Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобрнауки РТ
от 23 марта 2016 г. N 357-д
Положение
о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования Республики Тыва, ее организационную и функциональную структуру, функции субъектов оценки качества.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования";
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Федеральным государственным стандартом начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 года N 1241, от 22 сентября 2011 года N 2357, 18 декабря 2012 г. N 1060, 29 декабря 2014 г. N 1643, 18 мая 2015 г. N 507, 31 декабря 2015 г. N 1576);
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 в ред. приказов от 29 декабря 2014 г. N 1644, 31 декабря 2015 г. N 1577);
Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 в ред. приказов от 29 декабря 2014 г. N 1645, 31 декабря 2015 г. N 1578);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 996 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности"
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11 2013 N 1039 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 N 291, от 15.05.2014 N 529, от 05.08.2014 N 923, 16 января 2015 г. N 9, 7 июля 2015 г. N 693, 24 ноября 2015 г. N 1369);
приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2013 N 1394 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (в редакции приказов Минобрнауки России от 15 мая 2014 г. N 528, 30 июля 2014 г., 16 января 2015 г. N 10, 7 июля 2015 г. N 692, 3 декабря 2015 г. N 1401);
Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 - 2016 годы (проект);
Законом Республики Тыва от 21.06.2014 N 2562 ВХ-I "Об образовании в Республике Тыва";
постановлением Правительства Республики Тыва N 632 от 30.10.2013 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2020 годы";
приказами Министерства образования и науки Республики Тыва;
иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.
1.3. Положение распространяется на исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации всех типов и видов, расположенные на территории Республики Тыва, за исключением образовательных организаций, контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - образовательные организации).
1.4. Деятельность региональной системы оценки качества образования Республики Тыва (далее - РСОКО РТ) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы Республики Тыва на региональном и муниципальном уровнях;
региональная система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования:
требованиям ФГОС дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования;
образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях республики через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки.
мониторинг системы образовании - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и вне учебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.6. Результаты РСОКО РТ, как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут использовать:
- исполнительные органы государственной власти Республики Тыва;
- территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере образования;
- муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- органы государственно-общественного управления образованием;
- учредители образовательных организаций;
- образовательные и научные организации Республики Тыва;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- работодатели и их объединения;
- общественные организации (объединения);
- средства массовой информации;
- иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.7. Основные процедуры РСОКО РТ:
- итоговая аттестация обучающихся;
- государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
- мониторинг качества обучения (подготовки) обучающихся по результатам федеральных и региональных обследований, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;
- мониторинговые исследования достижений обучающихся по направлениям дополнительного образования детей;
- мониторинговые исследования здоровья обучающихся и работников системы образования, обеспечения здоровье сберегающих условий реализации образовательных программ;
- международные сравнительные исследования качества образования (PISА, PIRLS, TIMSS и другие);
- процедуры аттестации педагогических работников, руководителей образовательных организаций;
- контрольно-надзорные процедуры;
- лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;
- анализ баз данных о системе образования республики;
- социологические исследования в системе образования;
- анализ результатов независимой оценки качества образования;
- результаты общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
2. Цель и основные задачи
2.1. Целью РСОКО РТ является получение и распространение субъектами РСОКО РТ достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решении.
2.2. Основными задачами РСОКО РА являются:
- определение перечня показателей (критериев) качества образования;
- осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, включая независимую оценку, общественную экспертизу;
- оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
- оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования республики для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
- формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
- информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
- информирование населения республики о качестве образования.
3. Функции субъектов РСОКО РТ
3.1. Организационная структура РСОКО РТ строится на трех уровнях:
региональный, муниципальный и уровень образовательной организации. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства. и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО РТ и особенностями оценочных процедур.
3.1.1. Субъектами регионального уровня РСОКО РТ являются;
Министерство образования и науки Республики Тыва;
Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва;
общественные организации (объединения);
Государственное бюджетное учреждение "Институт оценки качества образования Республики Тыва";
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров";
Государственное бюджетное научное учреждение Институт развитие национальной школы.
3.1.2. Субъектами муниципального уровня РСОКО РТ являются:
муниципальные органы управления образованием;
общественные организации (объединения).
3.1.3. Уровень образовательной организации в РСОКО РТ представлен образовательными организациями Республики Тыва.
3.2. Предметы оценочной деятельности в РСОКО РА по уровням управления:
3.2.1. Уровень образовательной организации:
результаты индивидуальных достижений учащихся;
индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников;
образовательная деятельность в учебном коллективе;
образовательная деятельность, организуемая отдельным педагогическим работником;
условия организации образовательной деятельности (педагог, учебный кабинет, предмет и др.);
управление образовательной организацией;
самоанализ (само обследование) образовательной организации (результаты, процессы и условия деятельности образовательной организации);
результаты независимой оценки качества образования (НОКО) (результаты оценки качества подготовки обучающихся;
результаты и условия деятельности образовательной организации;
удовлетворенность субъектов образовательных отношений качеством предоставленных образовательных услуг и др.);
реализация внутри школьного контроля за качеством образования;
3.2.2. Муниципальный уровень:
результаты деятельности образовательных организаций;
индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников;
образовательная деятельность в образовательных организациях;
условия, организации образовательной деятельности в образовательных организациях;
управление образовательными организациями;
самоанализ (само обследование) муниципальной образовательной системы (результаты мониторинговых исследований качества образования;
результаты и условия деятельности образовательных организаций);
результаты НСОК (результаты оценки качества подготовки обучающихся;
результаты и условия деятельности образовательных организаций;
удовлетворенность субъектов образовательных отношений качеством предоставленных образовательных услуг и др.);
3.2.3. Региональный уровень:
результаты деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем;
индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников;
образовательная деятельность в образовательных организациях;
условия организации образовательной деятельности в образовательных организациях и муниципальных образовательных системах;
управление образовательными организациями и муниципальными образовательными системами;
самоанализ (само обследование) региональной образовательной системы (результаты мониторинговых исследований качества образования;
результаты и условия деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем);
результаты НСОК (результаты оценки качества подготовки обучающихся;
результаты и условия деятельности образовательных организаций;
удовлетворенность субъектов образовательных отношений качеством предоставленных образовательных услуг и др.).
3.3. Распределение функций между субъектами РСОКО РТ:
3.3.1. Министерство образования и науки Республики Тыва (МОиН РТ):
формирование модели РСОКО РТ, регламентация её функционирования;
подготовка и принятие правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО РТ;
финансовое обеспечение РСОКО РТ;
разработка, корректировка и утверждение критериев РСОКО РТ;
постановка задач но аналитическому обеспечению РСОКО РТ перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлечение для этой работы экспертов;
принятие на основе аналитических материалов управленческих решений для повышения качества образования;
обеспечение образовательных организаций, органов государственно-общественного управления в сфере образования, общественных организаций, средств массовой информации, граждан и организаций, заинтересованных в оценке качества образования, информацией о состоянии качества образования в образовательной системе Республики Тыва;
составление и публикация рейтингов образовательных организаций Республики Тыва.
3.3.2. Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва:
контрольно-надзорные процедуры:
контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся образовательных организаций, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных организациях;
ведение и совершенствование базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации, государственного контроля качества;
стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.
3.3.3. Государственное бюджетное учреждение "Институт оценки качества образования Республики Тыва":
организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования в республике;
подготовка информационных материалов о состоянии качества образования в Республике Тыва;
ведение и совершенствование баз данных;
разработчиков тестовых заданий;
баз тестовых заданий;
баз результатов ГИА, международных и национальных сравнительных исследований качества образования;
ведение баз данных о результатах внешних оценок качества образования;
сбор и обработка информации об организациях - участниках независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, предоставление информации по запросу в МОиН РТ;
стимулирование развития независимой системы оценки качества образования;
техническое, ресурсное, организационное, информационное и аналитическое обеспечение Национальных исследований качества образования и Всероссийских проверочных работ;
участие в обеспечении повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
3.3.4. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров":
техническое, ресурсное, организационное, информационное, аналитическое и научно-методическое обеспечение РСОКО РТ;
ведение баз данных о результатах аттестации педагогических работников образовательных организаций республики;
ведение баз данных результатов региональных мониторингов;
разработка критериев РСОКО РТ. методик оценивания и рейтингования;
участие в создании контрольно-измерительных материалов, аттестационно-педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования;
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
организация и проведение обследований (мониторингов) контроля качества образования Республики Тыва;
организации и проведение дополнительных обследований (мониторингов) по запросам МОиН РТ, муниципальных органов управления образованием, отдельных образовательных организаций республики;
сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования в республике;
обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
3.3.5. ГБНУ "Институт развития национальной школы Республики Тыва":
участие в создании контрольно-измерительных материалов РСОКО РТ в части предметной (тувинский язык, тувинская литература, география Тувы, история Тувы) и над предметной этнокультурной составляющей реализации основных образовательных программ образовательных организаций Республики Тыва.
3.3.7. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
организация сбора образовательной статистики в пределах муниципального образования;
информационно-методическое сопровождение процедур РСОКО РТ;
регламентация муниципального уровня РСОКО РТ;
проведение мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования;
обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
ведение и предоставление сведений на основе действующих в Республике Тыва баз данных;
создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования.
3.3.8. Образовательные организации:
разработка показателей и критериев внутреннего мониторинга качества образования и обеспечение его функционирования;
обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования;
сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных школьного, муниципального и регионального уровней;
контроль качества представляемой информации;
обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
анализ результатов оценки качества образования;
обеспечение предоставления информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
проведение мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений;
проведение само обследования и включение в независимую систему оценки качества образования;
участие в проведении оценочных процедур различного уровня.
3.3.9. Общественные объединения и профессиональные сообщества:
содействие реализации общественного участия в процедурах оценки качества образования;
участие в проведении общественной аккредитации организации, осуществляющих образовательную деятельность;
проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
осуществление независимой оценки качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО РТ;
подготовка предложений в МОиН РТ по вопросам развития РСОКО РТ;
обеспечение открытости и доступности информации о порядке и результатах проведения оценочных процедур;
участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных и региональных систем образования;
участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящие работников образовательных организаций, проведении итоговой аттестации обучающихся,
4. Организация и технология оценки качества образования
4.1. Организация РСОКО РТ предусматривает:
оценку достижений обучающихся;
оценку результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
оценку качества деятельности образовательных организаций;
оценку качества образовательной системы региона по уровням дошкольное, общее, дополнительное образование детей и среднее профессиональное образование;
оценку условий осуществления образовательной деятельности.
4.2. Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур:
итоговая аттестация учащихся в различных формах;
мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские, региональные обследования;
мониторинги соответствия требованиям ФГОС;
государственный контроль качества образования;
государственная аккредитация образовательной деятельности, в части определения соответствия качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам;
анализ материалов региональных баз данных;
региональные олимпиады и конкурсы;
анализ результатов независимых экспертиз, результатов общественной оценки;
мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательных отношений.
4.3. Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций осуществляется посредством аттестации на квалификационные категории, участия в профессиональных педагогических конкурсах.
4.4. Оценка качества деятельности образовательных организаций осуществляется в соответствии с показателями (критериями), утвержденными соответствующими локальными актами и нормативными документами. Дополнительными основаниями для формирования систем оценки качества в образовательных организациях являются формы само обследования образовательных организаций, утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и примерные показатели эффективности, утверждаемые Министерством образования и науки Республики Тыва.
4.5. Оценка условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями производится через процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
4.6. Оценка качества образования в образовательной системе по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
4.7. РСОКО РТ включает процедуры сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. РСОКО РТ регламентируется соответствующими документами (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Тыва, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и пауки Республики Тыва, модель РСОКО РТ, настоящее Положение, нормативные и локальные акты, методические рекомендации).
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество условий и качество процессов. Перечень критериев качества образования, их количественные характеристики устанавливаются Министерством образования и науки Республики Тыва.
4.9. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Республики Тыва.
4.10. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сайтах Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, ГБУ "Институт оценки качества образования Республики Тыва", ГАОУ ДПО (ПК)С "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров".
4.11. Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Республике Тыва осуществляется через Публичный доклад Министерства образования и науки Республики Тыва о состоянии и перспективах развития образовательной системы, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Министерством образования и науки Республики Тыва, муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями.
5. Независимые процедуры экспертизы и оценки качества
5.1. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ рассматриваются как независимые процедуры РСОКО РТ, осуществляются общественными организациями, профессиональными сообществами и отдельными экспертами в соответствии со ст. 94-96 ФЗ N 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".
5.2. Указанные в п. 5.1 процедуры могут быть организованы как по инициативе образовательной организации, так и по инициативе общественной организации, профессионального сообщества или эксперта. Организаторы процедур, указанных в п. 5.1, для их осуществления должны пользоваться открытыми данными, опубликованными на сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Финансовое обеспечение РСОКО РТ
6.1. Средства на осуществление процедур РСОКО РТ предоставляются из регионального и муниципального бюджетов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от 23 марта 2016 г. N 357-д "Об утверждении положения о региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.