В целях реализации основных положений Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2395-р:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года;
план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года.
2. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
О. Натсак |
Концепция
развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2017 г. N 189-р)
I. Общие положения
Разработка настоящей Концепции развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года (далее - Концепция) осуществлялась в соответствии с положениями Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2395-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и подпрограммы "Искусство" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317, государственной программы Республики Тыва "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 29 октября 2013 г. N 630.
В документе учтены предложения специалистов, представителей профильных общественных организаций, результаты общественного обсуждения проблем развития концертной деятельности в Республике Тыва.
В Концепции представлен анализ современного состояния академической музыки в Республике Тыва, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития академической музыки в Республике Тыва, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции используются следующие понятия:
академическая музыка - совокупность музыкальных жанров профессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры;
концертная организация - организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ;
филармония - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько концертных залов и (или) творческих коллективов различных составов;
концертная деятельность в области академической музыки - деятельность по созданию, показу (публичному исполнению) и (или) организации показа концертных программ с участием профессиональных симфонических и камерных оркестров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, хоровых и танцевальных коллективов (хоров, капелл, ансамблей песни и танца), камерно-инструментальных, вокальных и народных ансамблей, артистов-вокалистов, солистов-инструменталистов, чтецов-мастеров художественного слова, музыковедов-лекторов;
концерт - мероприятие, организованное с целью публичного исполнения концертной программы;
концертная программа - одна или несколько музыкальных, музыкально-литературных, музыкально-танцевальных композиций, исполняемых в одном концерте, подготовка которых требует использования интеллектуальных, творческих, временных, финансовых, организационных и иных ресурсов;
репетиция - основная форма создания концертной программы, предполагающая ее многократное, как правило, непубличное исполнение в целях создания дирижером и (или) солистом интерпретации и достижения исполнителем совершенного технического воплощения нотного текста.
Филармонический концертный зал:
1) специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки;
2) вид концертной организации, выполняющей функцию формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
исполнитель (артист) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по созданию и публичному исполнению музыкальных (музыкально-литературных, музыкально-танцевальных) произведений (солист, дирижер, режиссер, чтец, ансамбль, оркестр или другой творческий коллектив академического музыкального искусства);
агент (агентство) - физическое или юридическое лицо, заключившее договор с исполнителем (артистом) на представление его интересов при осуществлении профессиональной концертной деятельности;
организатор - физическое или юридическое лицо, принимающее на себя обязательства перед исполнителем или агентом, а также перед потребителем по организации и проведению концерта академической музыки;
гастроли - показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя: в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
фестиваль академической музыки - большое, социально значимое и, как правило, регулярно проводимое мероприятие, предусматривающее в течение определенного времени показ различных концертных программ, объединенных общей темой или идеей и характеризующееся особыми требованиями к качеству художественного продукта;
музыкальный конкурс - вид творческого (публичного) соревнования в области композиторского, исполнительского и дирижерского музыкального искусства, проходящего на основании положения, в соответствии с публично объявленными условиями, репертуаром, составом и регламентом работы жюри.
Сроки реализации Концепции - 2017 - 2025 годы.
II. Анализ современного состояния концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва
Пропаганда и развитие академической музыки в Туве связана с деятельностью первой Детской музыкальной школы г. Кызыла (1947 г.), Кызылского музыкального училища (1960 г.), с творчеством тувинских профессиональных композиторов - основоположников национальной композиторской школы: А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Д. Хуреш-оола, и с образованием симфонического оркестра, созданного по инициативе первого секретаря Тувинского обкома КПСС Салчака Калбак-Хорековича Тока при Государственной телерадиокомпании "Тыва" в 1966 году.
Первый состав симфонического оркестра состоял из приглашенных в Туву музыкантов. Появление серьезного очага развития профессионального творчества было еще и решающим условием для создания Союза композиторов Тувы, который был учрежден в 1978 году.
Тесное сотрудничество симфонического оркестра и Союза композиторов Тувы способствовало становлению тувинской классической музыки в республике. Симфонический оркестр становится экспериментальной площадкой для тувинских композиторов. В 70-80-х годах прошлого столетия тувинскими композиторами были созданы произведения, такие как: симфоническая поэма "Алдан-Маадыр" А. Чыргал-оола, симфоническая поэма "Моя Тува" Д. Хуреш-оола, "Таежная симфония" В. Тока, Симфонии (3 симфонии), симфонические сюиты Р. Кенденбиля, "Пробуждение" Б. Нухова и мн. др., которые сейчас составляют золотой фонд репертуара оркестра.
Большой вклад в истории симфонического оркестра внесли дирижеры: Л. Карев, В. Тока, Б. Нухов, Р.Ахметзянов, музыканты: И. Баженов, В. Соколов, Б. Кириенко, Г. Бутенко, Ю. Алемасцев, В. Табуев, Ю. Макаров и талантливый пианист и гениальный композитор В. Тока, чье имя носит сегодня симфонический оркестр.
В 80-е годы гастроли по кожуунам республики, постоянные специальные музыкальные телепередачи с участием симфонического оркестра способствовали распространению и пропаганде академической музыки в республике.
В 1990-е годы децентрализация управления, разграничение полномочий органов власти разных уровней, развитие рыночных отношений кардинально изменили условия организации концертной деятельности в сфере академической музыки.
С 1998 года симфонический оркестр переведен в состав Тувинской государственной филармонии. Многие приезжие оркестранты уехали за пределы Тувы. Своевременно не осуществлялась кадровая политика по исполнительскому составу оркестра. В связи с неполным составом оркестра репертуарная политика была направлена на исполнение более "легких" эстрадно-джазовых произведений. Тем не менее, благодаря преданному служению симфоническому искусству, основной костяк оркестра пережил 1990-е годы. С имеющимся арсеналом оркестрантов и "штучных" молодых кадров поставлены новые программы под руководством приглашенных дирижеров из Хакасии и Красноярска - Валерия Шелепова, Вячеслава Инкижекова, Петра Казимира, Евгения Графа. Регулярно проводятся концерты симфонической музыки, звучит музыка для детей. Оркестр тесно сотрудничает с муниципальным симфоническим оркестром г. Абакана.
Тувинская государственная филармония как базовая концертная организация в своем составе имеет 3 творческих коллектива: симфонический оркестр им. В. Токи (эстрадно-симфонический оркестр - 36 ед.), джаз-бэнд "Тува Джаз Бэнд" (13 ед.), эстрадно-кукольная группа "Театр миниатюр" (9 ед.), 9 солистов-вокалистов, штатная численность работников составляет 134 единицы, из них административно-управленческий персонал - 13 чел. В год филармонией проводится около 164 концертов, в том числе 104 - на платной основе и 60 - на благотворительной.
В целом, в сфере концертной деятельности в Республике Тыва, помимо Тувинской государственной филармонии, осуществляют свою деятельность: Духовой оркестр Правительства Республики Тыва, Тувинский государственный национальный ансамбль песни и танца "Саяны", Тувинский национальный оркестр, ансамбль "Найысылал" департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Кызыла, Центр русской культуры, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, ансамбль "Тыва", творческие коллективы при Кызылском колледже искусств им. А. Чыргал-оола - ансамбль "Кант" (Николай Дамбаа, Аяна Дулуш, Татьяна Исакова), фортепианный дуэт (Анай-Хаак Балбан-оол и Анжелика Медведева), ансамбль барабанщиков при Тувинском национальном оркестре и частные (негосударственные) творческие коллективы: "Хун-Хурту", "Алаш", "Тыва кызы", "Ят-Ха", "Хартыга", "Уер", "Угулза", студии "Агым-Анай-Хаак" и студия Бориса Салчака.
За последние годы ярко расцвело так называемое "третье" направление: это творчество широко известных и за пределами Тувы фольк-групп ("Хун-Хурту", "Ят-Ха", "Тыва", "Чиргилчин", "Тыва кызы", "Алаш"), представляющее сплав фольклорных традиций и современных городских направлений (авторской песни, джаза, рока и др.). Основной культурный имидж Тувы за ее пределами сейчас создается именно такими музыкальными группами.
В Туве активно функционирует эстрада (студия "Агым-Анай-Хаак"). Анализ развития сети частных гастрольно-прокатных организаций и индивидуальных предпринимателей показывает, что эта деятельность носит зачастую неконтролируемый характер. Непрофессиональная деятельность подобных компаний приводит к некачественному проведению концертов, низкой организации зрительской аудитории, что в значительной степени снижает авторитет отрасли культуры и искусства республики в целом.
Продолжается, особенно в кожуунах, участие граждан разных специальностей и возрастных категорий в работе любительских музыкальных коллективов и кружков, в конкурсах и смотрах художественной самодеятельности. Это обеспечивает широкое вовлечение населения в культурную жизнь республики и способствует раскрытию новых народных талантов.
Деятельность Тувинского национального оркестра на сегодня является одним из ярких явлений музыкальной культуры России. Ось оркестра - хоомей - горловое пение, демонстрируемое почти всеми музыкантами оркестра в различных стилях, формах, обработках. Это уникальный коллектив, в отличие от оркестровой группы ансамбля "Саяны" имеет своей задачей сохранение и развитие национального своеобразия тувинской музыки и большое внимание уделяет модернизации традиционных музыкальных инструментов, давая толчок фантазии мастеров-изготовителей и одновременно являясь настоящим испытательным полигоном для апробации творческих экспериментов. Происходит естественный процесс превращения народных фольклорных тенденций в национальную классику, как это было в истории западноевропейского и русского оркестров.
Духовой оркестр Правительства Республики Тыва помимо классического репертуара духового оркестра экспериментирует в современных направлениях эстрадной и джазовой музыки с использованием элементов инструментального театра. Особенностью репертуара оркестра является "конное дефиле". Коллектив возродил традиции своего предшественника - конного духового оркестра Тувинской Народно-Революционной армии, созданного в 1929 году и просуществовавшего около 15 лет.
К сожалению, в последние два десятилетия академическая музыка в "чистом" виде находится в состоянии застоя и она связана непосредственно с деятельностью Симфонического оркестра им. В. Тока. Симфонический оркестр имеет основные "болевые" проблемы: 1) отсутствие исполнителей струнной группы; 2) отсутствие квалифицированного дирижера; 3) изношенность музыкального инструментария.
Вместе с тем проделаны существенные шаги по "взращиванию" исполнителей-струнников: в 2008 году в РООМХШИ им. Р. Кенденбиля с приглашением в Туву двоих педагогов из Монголии осуществлен целевой набор детей на струнно-смычковые инструменты (скрипка и виолончель). Приглашенные преподаватели совмещают педагогическую работу с работой в симфоническом оркестре, а также за 8 лет дети подросли и практикуются на базе симфонического оркестра (7 учащихся и 2 преподавателя). На большие концерты с академической программой симфонического оркестра приглашается струнная группа музыкантов из симфонического оркестра Хакасской государственной филармонии.
В целях обеспечения притока кадров для симфонического оркестра необходимо четко выстроить учебно-воспитательную цепочку (ДШИ - ССУЗ - ВУЗ) в непрерывный процесс.
Подготовка академических певцов с трудом возобновлена после долгого перерыва. В последние 5 лет в Кызылском колледже искусств им. А. Чыргал-оола на вокальном отделении преподают выпускницы Новосибирской консерватории: заслуженная артистка Республики Тыва Э.Д. Докулак и А.Г. Ондар-Салчак. На сегодня по академическому сольному пению в колледже обучаются 16 студентов. Сложилось взаимодействие с Новосибирской государственной консерваторией им. М. Глинки.
Расцвет академического хорового искусства в Туве приходится на 70-80-е годы прошлого столетия при активной деятельности хормейстера Р. Лесникова. С отъездом в конце 70-х годов Р. Лесникова государственный профессиональный хор при Тувгосфилармонии был расформирован. В 1990 - 2000 годы под руководством Т. Леоновой, затем А. Саратовкиной действовал камерный хор при Кызылском музыкальном училище, который был оптимизирован в 2000-х годах.
На базе Кызылского колледжа искусств им. А.Чыргал-оола с 2016 - 2017 года сформирован студенческий хор, количество участников которого составляет более 100 человек. Возобновлен прекрасный хоровой репертуар - обработки тувинских народных песен Р. Лесникова, С. Крымского, А. Чыргал-оола и др., а также крупные оригинальные сочинения для хора. Кроме того, современными тувинскими композиторами создаются произведения для хора, которые могут занять достойное место в концертных программах и стать украшением любого торжественного мероприятия.
Академическая музыка тесно связана с композиторским творчеством. Молодое поколение дипломированных композиторов и музыковедов дает определенные надежды на развитие данной сферы искусства. Тувинское региональное отделение Союза композиторов России в 2000-х годах пополнился новыми членами - Ч. Комбу-Самдан, У. Хомушку, Б-М. Тулуш, музыковедами: А. Баранмаа, Н. Барковой, С. Хертек.
Основная проблема профессиональных композиторов Тувы в настоящее время - не востребованность, идущая от непонимания со стороны государства их социальной функции. В противовес массовой поп-культуре, ориентированной на выполнение досугово-развлекательных потребностей общества, роль профессионального композиторского творчества заключается в создании оригинальных авторских произведений в крупных формах и жанрах, способных отражать наиболее значимые национальные идеи, ведущую идеологию эпохи, высокие этические и эстетические ценности народа. Систематически не имея подобных социальных государственных заказов, композиторы вынуждены тратить свои знания и силы на второстепенные для себя области: работу аранжировщика, педагога и т.п. Единственным государственным заказом за последние 30 лет стал грант Председателя Правительства Республики Тыва в 2004 году на создание тувинской национальной оперы. Коллективная работа профессиональных композиторов (Б.М. Тулуш, Ч.Комбу-Самдан, У.Хомушку, А.Оюн, Н.Лопсан, А.Монгуш) опера "Монге аялга" стала обладателем гранта, но до сегодняшнего дня по причине отсутствия дееспособного исполнительского состава (симфонического оркестра, солистов, хора) опера еще не ставилась.
Вместе с тем современные композиторы сотрудничают по созданию оригинального репертуара с профессиональными коллективами Тувы: Национальным ансамблем песни и танца "Саяны", Тувинским национальным оркестром, Национальным музыкально-драматическим театром им. В.Кок-оола, Кызылским колледжем искусств им. А.Чыргал-оола, Духовым оркестром Правительства Республики Тыва и отдельными творческими коллективами и солистами. Однако субъектами концертной деятельности в силу не разграниченности функций исполнителей и организаторов мероприятий и музыкальных агентств музыкальный продукт - концертная программа, произведение и информация об авторе и исполнителе распространяется не на должном уровне.
Изучение зарубежного опыта показывает, что функции исполнителей (творческих коллективов, дирижеров и солистов), организаторов мероприятий, концертных залов (в состав которых часто входит базовый коллектив) и музыкальных агентств, как правило, разведены. Исполнители и их агенты отделены от концертных залов, выступающих посредниками между ними и зрителями и обеспечивающих реализацию общественных интересов по формированию потребностей населения в академической музыке.
С учетом положительного опыта других стран филармоническая и концертная деятельность должна базироваться на разграничении реализуемых концертными организациями функций агента, организатора и концертного зала путем их эффективного распределения в рамках одной организации с помощью правовых и экономических инструментов или путем распределения всех (или отдельных) функций между разными юридическими лицами.
Осуществляя продуманную политику по развитию профессиональных видов музыкального искусства, следует помнить о поддержке научных проектов в области музыкознания, благодаря которым также растет престиж искусства и культуры республики за ее пределами. Наиболее острый вопрос - нехватка изданий, рассказывающих об истории тувинской музыки, о композиторах и музыкантах Тувы, в которых остро нуждаются не только школы искусств, но и общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения и Тувинский государственный университет, так как везде есть учебные дисциплины, связанные с музыкой и историей тувинской культуры.
Одним из решающих факторов развития концертной деятельности является наличие соответствующей материально-технической инфраструктуры.
За 30 лет не производилась закупка музыкальных инструментов для симфонического оркестра. Высококвалифицированные молодые кадры оркестра вынуждены играть на изношенных музыкальных инструментах, срок амортизации которых полностью исчерпан. Следует поэтапно осуществлять закупку оптом - целым комплектом от одной фирмы (с целью сохранения единого звукового баланса группы).
Согласно действующим социальным нормативам и нормам необходимое число мест в концертных залах устанавливается из расчета 2 - 4 места на каждую тысячу городских жителей.
Сегодня в г. Кызыле функционируют концертные залы: Национального музыкально-драматического театра им. В.Кок-оола с количеством 640 мест; Дома народного творчества - 540; Центра русской культуры - 200; Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел - 176; Тувинской государственной филармонии с количеством мест - 270, что не может удовлетворять социальные и культурные запросы населения. Более того, в здании Тувинской государственной филармонии базируются еще и 2 концертных учреждения: Национальный ансамбль песни и танца "Саяны" и Духовой оркестр Правительства Республики Тыва. Само здание филармонии старое, в аварийном состоянии, не соответствует современным стандартам.
Вопрос строительства нового здания Тувгосфилармонии по протоколу заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец по итогам пребывания в Республике Тыва в 2013 году рассмотрено Правительством Российской Федерации. Министерством культуры Российской Федерации строительство Тувгосфилармонии будет поддержано при представлении проектно-сметной документации, на которую требуется финансирование.
При строительстве нового здания филармонии или дополнительного концертного зала будет решен вопрос базы и 2 концертных учреждений. Комплексная модернизация материально-технической базы для ведения филармонической концертной деятельности позволит улучшить качество исполнения академической музыки, усилить эмоциональный контакт слушателей и артистов, создаст технические возможности для организации гастролей ведущих зарубежных и российских коллективов и солистов.
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является развитие концертной деятельности в сфере академической (инструментальной, вокальной, симфонической) музыки, создание условий для ее эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) повышение роли академического музыкального искусства в культурной жизни республики, расширение аудитории концертов академической музыки;
2) создание условий для повышения доступности академического музыкального искусства для различных категорий жителей республики;
3) укрепление материально-технической базы филармонии, муниципальных учреждений культуры как основы для организации концертно-гастрольной деятельности в республике;
4) развитие гастрольно-филармонической деятельности в Республике Тыва, межрегиональных и международных связей в сфере музыкального искусства.
Решение указанных задач предполагает реализацию необходимых организационных, технических, кадровых, творческих и других мероприятий по следующим направлениям:
1. Повышение роли академического музыкального искусства в культурной жизни республики.
В последние годы общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве не получают должного развития. Значительная часть населения республики не приобщена к классическому музыкальному наследию.
Для решения этих проблем необходимо:
- создание системы музыкального просвещения и образования, направленных на формирование и развитие потребностей общества в академической музыке;
- активное использование современных технологий в распространении музыкального продукта.
2. Создание условий для повышения доступности академического музыкального искусства для различных категорий жителей республики.
На фоне усиливающейся конкуренции за слушателя с другими видами искусств, а также со средствами массовой информации качественные характеристики музыкального академического искусства приобретают ключевое значение. В целях повышения доступности музыкального исполнительского искусства для жителей Тувы необходимо ввести новую систему гастролей через районные отделы культуры на договорной основе.
3. Укрепление материально-технической базы Тувинской государственной филармонии, муниципальных учреждений культуры как основы для организации концертно-гастрольной деятельности в республике.
Еще одним из главных направлений в деле развития концертно-гастрольной деятельности в республике является обеспечение удовлетворения культурных и духовных потребностей жителей республики путем приобщения к культурным ценностям в области академической музыки и максимальной их доступности, а также формирования культурной среды посредством проведения музыкальных фестивалей, конкурсов, тематических концертов на высоком художественном уровне.
К сожалению, сегодня основные концертные площадки для артистов, приезжающих на гастроли в Республику Тыва, расположены в г. Кызыле. Возникает необходимость расширения географического охвата гастрольной деятельности, привлечения на концерты большего количества жителей республики.
Кроме того, недостаточной является конкурсная и фестивальная составляющая в области академической музыки в районах республики. Прослеживается необходимость активизации деятельности в области межрегионального и международного музыкального обмена.
Для решения этих задач предусматривается:
- изменение организационной структуры филармонической концертной деятельности;
- проведение системной целенаправленной работы по музыкальному просвещению населения, художественно-эстетическому воспитанию детей и молодежи;
- использование современных информационных и управленческих технологий продвижения классического и современного академического музыкального искусства;
- расширение географии музыкальных конкурсов и фестивалей, в том числе международных;
- модернизация материально-технической инфраструктуры филармонической концертной деятельности;
- укрепление кадрового потенциала, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
- расширение мер социальной защиты творческих работников;
- развитие механизмов финансирования академической музыки из разных источников.
IV. Государственная поддержка концертно-гастрольной деятельности
Учитывая важную роль академического искусства в духовном и музыкальном воспитании населения, органами законодательной и исполнительной власти республики необходимо оказать помощь в решении правовых, социально-экономических и организационных вопросов, осуществления материальной поддержки талантливых артистов, финансовой помощи в организации музыкальных концертов, фестивалей.
В соответствии с действующими нормативными актами установлены стимулирующие выплаты артистам, имеющим почетные звания.
В то же время необходима государственная поддержка по следующим направлениям:
- выделение грантов Главы Республики Тыва для реализации творческих проектов профессиональных коллективов республики в области академического искусства;
- развитие гастрольной деятельности, адресной поддержки филармонического обмена;
- финансирование высокохудожественных концертных программ в области классического искусства, предназначенных для широких слоев населения республики;
- строительство нового здания Тувинской государственной филармонии или дополнительного концертного зала, оснащенного современным оборудованием, имеющего достаточную репетиционную базу, помещения для детской филармонии;
- решение кадровой проблемы, пополнение коллективов высокопрофессиональными музыкантами и исполнителями.
В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает развитие кадровой политики по совершенствованию работы в системе непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки творческих и управленческих кадров, распределения выпускников консерваторий и творческих вузов, а также возможность обеспечения молодых специалистов жильем и достойным материальным вознаграждением. Решение данной проблемы возможно только объединением усилий органов государственной власти, учебных учреждений и концертных организаций.
V. Основные направления, сроки и механизмы реализации Концепции
Основными направлениями развития концертной деятельности в Республике Тыва являются:
- решение кадровой проблемы, в том числе обеспечение условий для повышения уровня профессионального образования, квалификации кадров творческих коллективов;
- совершенствование репертуара, создание высокохудожественных концертных программ;
- введение в практику новых организационных форм проведения гастролей;
- государственная поддержка гастрольной деятельности, гастрольных проектов, направленных на развитие инновационных форм современного академического искусства;
- социальная поддержка работников;
- строительство жилья для артистов за счет внебюджетных источников, а также при поддержке Правительства Республики Тыва, увеличение фонда служебного жилья;
- совершенствование законодательной базы в области концертно-гастрольной деятельности;
- модернизация материально-технической базы Тувинской государственной филармонии, концертных площадок и в кожуунах республики.
Концепция должна быть реализована в два этапа:
I этап: 2017 - 2020 годы - укрепление и модернизация материально-технической базы концертных организаций, решение базовых проблем концертно-гастрольной деятельности, создание условий для перехода к новому качеству предоставляемых услуг, рост посещаемости слушателей, получение качественной отдачи от реализации новых проектов, составление проектно-сметной документации нового концертного зала;
II этап: 2021 - 2025 годы - строительство нового концертного зала, введение в эксплуатацию нового концертного зала, развитие инновационных форм концертно-гастрольной работы, улучшение финансовой ситуации, переход на новый уровень качества оказания услуг, достижение результатов в реализации Концепции.
Механизм реализации Концепции предусматривает комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих скоординированные действия участников реализации Концепции.
Основные механизмы реализации Концепции:
- адресная поддержка академического искусства;
- модернизация системы подготовки кадров, создание системы стимулирования притока молодежи в сферу академического искусства, закрепление в этой сфере за счет адресной поддержки молодых специалистов, создание социальных условий;
- повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на развитие академического искусства и концертно-гастрольной деятельности;
- увеличение доходов концертных организаций, полученных от основной и иной предусмотренной их уставом деятельности;
- создание при Тувинской государственной филармонии структуры, занимающейся организацией гастролей академических, эстрадных, джазовых коллективов и солистов по России и Республике Тыва;
- выделение субсидий концертным организациям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием;
- привлечение в сферу академического искусства негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, осуществление политики постоянного взаимодействия между концертными организациями и бизнесом;
- повышение уровня обеспеченности населения концертно-гастрольными услугами;
- концентрация бюджетных средств на решении приоритетных задач развития академического искусства;
- модернизация инфраструктуры концертных площадок (внедрение новых технологий, оснащение современным оборудованием и техникой);
- разработка системы мониторинга и контроля за реализацией Концепции;
- информирование населения о ходе и результатах реализации Концепции с привлечением средств массовой информации, использование интернет-порталов Правительства Республики Тыва, Министерства культуры Республики Тыва, концертных организаций.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации Концепции должны стать:
- обеспечение доступности населения республики к лучшим образцам отечественного и зарубежного академического искусства;
- развитие творческого потенциала и повышение уровня исполнительского мастерства творческих коллективов Тувы;
- активизация концертно-гастрольной деятельности в кожуунах республики;
- сохранение лучших традиций, внедрение новаций в концертно-гастрольной деятельности в республике;
- расширение репертуара концертов, имеющих патриотическое содержание, ориентированных на детскую и юношескую аудиторию;
- решение кадровой проблемы творческих коллективов концертных учреждений, повышение материальной заинтересованности исполнителей в реализации творческих проектов;
- поддержка новых концертных коллективов;
- создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов;
- улучшение материально-технической базы концертных организаций, концертных площадок в республике;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оказание государственной поддержки филармонической концертной деятельности;
- развитие любительского музыкального движения (хоров, оркестров, ансамблей, в том числе школьных и студенческих).
Реализация настоящей Концепции предусматривает достижение к 2025 году следующих целевых показателей развития концертной деятельности:
Целевые показатели
Наименование целевых показателей (индикаторов) |
Единица измерения |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2025 г. |
1. Общее количество концертов академической музыки |
единиц |
214 |
220 |
230 |
240 |
428 |
2. Увеличение количества слушателей концертов |
человек |
183 019 |
200 100 |
250 000 |
270 000 |
378 038 |
3. Увеличение количества выступлений ведущих творческих коллективов Тувы в регионах России |
единиц |
12 |
15 |
18 |
20 |
25 |
4. Наличие концертного зала, отвечающего стандартам академической музыки, для проведения концертов симфонических коллективов |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
5. Повышение доли государственных концертных организаций, располагающих соответствующим музыкальным инструментарием и техническим оборудованием для создания и показа концертных программ, до 80 процентов |
процентов |
10 |
12 |
15 |
25 |
80 |
6. Увеличение количества слушателей интернет-трансляций концертов академической музыки |
человек |
400 |
600 |
800 |
1500 |
3000 |
План
мероприятий ("дорожная карта") реализации Концепции развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2017 г. N 189-р)
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва | |||
1. Разработка и утверждение паспортов творческих коллективов, реализующих концертную деятельность |
ведомственный акт |
I-III кварталы 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
2. Разработка и внедрение системы гастрольной деятельности профессиональных творческих коллективов на договорной основе с муниципальными образованиями |
ведомственный акт |
III-IV кварталы 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва, управления культуры муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию) |
3. Разработка порядка предоставления концертных залов творческим коллективам |
положение |
III-IV кварталы 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
4. Создание Тувинского отделения Ассоциации духовых оркестров России |
положение |
III-IV кварталы 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ "Духовой оркестр Правительства Республики Тыва" |
II. Информационное сопровождение реализации Концепции | |||
5. Внедрение IT-технологий в деятельность концертных организаций и профессиональных коллективов: - электронная продажа билетов через сайты организаций; - PR-кампаний и маркетинга (внедрение практики промо-роликов в соц сетях); - онлайн-трансляции концертов профессиональных коллективов Тувы с получением платного кода просмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (виртуальные концерты) |
ведомственный акт |
III квартал 2017 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
6. Разработка положения о рейтинге среди концертных учреждений республики по работе со средствами массовой информации |
ведомственный акт |
II квартал 2017 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва |
III. Развитие кадрового потенциала и поддержка специалистов | |||
7. Проведение профориентационной работы в образовательных организациях республики |
ведомственный акт, график работы |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство культуры Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования |
8. Организация и проведение творческих лабораторий (сезонных) для одаренных детей и талантливой молодежи с привлечением специалистов из ведущих музыкальных вузов страны на базе Республиканской основной общеобразовательной музыкально-художественной школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля и Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола |
положения, отчеты |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования, ГБОУ "Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа искусств им. Р.Д. Кенденбиля" |
9. Составление базы данных одаренных детей и талантливой молодежи для дальнейшего сопровождения |
приказ Минкультуры Республики Тыва |
ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования |
10. Обучение по дополнительной программе повышения квалификации для преподавателей: - по классу фортепиано; - по классу струнно-смычковых инструментов; - по классу духовых и ударных инструментов; - по классу национальных инструментов; - для концертмейстеров (фортепиано); - хоровых дисциплин; - по классу русских народных инструментов (баян, домра); - по классу гитары; - по музыкально-теоретическим дисциплинам (музыкальной литературе, сольфеджио и т.д.) |
программы, учебные и учебно-тематические планы |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования |
11. Разработка и реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников концертных организаций и коллективов |
программы, учебные и учебно-тематические планы |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования |
12. Организация и проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью |
положение о конкурсах, отчет |
II квартал 2017 г., ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования |
13. Семинары для лекторов и менеджеров концертных учреждений |
программы, учебные планы |
II квартал 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва |
14. Целевой набор абитуриентов - исполнителей струнной группы инструментов и духовых инструментов, вокалистов, пианистов, музыковедов в ведущие вузы гг. Красноярска, Новосибирска, Москвы, Владивостока |
договоры с вузами |
ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва |
15. Стажировка дирижера Симфонического оркестра им. В. Тока на базе Новосибирского театра оперы и балета |
договор |
I квартал 2018 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова", ФГБУК "Новосибирский театр оперы и балета" (по согласованию) |
16. Стажировка звукооператоров концертных учреждений республики с приглашением специалиста из Абакана, Новосибирска на базе Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола |
договор |
I квартал 2017 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
17. Разработка и учреждение премий Министерства культуры Республики Тыва для выдающихся артистов в сфере академической музыки |
приказ Минкультуры Республики Тыва |
II квартал 2018 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва |
IV. Гастроли и фестивали, концертная деятельность | |||
18. Организация гастролей концертных учреждений и творческих коллективов по кожуунам республики |
график гастролей, договоры, приказ Минкультуры Республики Тыва |
I квартал 2017 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
19. Организация гастролей концертных учреждений и творческих коллективов за пределы Тувы (гг. Абакан, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург) |
график гастролей, договоры, приказ Минкультуры Республики Тыва |
I квартал 2017 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
20. Организация и проведение Республиканского конкурса среди духовых и ударных отделений детских школ искусств Республики Тыва и Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола "Джаз-Фьюжн в Хову-Аксы" |
положение о конкурсе, отчет |
IV квартал 2017 г., ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр непрерывного образования, администрация Чеди-Хольского кожууна (по согласованию) |
21. Организация и проведение Межрегионального конкурса-фестиваля композиторов и исполнителей им. В.Тока |
положение о конкурсе, отчет |
II квартал 2017 г. через каждые 2 года |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Тувинское региональное отделение Союза композиторов России |
22. Организация гастролей в Туве Симфонического оркестра Красноярской государственной филармонии |
договор |
2018 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, Министерство культуры Красноярского края (по согласованию) |
23. Организация и проведение Фестиваля камерной музыки в Туве |
положение о фестивале, отчет |
2019 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова" |
24. Организация и проведение республиканских фестивалей хорового искусства |
положение о фестивалях, отчет |
ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола", Республиканский центр развития непрерывного образования, Региональное отделение Всероссийского хорового общества (по согласованию) |
V. Развитие инфраструктуры | |||
25. Анализ наличия, состояния, акустической пригодности и технической оснащенности концертных площадок для ведения концертной деятельности в сфере академической музыки в республике |
сводная аналитическая записка Минкультуры Республики Тыва |
IV квартал 2016 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
26. Модернизация инфраструктуры концертных площадок (внедрение новых технологий, IT - технологий, оснащение современным оборудованием и техникой) |
сводная аналитическая записка Минкультуры Республики Тыва |
IV квартал 2016 г., далее - ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
27. Оснащение музыкальными инструментами Симфонического оркестра им. В. Тока |
смета расходов |
IV квартал 2016 г., 2017-2025 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГАУ "Тувинская государственная филармония им. В.М. Халилова" |
28. Оснащение музыкальными инструментами Тувинского национального оркестра и ансамбля барабанщиков |
смета расходов |
IV квартал 2016 г., 2017-2018 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ "Тувинский национальный оркестр" |
29. Оснащение музыкальными инструментами Духового оркестра Правительства Республики Тыва |
смета расходов |
2019-2020 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ "Духовой оркестр Правительства Республики Тыва" |
30. Оснащение музыкальными инструментами Тувинского национального государственного ансамбля песни и танца "Саяны" |
смета расходов |
2021 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ "Национальный ансамбль песни и танца "Саяны" |
31. Оснащение музыкальными инструментами и модернизация интерната Республиканской основной общеобразовательной музыкально-художественной школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля |
смета расходов |
2021 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБОУ "Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа искусств им. Р.Д. Кенденбиля" |
32. Оснащение музыкальными инструментами и модернизация общежития Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола |
смета расходов |
2021 г. |
Министерство культуры Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола" |
33. Капитальный ремонт общежития Тувинской государственной филармонии им. В.М. Халилова |
предложения (программа) по капитальному ремонту |
2018-2020 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва |
34. Разработка проектно-сметной документации по строительству нового концертного зала и ремонту действующих концертных залов для включения в региональную инвестиционную программу |
проектно-сметная документация |
2018-2020 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва |
35. Строительство нового концертного зала |
проектно-сметная документация |
2020-2025 гг. |
Министерство культуры Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва |
VI. Управление реализацией Концепции | |||
36. Проведение ежегодного мониторинга формирования, выполнения и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий, установленных концертным организациям в республике |
сводная аналитическая записка Минкультуры Республики Тыва |
ежегодно |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
37. Мониторинг хода реализации Концепции |
доклад в Правительство Республики Тыва, в Минкультуры России |
ежегодно, I квартал года, следующего за отчетным |
Министерство культуры Республики Тыва, подведомственные концертные учреждения Минкультуры Республики Тыва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2017 г. N 189-р "Об утверждении Концепции развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года"
Распоряжения Правительства Республики Тыва вступают в силу со дня их подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 24 апреля 2017 г.