В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2017 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 172-ФЗ следует читать как "28.06.2014 г."
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва.
2. Органам местного самоуправления Республики Тыва рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями при разработке муниципального нормативно-правового акта, регламентирующего порядок разработки, корректировки, мониторинга среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства экономики Республики Тыва http://www.mert.tuva.ru.
Министр |
Е.В. Каратаева |
Методические рекомендации
по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва
(утв. приказом Минэкономики Республики Тыва от 1 февраля 2018 г. N 26)
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения деятельности участников стратегического планирования по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период (далее - прогноз).
2. Прогноз разрабатывается ежегодно на период не менее трех лет (на очередной финансовый год и плановый период) администрацией муниципального образования совместно с участниками разработки прогноза на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации, Республики Тыва с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Тыва и другими участниками стратегического планирования.
3. Прогноз разрабатывается в двух основных вариантах - базовом и целевом:
Базовый вариант прогноза ориентирован на устойчивое развитие экономики и социальной сферы муниципального образования.
Целевой вариант прогноза предполагает ускорение реализации крупных инвестиционных проектов и улучшение конкурентоспособности экономики муниципального образования, обеспечивает реализацию приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования исходя из долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития муниципального образования.
4. Участниками разработки прогноза являются администрация муниципального образования, хозяйствующие субъекты и организации всех форм собственности на территории муниципального образования (далее - участники разработки прогноза).
5. Участниками стратегического планирования для разработки прогноза используются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры среднесрочного прогноза, одобренные Правительством Российской Федерации сценарные условия (далее - сценарные условия), макроэкономический прогноз показателей социально-экономического развития Республики Тыва.
II. Основные принципы и положения разработки среднесрочного прогноза
6. Прогноз базируется на исходных условиях и гипотезах, используемых как вероятностные и уточняемые в процессе разработки и реализации прогноза.
Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов и принимаемых решений, а также обоснование этих изменений.
7. Рекомендуется последовательно уточнять исходные условия и основные показатели прогноза по мере их разработки и балансировки на этапе формирования прогноза, а также осуществлять детализацию прогноза в разрезе видов экономической деятельности, основных продуктов и товарных групп.
8. Обоснованность прогноза в целом и его показателей может определяться:
репрезентативностью (надежностью и полнотой) используемой статистической информации (как ретроспективной, так и текущей), ее методической сопоставимостью и однородностью;
применением современных методов экономического анализа и прогнозирования динамических рядов и их взаимосвязей, выявления тенденций, отклонений от них, циклических, сезонных и случайных составляющих;
осуществлением факторного обоснования динамики показателей с использованием системы структурно-балансовых и эконометрических моделей разного уровня;
обоснованием возможного повышения эффективности использования ресурсов вследствие научно-технического прогресса и организационно-структурных мер политики;
обоснованным использованием экспертных оценок, методов сопоставлений и аналогий; верификацией используемых методов на основе ретроспективного прогноза.
III. Разработка прогноза социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва на среднесрочную перспективу
9. Среднесрочный прогноз разрабатывается на основе сведений, представляемых в администрацию муниципального образования участниками разработки прогноза.
В качестве информационной базы исследования рекомендуется использовать отчетные данные Росстата, данные отчетности федеральных и региональных министерств и ведомств.
10. Составление прогноза рекомендуется осуществлять с учетом результатов анализа достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития в период, предшествующий прогнозному.
11. При прогнозировании возможно применение различных методов:
Экстраполяция, т.е. составление перспективы исходя из практики за предшествующий период и предположения, что тенденции и темпы экономического развития в будущем не претерпят значительных изменений. Этот метод используется для прогнозирования главным образом тех параметров, которые имеют сравнительно стабильный характер.
Метод экспертных оценок, т.е. прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Целесообразно применять оба эти метода одновременно, используя как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Корреляционный анализ и балансовый метод, с помощью которых исследуются закономерности взаимосвязей параметров развития объектов муниципальной экономики с другими наиболее важными показателями, такими, как объем производства, численность населения, денежные доходы населения и другие.
12. Разработка прогноза осуществляется в соответствии с графиком согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
13. Заместитель председателя администрации по экономике:
1) организует и координирует работу участников разработки прогноза;
2) определяет сроки представления показателей, необходимых для разработки прогноза с учетом требований, установленных настоящими Методическими рекомендациями;
3) во взаимодействии с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва уточняет базовые данные по показателям прогноза;
4) оценивает итоги социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва за предшествующий год и социально-экономическую ситуацию текущего года, обобщает представленные участниками разработки прогноза материалы;
5) проводит согласование макропоказателей социально-экономического развития муниципального образования с Министерством экономики Республики Тыва по следующим показателям:
- объем отгруженных товаров добывающих, обрабатывающих производств, и производства, распределения электроэнергии, газа и воды;
- объем продукции сельского хозяйства;
- оборот розничной торговли;
- ввод жилья;
- фонд заработной платы;
6) направляет прогноз социально-экономического развития муниципального образования в финансовое управление муниципального образования.
7) формирует пакет документов для представления прогноза на коллегию муниципального образования.
13. Участники разработки прогноза:
1) осуществляют комплексный анализ тенденций развития курируемых отраслей (территорий), дают количественную и качественную оценку значений показателей и параметров их изменения в текущем году, указывают причины и факторы происходящих изменений;
2) на основе комплексного анализа разрабатывают показатели прогноза, описывают динамику их изменения в прогнозируемом периоде, возможные причины и факторы прогнозируемых изменений, а также действия и меры, направленные на достижение прогнозируемых показателей;
3) в установленные настоящими Методическими рекомендациями сроки представляют заместителю председателя администрации по экономике:
показатели прогноза согласно приложению N 2 с пояснительной запиской;
предложения о целесообразности и необходимости решения проблем программно-целевыми методами;
бюджетную заявку на финансирование из бюджета муниципального образования муниципальной программы с пояснительной запиской.
14. Предприятиям и организациям республики независимо от форм собственности рекомендуется по предварительному запросу представить в органы местного самоуправления данные по прогнозам развития на среднесрочный период по запрашиваемым показателям деятельности.
15. Заместитель председателя администрации по экономике вправе вносить коррективы в показатели прогнозов, разработанных участниками разработки прогноза, предварительно проинформировав их о вносимых изменениях.
В случае возникновения спорных ситуаций, вопрос о корректировке показателей прогноза рассматривается в администрации муниципального образования.
16. Заместитель председателя администрации по экономике осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта администрации муниципального образования о прогнозе и вносит его на рассмотрение коллегии администрации Республики Тыва.
Одобренный на коллегии администрации прогноз вносится на рассмотрение представительного органа муниципального образования одновременно с проектом бюджета муниципального образования.
IV. Мониторинг и корректировка среднесрочного прогноза
17. Деятельность в области мониторинга предполагает:
анализ информации Росстата по итогам за 9 месяцев текущего года, уточнение и дополнении динамических рядов с месячной и квартальной информацией, используемых при разработке прогноза;
составление уточненных оценок основных экономических показателей по базовому варианту прогноза на среднесрочный период с учетом новой оценки текущего года;
пролонгированного влияния негативных внешних факторов (при их появлении в текущем году);
уточненной информации, поступившей от участников процесса прогнозирования о развитии сфер и отраслей экономики в среднесрочном периоде.
В первую очередь при мониторинге оцениваются показатели промышленности, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, прибыли организаций.
Наличие существенных отклонений в уточненных оценках основных экономических показателей от их оценок в утвержденном прогнозе является основанием для корректировки прогноза.
18. Заместитель председателя администрации по экономике обеспечивает ежеквартальный мониторинг основных показателей социально-экономического развития Республики Тыва в текущем году.
19. Корректировка прогноза проводится по решению администрации муниципального образования.
При проведении корректировки рекомендуется соблюдать базовое требование сбалансированности наличия ресурсов с потребностью в ресурсах. В первую очередь при корректировке балансируется потребность в финансовых средствах с источниками ее покрытия.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по разработке,
корректировке, мониторингу среднесрочного
прогноза социально-экономического развития
муниципальных образований Республики Тыва
График
разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва на среднесрочный период
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
Куда представляется |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Ознакомление и направление участникам разработки прогноза сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период |
в течение трех рабочих дней по мере поступления материалов |
Минэкономики РТ |
участникам разработки прогноза |
2. Ознакомление и направление участникам разработки прогноза макропоказатели социально-экономического развития Республики Тыва |
до 25 июля текущего года |
Минэкономики РТ |
участникам разработки прогноза |
3. Представление бюджетных заявок на финансирование из бюджета муниципального образования муниципальной программы с пояснительной запиской |
до 1 сентября текущего года |
участники разработки прогноза |
заместителю председателя администрации и по экономике |
4. Перечень муниципальных программ, предлагаемых к финансированию из бюджета муниципального образования, с указанием объемов финансирования |
до 1 октября текущего года |
Заместитель председателя администрации по экономике |
Финансовое управление муниципального образования |
5. Формирование прогноза основных показателей социально-экономического развития муниципального образования для включения в бюджет муниципального образования Республики Тыва (согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) |
до 1 сентября текущего года |
участники разработки прогноза |
Заместитель председателя администрации и по экономике |
6. Согласование макропоказателей социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва с Министерством экономики РТ (по согласованному перечню показателей) |
до 15 сентября текущего года |
Заместитель председателя администрации по экономике |
Минэкономики РТ |
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по разработке,
корректировке, мониторингу среднесрочного
прогноза социально-экономического развития
муниципальных образований Республики Тыва
Показатели
прогноза социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва на среднесрочный период
Показатели |
Единица измерения |
Структурное подразделение, ответственное за расчет и выполнение показателя |
1 |
2 |
3 |
Промышленность |
|
|
Объем отгруженных товаров добывающих, обрабатывающих производств и производства, распределения электроэнергии, газа и воды |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Добыча полезных ископаемых |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Обрабатывающие производства |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
в том числе: |
|
|
производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Производство и распределение электроэнергии,газа и воды |
млн. рублей |
|
индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
Производство электроэнергии |
млн. кВт.ч. |
|
Потребление электроэнергии |
млн. кВт.ч. |
|
Сельское хозяйство |
|
|
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Растениеводство |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Животноводство |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств: |
|
|
продукция в сельскохозяйственных организациях |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
продукция в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
продукция в хозяйствах населения |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Поголовье скота (все категории хозяйств): |
|
|
крупный рогатый скот |
тыс. голов |
|
в том числе коровы |
тыс. голов |
|
овцы и козы |
тыс. голов |
|
свиньи |
тыс. голов |
|
лошади |
тыс. голов |
|
верблюды |
голов |
|
олени, маралы |
голов |
|
птица |
тыс. голов |
|
Производство важнейших видов продукции: |
|
|
зерно (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
|
картофель |
тыс. тонн |
|
овощи |
тыс. тонн |
|
скот и птица на убой (в живом весе) |
тыс. тонн |
|
молоко |
тыс. тонн |
|
яйца |
млн. штук |
|
шерсть (физический вес) |
тонн |
|
мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
тонн |
|
колбасные изделия |
тонн |
|
мясные полуфабрикаты |
тонн |
|
товарная рыбная продукция |
тыс. тонн |
|
цельномолочная продукция |
тыс. тонн |
|
консервы |
тыс. усл. бан. |
|
мука |
тонн |
|
хлеб и хлебобулочные изделия |
тыс. тонн |
|
воды минеральные |
тыс. полулитров |
|
водка |
тыс. дал |
|
уголь |
тыс. тонн |
|
в том числе коксующий |
тыс. тонн |
|
асбест (0-6 групп) |
тыс. тонн |
|
производство деловой древесины |
тыс. плот. куб. м |
|
вывозка древесины |
тыс. куб. м |
|
пиломатериалы |
тыс. куб. м |
|
кирпич |
млн. шт. усл. кирпича |
|
Транспорт и связь |
|
|
Пассажирооборот транспорта общего пользования |
млн. пасс.-км |
|
Грузооборот автомобильного транспорта |
млн. т-км |
|
Объем платных услуг связи |
млн. рублей |
|
Инвестиции и строительство |
|
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
|
Рынок товаров и услуг |
|
|
Индекс потребительских цен |
декабрь к декабрю предыдущего года, % |
|
Прогноз роста цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы для бюджетных организаций |
% |
|
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
|
Демография |
|
|
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
|
% к предыдущему году |
|
|
Уровень жизни |
|
|
Численность трудовых ресурсов |
тыс. человек |
|
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
|
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ |
тыс. человек |
|
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости |
тыс. человек |
|
Денежные доходы населения |
млн. рублей |
|
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц |
руб. |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
|
Фонд заработной платы |
млн. рублей |
|
Среднемесячная заработная плата одного работника |
руб. |
|
Реальная заработная плата |
% |
|
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
руб. |
|
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума |
% ко всему населению |
|
Показатели могут уточняться по усмотрению администрации муниципального образования, ответственные за расчет и выполнение показателей определяются исходя из структуры и функциональных обязанностей структурных подразделений муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях методического обеспечения деятельности участников стратегического планирования по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период разработаны Методические рекомендации.
Прогноз разрабатывается ежегодно на период не менее трех лет в двух основных вариантах - базовом и целевом.
Участниками разработки прогноза являются администрация муниципального образования, хозяйствующие субъекты и организации всех форм собственности на территории муниципального образования.
Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов и принимаемых решений, а также обоснование этих изменений.
Среднесрочный прогноз разрабатывается на основе сведений, представляемых в администрацию муниципального образования участниками разработки прогноза. Также проводится его мониторинг и корректировка.
Приказ Министерства экономики Республики Тыва от 1 февраля 2018 г. N 26 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Республики Тыва"
Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был