2.16. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента.
2.17. Дает согласие в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в отношении имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, для которых требуется согласие собственника имущества.
2.18. Принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
2.19. Имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
3. Порядок учреждения и регистрация муниципального унитарного предприятия
3.1. Муниципальное унитарное предприятие создается на основании решения о создании муниципального унитарного предприятия, принятого постановлением Администрации в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 14.02.2013 N 504 "О принятии Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий".
3.2. Муниципальное унитарное предприятие может быть создано на базе имущества, передаваемого из муниципальной казны, за счет средств, выделенных из бюджета муниципального образования. Муниципальное унитарное предприятие создается в целях решения вопросов местного значения.
3.3. Муниципальное унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. Имущество муниципального унитарного предприятия
4.1. Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым, не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками муниципального унитарного предприятия, и формируется за счет:
- муниципального имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на момент его регистрации;
- муниципального имущества, закрепляемого в процессе осуществления уставной деятельности муниципального унитарного предприятия;
- имущества, приобретаемого муниципальными унитарными предприятиями за счет доходов от собственной деятельности;
- имущества, приобретаемого муниципальными унитарными предприятиями за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, и других источников финансирования.
4.2. Имущество муниципального унитарного предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием для производственной деятельности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Пользование имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:
4.4.1. Имущество, находящееся у муниципального унитарного предприятия, отражается на его балансе.
Право хозяйственного ведения или оперативного управления муниципального предприятия на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с действующим законом в течение двух месяцев с момента утверждения передаточного акта Комитетом по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Комитет). Сведения (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимого имущества) о произведенной регистрации муниципальное унитарное предприятие обязано представить в Комитет в течение 10 рабочих дней с даты получения данных сведений.
4.4.2. Муниципальное унитарное предприятие распоряжается имуществом, закрепленным за ним, в порядке, установленном действующим законодательством и обязано использовать его по прямому назначению в соответствии с уставной деятельностью муниципального унитарного предприятия.
4.4.3. Муниципальное унитарное предприятие обязано:
а) обеспечить сохранность и эффективное использование закрепленного за ним муниципального имущества строго по целевому назначению;
б) не допускать ухудшение имущества, поддерживать его в исправном состоянии, осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за предприятием имущества;
в) производить государственную регистрацию недвижимого имущества, находящегося в пользовании предприятия, а также вновь построенного по результатам хозяйственной деятельности, на праве муниципальной собственности.
4.4.4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством.
5. Права муниципального унитарного предприятия
5.1. Муниципальное унитарное предприятие действует на основании устава предприятия.
5.2. Муниципальное унитарное предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
5.3. Муниципальное унитарное предприятие не вправе выступать учредителем кредитных организаций.
5.4. Муниципальное унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое муниципальное унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
5.5. Муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
5.6. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований действующего законодательства, может быть признана недействительной по иску муниципального унитарного предприятия или структурного подразделения Администрации от имени муниципального образования.
5.7. Муниципальное унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию объемов и направлений использования привлекаемых средств с Администрацией муниципального образования.
5.8. Финансово-хозяйственная деятельность муниципального унитарного предприятия ежегодно подлежит аудиторской проверке. Аудиторская проверка муниципального унитарного предприятия осуществляется за счет средств муниципального предприятия на основании заключенного с ним договора.
5.9. Муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет муниципального района часть прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
5.10. Руководство муниципальным предприятием осуществляет директор. Он назначается на должность руководителя муниципального унитарного предприятия распоряжением Администрации на основании личного заявления и заключенного трудового договора.
5.11. Кадровое обеспечение руководителей подведомственных муниципальных унитарных предприятий осуществляет Администрация.
6. Разграничение компетенций структурных подразделений Администрации по вопросам управления муниципальными предприятиями
6.1. От имени муниципального образования управление муниципальными унитарными предприятиями осуществляется Администрацией через соответствующие структурные подразделения в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
6.2. Комитет в пределах своих полномочий:
- обеспечивает учет имущества муниципальных унитарных предприятий путем ведения реестра, позволяющего учитывать, систематизировать и накапливать сведения о составе имущества муниципальных унитарных предприятий;
- ведет реестр муниципальных унитарных предприятий;
- согласовывает принятие уставов и внесение в них изменений в отношении муниципальных унитарных предприятий, подведомственных отраслевым структурным подразделениям;
- осуществляет оформление необходимых документов о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, а также о прекращении указанных прав;
- осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием;
- оформляет акт Администрации о выдаче разрешения на продажу недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями;
- при получении соответствующего распоряжения и обосновывающих материалов (заключения отраслевого структурного подразделения Администрации) осуществляет подготовку проектов постановлений Администрации о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий;
- на основании внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании муниципального унитарного предприятия вносит соответствующие сведения в реестр муниципальной собственности;
- формирует уставный фонд муниципального унитарного предприятия, в случае формирования его имуществом;
- обеспечивает выдачу разрешения муниципальному унитарному предприятию на списание имущества в соответствии с муниципальными правовыми актами;
- обеспечивает согласование заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, которое закреплено за муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии муниципальными правовыми актами.
6.3. Отраслевые (профильные) структурные подразделения Администрации исходя из принципа отраслевой принадлежности и в соответствии с распорядительным муниципальным правовым актом:
- осуществляют управление муниципальными унитарными предприятиями подведомственной отрасли в пределах полномочий учредителя;
- обеспечивают подготовку и утверждение уставов, и внесение в них изменений в отношении подведомственных муниципальных унитарных предприятий;
- разрабатывает показатели планов экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия, направляет их на согласование в отдел анализа и экономической политики Администрации, контролирует их выполнение;
- проводит сравнительный анализ и оценку эффективности деятельности (функционирования) муниципальных унитарных предприятий в отраслевом и территориальном разрезе;
- готовят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и вносят предложения по результатам балансовых комиссий на рассмотрение Администрации;
- контролируют выполнение показателей экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия;
- ведут контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств муниципальными унитарными предприятиями;
- готовят предложения о погашении дебиторской и кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия и осуществляют контроль за ее погашением;
- разрабатывают совместно с муниципальными унитарными предприятиями нормативы распределения прибыли, численности работников предприятия, а также норматив фонда оплаты труда;
- участвуют в проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия;
- совместно с муниципальными унитарными предприятиями определяют потребность предприятия в размере производственных площадей и составе имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности;
- согласовывают в установленном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иных сделок в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами;
- при создании, реорганизации муниципальных унитарных предприятий либо при внесении изменений в Устав муниципального унитарного предприятия подают в Комитет предложения, которые содержат заключение Финансового управления Администрации (в случае формирования уставного фонда денежными средствами), сведения (перечень) о составе и стоимости имущества (в случае формирования уставного фонда имуществом), сведения о целях и видах деятельности предприятия;
- при подготовке предложений Администрации о реорганизации муниципальных унитарных предприятий вносят предложения о способе реорганизации Предприятия, направляют представление об экономической целесообразности реорганизации Предприятия, подробный финансовый анализ деятельности Предприятия, оценку деятельности Предприятия, по распределению имущества муниципального унитарного предприятия, представляют на утверждение Администрацией на должность директора вновь создаваемого муниципального унитарного предприятия;
- вносят предложения Администрации о назначении на должность и освобождении от должности руководителя муниципального унитарного предприятия;
- готовят резерв на должность руководителей муниципальных унитарных предприятий, согласовывают их назначение и освобождение от занимаемой должности;
- разрабатывают и утверждают должностные инструкции руководителей муниципальных предприятий;
- согласовывают прием на работу главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия, заключение с ним трудового договора, его изменение и прекращение;
- разрабатывают положение о премировании руководителя муниципального предприятия;
- проводят анализ предоставленных муниципальными предприятиями производственно-технологических документов, влияющих на формирование тарифа, готовят заключения об обоснованности установления тарифа и направляют документы в отдел анализа и экономического развития Администрации для согласования;
- доводят до сведения подведомственных муниципальных унитарных предприятий нормативные акты Хабаровского края, Администрации, касающиеся деятельности предприятий;
- согласовывают договоры займа муниципальным унитарным предприятиям;
- совместно с Отделом муниципального заказа Администрации организуют проведение конкурсов по выбору аудиторских организаций на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий;
- формируют уставный фонд муниципального унитарного предприятия в случае формирования его денежными средствами;
- при принятии решения Администрации о создании, реорганизации, ликвидации муниципального унитарного предприятия, обеспечивает представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, предусмотренные действующим законодательством;
- в случае реорганизации муниципальных предприятий, осуществляет подготовку устава вновь создаваемого в процессе реорганизации муниципального унитарного предприятия, направляет его на согласование в необходимые структурные подразделения Администрации;
- при ликвидации муниципального унитарного предприятия осуществляют подготовку и направляют в Администрацию представление об экономической целесообразности ликвидации муниципального унитарного предприятия, содержащее подробный финансовый анализ и оценку деятельности муниципального унитарного предприятия, согласованное с заместителем Главы муниципального района, курирующим соответствующий сектор экономики, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предложения о направлении использования имущества, оставшегося после ликвидации муниципального унитарного предприятия.
6.4. Отдел анализа и экономической политики Администрации:
- согласовывает показатели экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия;
- координирует работу отраслевых (профильных) структурных подразделений по разработке прогнозов и программ;
- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- совместно с отраслевыми (профильными) структурными подразделениями Администрации ежеквартально осуществляет мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий с оценкой эффективности их работы и вносит предложения по устранению выявленных недостатков на рассмотрение Главе муниципального района;
- готовит совместно с отраслевыми (профильными) структурными подразделениями Администрации балансовые комиссии по работе муниципальных унитарных предприятий и вносит свои предложения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия на рассмотрение Главе муниципального района;
- координирует разработку программы развития муниципальных унитарных предприятий;
- участвует совместно с отраслевыми (профильными) структурными подразделениями Администрации в формировании должностного оклада при заключении трудового договора (контракта) руководителя муниципального предприятия, в формировании положения о премировании руководителей муниципальных предприятий;
- проводит согласование представленных заключений об обоснованности установления тарифов.
6.5. Финансовое управление Администрации:
- участвует в анализе эффективности работы системы управления имуществом муниципальных унитарных предприятий, готовит предложения по ее совершенствованию;
- проводит проверку целевого использования средств, выделенных из районного бюджета.
7. Ликвидация и реорганизация муниципального предприятия
7.1. Прекращение деятельности муниципального унитарного предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).
7.2. Муниципальное унитарное предприятие ликвидируется на основании постановления Администрации, в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Муниципальное унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.4. Ликвидация муниципального унитарного предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой постановлением Администрации, либо в соответствии с решением судебных органов по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
7.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению имуществом муниципального унитарного предприятия.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого муниципального унитарного предприятия:
- помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации муниципального унитарного предприятия, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;
- принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации муниципального унитарного предприятия;
- составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Комитетом по согласованию с отраслевым (профильным) структурным подразделением Администрации;
- осуществляет представительство в судебных органах.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
7.6.1. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения;
7.6.2. Если имеющиеся у ликвидируемого муниципального унитарного предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более установленной законодательством суммы (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, полученных от реализации имущества ликвидируемого муниципального унитарного предприятия, ликвидационная комиссия обращается с заявлением к учредителю (Администрации) для принятия учредителем решения в соответствии с действующим законодательством;
7.6.3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого муниципального унитарного предприятия передается ликвидационной комиссией в казну муниципального образования, а оставшиеся денежные средства перечисляются в бюджет муниципального района.
7.7. После внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц ликвидация муниципального унитарного предприятия считается завершенной, а муниципальное унитарное предприятие - прекратившим существование.
7.8. После осуществления мероприятий по ликвидации муниципального унитарного предприятия Комитет исключает из реестра объектов муниципальной собственности ликвидированное предприятие.
7.9. Муниципальное унитарное предприятие реорганизуется на основании постановления Администрации, в соответствии с действующим законодательством.
7.10. Для проведения реорганизации назначается комиссия по проведению реорганизационных мероприятий постановлением Администрации.
7.11. Муниципальное унитарное предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
Признание муниципального унитарного предприятия банкротом влечет за собой последствия, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Начальник Юридического отдела |
М.В. Зворыгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 24 мая 2019 г. N 306 "Об утверждении положения "Об управлении муниципальными унитарными предприятиями"
Настоящее постановление вступает в силу с 25 мая 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края https://sovgavadm.khabkrai.ru 24 мая 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 18 марта 2020 г. N 150
Изменения вступают в силу с 19 марта 2020 г.