Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 8 апреля 2016 г. N 1-П
по делу о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва город Кызыл 8 апреля 2016 года
Конституционный суд Республики Тыва в составе председателя А.П. Саая, судей О.Н. Дубровского, О.Л-С. Салчака, с участием представителя Ш.В. Кара-оола Главы-Председателя Правительства Республики Тыва - А.Г. Оюна, Представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - О.Б. Ондар, представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва - Т.К. Ховалыга, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва - А.Р. Биче-оол, представителя Прокуратуры Республики Тыва - А.В. Ойдуп, эксперта - декана юридического факультета ТувГУ, кандидата юридических наук, доцента А.В. Минаева.
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 2 статьи 3, статьей 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы-Председателя Правительства Республики Тыва. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва.
Заслушав выступление судей-докладчиков О.Н. Дубровского и О.Л-С. Салчака, мнения представителя Главы-Председателя Правительства Республики Тыва, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, заключение эксперта, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Глава-Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании положений части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва.
В запросе Главы-Председателя Правительства Республики Тыва указано, что основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва послужила обнаружившаяся неопределенность в понимании данного конституционного положения в части наличия права у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в соответствии с переданными ему полномочиями, самостоятельно принимать решения по ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва, без вынесения отдельного решения Правительством Республики Тыва.
Позиция заявителя заключается в следующем.
Часть 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва предусматривает, что управление и распоряжение объектами государственной собственности Республики Тыва осуществляет Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Статьей 3 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 г. N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" (далее - Закон Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва") установлено, что Республика Тыва в соответствии с гражданским законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении, принадлежащего ей на праве собственности имущества. От имени государства право управления государственной собственностью осуществляет Правительство Республики Тыва через уполномоченные органы.
В соответствии со статьей 14 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 г. N 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва" (далее - Конституционный закон Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва") распределение полномочий между органами исполнительной власти Республики Тыва осуществляется в соответствии с действующим законодательством и закрепляется в положениях об этих органах.
Следовательно, Правительство Республики Тыва вправе передать отдельные полномочия, входящие в его компетенцию, органам исполнительной власти Республики Тыва, если решение этих вопросов в соответствии с действующим законодательством не отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Тыва. Таким образом, законодательно предусмотрено, что полномочия по управлению государственной собственностью Республики Тыва могут быть делегированы Правительством Республики Тыва соответствующим уполномоченным органам.
Частью 3 статьи 6 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" закреплено право уполномоченного органа исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью в пределах своей компетенции совершать в отношении государственной собственности любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе создавать, ликвидировать или реорганизовывать государственные унитарные предприятия и государственные учреждения.
Заявитель Глава-Председатель Правительства Республики Тыва считает, что федеральное законодательство относит решение данных вопросов к ведению субъектов Российской Федерации. Законом Республики Тыва полномочия Правительства Республики Тыва по распоряжению имуществом, установленные Конституцией Республики Тыва, переданы уполномоченному органу - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва и при их реализации не требуется принятие со стороны Правительства Республики Тыва дополнительного акта.
На основании изложенной позиции заявитель просит дать толкование части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва по вопросу: Обладает ли правом уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в соответствии с переданными ему полномочиями, самостоятельно принимать решения по ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва, без вынесения решения Правительством Республики Тыва?
2. Согласно частям 2 и 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов, и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, при этом Конституционный суд Республики Тыва не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва при рассмотрении дела решает исключительно вопросы права.
Предметом рассмотрения по данному делу будет обнаружившаяся неопределенность в понимании положения части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва, в части порядка управления и распоряжения объектами государственной собственностью по вопросам ликвидации, реорганизации государственных унитарных предприятий Республики Тыва.
3. Управление и распоряжение объектами государственной собственности имеют важную многофункциональную роль, значимость для общества и государства в целом, обеспечивает сбалансированное развитие экономики в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Собственность Республики Тыва представляет собой публичное достояние народа Республики Тыва и имеет специальный правовой режим. Порядок реализации правомочий собственника, органами государственной власти Республики Тыва, определяет их компетенцию в сфере управления имуществом, находящимся в республиканской собственности, с учетом особенностей управления отдельными видами объектов. Управление государственной собственностью осуществляется органами государственной власти Республики Тыва, посредством реализации полномочий по владению, пользованию, распоряжению государственной собственностью Республики Тыва, от имени Республики Тыва и в интересах ее населения.
3.1. В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, разграничение государственной собственности, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 72 Конституции Республики Тыва, разграничение полномочий по управлению объектами государственной собственности, расположенных на территории Республики Тыва, устанавливается федеральным законом или заключаемыми договорами между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Тыва.
Следовательно, к ведению Республики Тыва, как субъекта Российской Федерации, относятся вопросы управления государственной собственностью Республики Тыва, исходя из изложенного, Республика Тыва осуществляет собственное правовое регулирование общественных отношений возникающих в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва.
Из пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Пункт "б" части 1 статья 79 Конституции Республики Тыва определяет, что в государственной собственности Республики Тыва находятся, предприятия и объединения, образовательные и медицинские организации, организации, учреждения и предприятия культуры, физической культуры и спорта, науки, другие организации и учреждения, созданные или приобретенные за счет средств Республики Тыва или переданные Республике Тыва в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы и лица, которые могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Частью 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва установлено, что управление и распоряжение объектами государственной собственности Республики Тыва осуществляет Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Положениями пункта "г" части 4 статьи 113 Конституции Республики Тыва, пункта 7 части 1 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" Правительство Республики Тыва наделено полномочиями по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Статьей 3 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва", закреплено, что Республика Тыва в соответствии с гражданским законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении, принадлежащего ей на праве собственности имущества.
Таким образом, исходя из действующего законодательства Республики Тыва, право управления и распоряжения государственной собственностью принадлежит непосредственно Правительству Республики Тыва. При этом часть 2 статьи 3 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" предусматривает опосредованное право управления государственной собственностью, через - уполномоченные органы.
3.2. В соответствии со статьей 14 Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" распределение полномочий между органами исполнительной власти Республики Тыва осуществляется в соответствии с действующим законодательством и закрепляется в положениях об этих органах.
Согласно статьи 17 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва", Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591 (далее - Положение о Министерстве), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является основным уполномоченным органом, осуществляющим управление государственной собственностью и координирующим в соответствии с законодательством Республики Тыва деятельность иных уполномоченных органов в данной сфере.
Анализ указанных положений показывает, что управление и распоряжение государственной собственностью Республики Тыва осуществляется Правительством Республики Тыва непосредственно, либо опосредованно уполномоченным на то органом в интересах населения Республики Тыва - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Делегирование полномочий Правительства Республики Тыва - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва обусловлено тем, что в силу многообразия объектов управления, их специфики, утрачивается возможность постоянного оперативного принятия решений Правительством Республики Тыва в отношении каждого объекта управления. Для максимально эффективного достижения поставленных целей, задач, и их реализации, определяется специализированный уполномоченный государственный орган для качественного управления и принятия своевременных, адекватных решений по управлению государственной собственностью Республики Тыва.
Пунктом 7.2 Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий Республики Тыва и республиканских государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Республики Тыва, а также полномочия собственника по передаче республиканского имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) имущества Республики Тыва.
В рамках делегированных государственных полномочий, уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва", также наделен соответствующим правом по управлению государственной собственностью в пределах его компетенции и в порядке, установленном данным законом, совершать в отношении государственной собственности любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе по созданию, ликвидации или реорганизации государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обладает всеми полномочиями собственника, в том числе в отношении имущества государственных унитарных предприятий.
3.3. Вместе с тем, Конституционный суд Республики Тыва, исходя из конституционно-правового статуса высшего исполнительного органа - Правительства Республики Тыва, а также специального правового режима управления собственностью Республики Тыва, выявил, что делегируя свои полномочия уполномоченному органу - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, не утрачивает за собой права собственника и полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Тыва. Правительство Республики Тыва, реализуя свои конституционные права собственника в необходимых случаях, например при ненадлежащих действиях или бездействии уполномоченного органа, вправе вмешиваться на любой стадии в процедуру управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва, посредством поручения Правительства Республики Тыва о создании, реорганизации, ликвидации в установленном порядке государственных унитарных предприятий, уполномоченному на то органу в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 статьи 17 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" и пунктом 29 Положения о Министерстве.
Следовательно, до тех пор, пока Правительство Республики Тыва не дает поручения Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство осуществляет свои полномочия самостоятельно по управлению, реорганизации, ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва, в рамках делегированных полномочий.
3.4. Кроме того, статьей 40 Закона Республики Тыва "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" предусмотрен специальный порядок реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, часть 3 указанной нормы устанавливает, что ликвидация государственного унитарного предприятия осуществляется по решению Правительства Республики Тыва в случае внесения представления соответствующего министерства и ведомства.
Конституционный суд Республики Тыва, исходя из специального правового режима управления государственной собственностью, а также непрерывности полномочий Правительства Республики Тыва по управлению государственной собственностью, приходит к выводу, о том, что Правительство Республики Тыва вправе осуществлять свои полномочия по реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий в случаях, когда соответствующие министерства и ведомства в том числе - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в силу значимости вопроса связанного с реорганизацией и ликвидацией государственного унитарного предприятия либо сложностью принятия самостоятельного решения, либо в иных необходимых случаях, вносит представление Правительству Республики Тыва как органу, управляющему и распоряжающемуся собственностью в соответствии с частью 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва.
В этом случае Правительство Республики Тыва принимает соответствующее решение, которым и руководствуется уполномоченный орган.
4. Иное понимание проанализированных норм Конституции Республики Тыва во взаимосвязи с действующим законодательством Республики Тыва, регламентирующим порядок управления государственной собственностью Республики Тыва, подразумевало бы произвольное ограничение переданных полномочий уполномоченному органу и ставило бы под сомнение смысл делегирования этих полномочий, а также нарушало бы конституционный принцип самостоятельности высшего исполнительного органа государственной власти Республики Тыва.
Каждый из выявленных Конституционным судом Республики Тыва в п.п. 3.2., 3.3., 3.4., мотивировочной части настоящего толкования порядков реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва может реализовываться самостоятельно и соответствует положениям Конституции Республики Тыва.
Различные порядки, предусмотренные действующим законодательством Республики Тыва, обусловлены особенностями построения системы органов исполнительной власти Республики Тыва, их совокупности и системы взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов исполнительной власти отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти, и является правовым средством взаимодействия, контроля и уравновешивания деятельности в осуществлении ее функций множеством субъектов.
Таким образом, настоящим толкованием выявлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва как уполномоченный государственный орган имеет право на самостоятельную реорганизацию и ликвидацию государственных унитарных предприятий Республики Тыва, без вынесения дополнительного решения Правительством Республики Тыва, так и по поручению, либо по решению Правительства Республики Тыва в случае необходимости.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном Суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Настоящим толкованием выявлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва как уполномоченный государственный орган обладает правом реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва как самостоятельно, так и по поручению Правительства Республики Тыва, либо по решению Правительства Республики Тыва в случае внесения представления соответствующим министерством или ведомством.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
|
Конституционный суд Республики Тыва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 8 апреля 2016 г. N 1-П "По делу о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва город Кызыл 8 апреля 2016 года"
Текст постановления официально опубликован не был