В соответствии с планом работы Верховного Суда Республики Тыва на второе полугодие 2017 года изучена практика рассмотрения судами Республики Тыва гражданских и административных дел, связанных с защитой жилищных прав несовершеннолетних.
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ст. 40) и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в случае потери кормильца (ст. 39).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Несовершеннолетние лица являются одной из самых социально незащищенных категорий населения российского общества. Гражданско-правовой оборот жилых помещений затрагивает права несовершеннолетних лиц, которые в силу своего правового статуса не имеют возможности повлиять на решения своих родителей и иных законных представителей, которые, как показывает судебная практика, часто действуют в ущерб законным интересам несовершеннолетних.
При рассмотрении дел указанной категории суды правильно руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 года N 1180н, Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901а, также законов Республики Тыва в соответствующих сферах правоотношений.
Кроме того, при разрешении указанных споров суды учитывают разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Для проведения обобщения была изучена апелляционная практика судебных коллегий по гражданским и по административным делам Верховного Суда Республики Тыва за 2016 год и 9 месяцев 2017 года.
Споры, связанные с реализацией права на материнский капитал в части улучшения жилищных условий
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно пунктам 8-13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, к числу документов, которые предоставляются владельцем сертификата в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, отнесено засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство в шестимесячный срок с момента наступления обстоятельств, указанных в данных нормах, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Следовательно, приобретение жилого помещения с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала обязывает лиц, использующих данные средства, исполнить обязательство об оформлении имущественных прав членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что законодатель определил вид собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, - общая долевая собственность родителей и детей.
При наступлении срока оформления права собственности детей на имущество в соответствии с обязательством, данным родителями, последние в силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" обязаны оформить жилое помещение в общую долевую собственность, в том числе детей.
Частью 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Прокурор Монгун-Тайгинского района Республики Тыва в интересах Д., Л., несовершеннолетних С., ДГ. обратился в суд с иском к Д. о возложении обязанности оформить жилое помещение в общую долевую собственность. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что Д. получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка - ДГ, *** года рождения. Д. с использованием средств материнского капитала приобретена квартира. Одним из оснований для вынесения пенсионным органом решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала явилось письменное нотариально удостоверенное обязательство Д. о том, что она обязуется в течение 6 месяцев после перечисления пенсионным фондом средств материнского (семейного) капитала оформить квартиру, приобретенную на средства материнского капитала, в общую собственность родителей и детей по соглашению об определении долей. Однако, вопреки требованиям закона, жилое помещение в долевую собственность родителей и несовершеннолетних детей ответчик не оформила. Прокурор просил суд обязать Д. оформить приобретенную квартиру в общую долевую собственность Д., ее супруга ДА., Л., а также несовершеннолетних С. и ДГ.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены. Судом постановлено обязать Д. в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить квартиру в общую долевую собственность Д., супруга ДА., Л., несовершеннолетних С. и ДГ. по 1/5 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру.
Судом было установлено, что Д., приобретя с использованием средств материнского капитала квартиру, по истечении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом средств материнского капитала не исполнила обязательство по оформлению вышеуказанного жилого помещения в общую долевую собственность свою, супруга и детей, что является нарушением ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256- ФЗ и жилищных прав детей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва решение суда первой инстанции оставлено без изменения (гражданское дело N 33-2779/2016).
Аналогичные дела рассмотрены по исковому заявлению прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва в интересах несовершеннолетних М., Х., ХА. к МС. и в интересах несовершеннолетних А., АЧ. к С. о возложении обязанности оформить жилое помещение в общую долевую собственность (гражданские дела N 33-2780/2016, 33-1504/2017).
Н. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних НА., НД., НВ. к НАВ о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок и признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, указывая на то, что состоит в браке с Назаровой А.В. с 19 декабря 2008 года, имеют троих малолетних детей. В период брака на предоставленном по договору аренды земельном участке они построили жилой дом, на строительство которого были использованы средства материнского (семейного) капитала в сумме 190 188 руб. 40 коп., перечисленные 29 марта 2013 года, ив сумме 190 188 руб. 40 коп., перечисленные 28 ноября 2013 года. 23 января 2013 года Назарова А.В. в связи с намерением использовать средства материнского (семейного) капитала предоставила в ГУ-Управление ПФ РФ в г. Кызыле нотариально удостоверенное обязательство в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую долевую собственность лица, получившего государственный сертификат, то есть себя, а также супруга (истца) и детей с определением размера долей по соглашению. 05 февраля 2014 года в связи с окончанием строительства Назарова А.В. в нарушение обязательства об оформлении объекта недвижимости в общую долевую собственность зарегистрировала право личной собственности на построенный жилой дом и земельный участок. Кроме того, ответчик, не выполнив взятые на себя обязательства, заложила построенный на средства материнского (семейного) капитала указанные жилой дом и земельный участок в пользу ОАО АБ "***" в счет обеспечения кредита, полученного ООО "***".
Просил признать за Н., НА., НД., НВ., НА.В. право общей долевой собственности, по 1/5 доле в праве собственности каждого, на жилой дом и земельный участок; прекратить право собственности НАВ на указанные жилой дом и земельный участок.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что жилой дом на земельном участке был приобретен супругами Н с использованием средств материнского капитала, а потому он в силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 256-ФЗ должен быть оформлен в общую собственность членов семьи с определением размера доли каждого. Поскольку истец и ответчик не пришли к какому-либо соглашению по определению размера долей, то суд первой инстанции, обоснованно применив положения п. 1 ст. 245 ГК РФ, определил равными доли в праве.
Судебная коллегия указала, что отсутствие в материалах дела доказательств проживания несовершеннолетних детей истца на момент заключения договора залога в жилом помещении, являющемся предметом залога, и то обстоятельство, что истец знал о заключении договора залога между ответчиком и банком, что подтверждается его нотариально удостоверенным согласием, для разрешения данного дела правового значения не имеют (гражданское дело N 33-2040/2017).
Дела, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
В силу положений ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением, судам необходимо выяснять: относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, судам необходимо удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
ОВМ обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, указывая на то, что родилась ***, ее мать К., умерла ***. Отец М. уклонялся от выполнения обязанностей родителя, ее воспитанием и содержанием не занимался, алименты на ее содержание не выплачивал, имеет задолженность по алиментам, дал нотариально удостоверенный отказ от ее воспитания. После смерти матери воспитывалась тетей С., однако не была поставлена на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей. Обращения С. о передаче ее под опеку и обращения истца в органы прокуратуры и в Агентство о защите ее прав, лишении отца родительских прав результатов не дали. 28 января 2014 года она обратилась в прокуратуру Республики Тыва для лишения отца родительских прав. Заявление было перенаправлено в орган опеки для рассмотрения по существу. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2014 года признано недействительным заключение Агентства о невозможности С. быть попечителем, суд обязал Агентство устранить нарушение. С исковым заявлением о лишении М. родительских прав орган опеки и попечительства не обращался, несмотря на то, что имелись основания для защиты ее прав и интересов. На ее обращения о том, что она находится без попечения родителей, органом опеки и попечительства меры реагирования не приняты. Несмотря на то, что со дня смерти матери до достижения совершеннолетия (***) она находилась без попечения родителей, Агентством отказано в назначении ей попечителя. До достижения совершеннолетия она не была признана лицом, оставшимся без попечения родителей, в установленном законом порядке, хотя органу опеки со дня смерти ее матери, учитывая обращения в прокуратуру в июне 2013 года и в январе 2014 года, было известно о ребенке, оставшемся без попечения родителей. Просила признать незаконным бездействие Агентства по включению ее в список детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Агентство включить ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях; взыскать с Министерства финансов Республики Тыва компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.; взыскать с Агентства 5 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда исковые требования ОВМ удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по включению ОВМ в список детей, оставшихся без попечения родителей; на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность включить ОВМ в список детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении остальной части исковых требований ОВМ отказано.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ОВМ и ее тетя С. несколько раз обращалась в органы прокуратуры о передаче ОВМ под опеку и в орган опеки и попечительства с просьбой защитить права и законные интересы ребенка, лишении ее отца родительских прав, однако обращения результатов не дали.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2014 года заключение Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 31 декабря 2013 года о невозможности С. быть попечителем несовершеннолетней ОВМ признано незаконным.
Удовлетворяя исковые требования, суд, в частности, исходил из того, что до достижения ОВМ возраста 18 лет имелись основания для признания ее ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как мать истца умерла, а отец ребенка уклонялся от ее воспитания, защиты ее прав и интересов. Кроме того, суд установил нарушение прав и законных интересов истца со стороны органа опеки и попечительства, что явилось основанием для включения истца в список детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказывая в удовлетворении требования ОВМ о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд первой инстанции обоснованно указал, что с заявлением о включении ее в указанный список она в Агентство не обращалась, во включении в этот список ей не отказывалось, правом на обращение в установленном порядке с письменным заявлением она не воспользовалась, что не препятствует ее обращению с соответствующим заявлением.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из ст. 8.1 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на основании заявления и необходимых документов.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва решение суда оставлено без изменения (гражданское дело N 33-1328/2017).
Вопросы, связанные с исполнением судебных постановлений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
М. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года на мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по договору социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. На основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес мэрии города Кызыла. Общий срок исполнения судебного акта составляет 3 года 6 месяцев. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. 09 января 2017 года она обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека. На указанную жалобу 20 февраля 2017 года М. направлен ответ о возможности на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в течение шести месяцев со дня вступления данного закона в силу обратиться в компетентный суд Российской Федерации с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в заявлении дату обращения с жалобой в Европейский Суд и номер жалобы. Весь период нарушения права М. приходилось нести расходы по аренде жилья. Просила присудить компенсацию в размере 831 156,75 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично. М. присуждены компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей, 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины; установлено, что решение подлежит исполнению Департаментом финансов мэрии города Кызыла за счет средств бюджета муниципального образования - городского округа "Город Кызыл Республики Тыва". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
При рассмотрении иска судом установлено, что со дня поступления исполнительного листа к судебному приставу-исполнителю - 30 мая 2015 года по 05 апреля 2017 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 октября 2013 года не исполнено, исполнительное производство не окончено, должником требование исполнительного документа не исполнено. Длительность неисполнения судебного акта составила более трех лет, в то время как решением суда предусмотрен шестимесячный срок исполнения.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, указав, что определяя размер компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнительное производство по исполнительному листу до настоящего времени в полном объеме не завершено; длительность неисполнения судебного акта составляет более 3 лет, установлены причины, вызвавшие превышение разумных сроков исполнения судебного акта, практику Европейского Суда по правам человека, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб. (административное дело 33 а-1543/2017).
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 434 ГПК РФ установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного решения. Такое заявление сторон рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 26 июня 2008 года "О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что при рассмотрении заявлений о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный лист был предъявлен к исполнению.
По смыслу приведенных выше норм права решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда. Обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2015 года исковые требования Л. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены частично, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Л., на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв. м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на один год, указывая на то, что исполнить решение суда в настоящее время не представляется возможным, поскольку жилые помещения в специализированном жилом фонде отсутствуют. Исполнение решения суда возможно после передачи Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва жилых помещений Агентству, то есть после окончания строительства жилых домов, отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Агентства.
Определением суда первой инстанции заявление Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда на год.
Удовлетворяя заявление Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, суд первой инстанции исходил из того, что исполнить решение суда невозможно ввиду объективных причин, а именно - в связи с отсутствием жилых помещений в специализированном жилищном фонде.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва с таким выводом не согласилась, указав, что предоставляя отсрочку исполнения решения суда, суд первой инстанции нарушил принцип обязательности судебных постановлений, не учел то, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда.
Отсутствие жилых помещений в специализированном жилищном фонде, учитывая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда является установленной законом обязанностью заявителя, не может являться безусловным основанием для предоставления отсрочки.
Представленные заявителем доказательства, в том числе о количестве принятых в государственную собственность Республики Тыва квартир для детей-сирот, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, носящих исключительный характер и затрудняющих исполнение решение суда.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда по указанному основанию связано с финансовыми отношениями должника, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда не могут иметь приоритетного значения перед восстановлением законных прав взыскателя Л.
В силу изложенного, учитывая требования ст. 203 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала, что указанное заявителем обстоятельство с учетом характера правоотношений не могут служить основанием для предоставления отсрочки, поскольку удовлетворение заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, исходя только из необходимости соблюдения интересов заявителя, не отвечает требованиям справедливости.
Поскольку по смыслу закона при предоставлении рассрочки исполнения судебного решения суд должен учитывать в первую очередь интересы взыскателя, права которого подтверждены соответствующим судебным актом, само по себе отсутствие жилья в специализированном жилищном фонде не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Апелляционным определением судебной коллегии определение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявления Агентства об отсрочке исполнения решения суда отказано.
Споры, связанные с обеспечением жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Частями 1, 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Ст. 2 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 года N 1680 ВХ-1 "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма" предусмотрено, что в качестве мер социальной поддержки за счет средств, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, из жилищного фонда Республики Тыва жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, установленным, в частности, статьей Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года (ч. 2). Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах И. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указывая на то, что И. является ребенком- инвалидом по психическому заболеванию, который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. На основании постановления мэрии г. Кызыла N 225 от 12 февраля 2008 года И. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении. Просил обязать мэрию г. Кызыла в течение 2 месяцев предоставить И. жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв. м., на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, И. на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на получение вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его малоимущим.
В материалах дела сведения о том, что семья И. признавалась в установленном порядке малоимущим, отсутствуют. Решение органа местного самоуправления, уполномоченного вести учет и распределение жилой площади, о признании семьи И. малоимущим, суду не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении иска к мэрии г. Кызыла судом апелляционной инстанции признано обоснованным (гражданское дело N 33-1453/2016).
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Порядок признания граждан малоимущими в Республике Тыва урегулирован Законом Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 (ред. от 24.12.2013) "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Так, согласно ч. 1 ст. 8 указанного Закона Республики Тыва решение о признании гражданина-заявителя малоимущим принимается, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения.
Решение суда в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить М. на территории городского округа "Город Кызыл" Республики Тыва жилое помещение по договору социального найма отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска (гражданское дело N 33-2572/2016).
Отменяя решение суда первой инстанции в части исковых требований к мэрии г. Кызыла, судебная коллегия указала, что в материалах дела сведения о том, что М. признавалась в установленном порядке малоимущей, отсутствуют. Решение органа местного самоуправления, уполномоченного вести учет и распределение жилой площади, о признании М. малоимущей, суду не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель мэрии г. Кызыла пояснила, что решение о признании М. малоимущей органом местного самоуправления не принималось. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении искового требования М. не основан на положениях жилищного законодательства.
Положениями части 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил (п. 1).
Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
М. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в льготном предоставлении земельного участка, указывая на то, что 14 декабря 2015 года обратился к ответчику с заявлением о включении его семьи в реестр учета семей, имеющих ребенка-инвалида, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Кызыле Республики Тыва, в связи с наличием ребенка-инвалида М., *** года рождения. 11 апреля 2016 года ответчик письмом отказал ему в постановке на учет, ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 13.2 Конституционного Закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года "О земле", согласно которому земельные участки предоставляются семьям, имеющим ребенка-инвалида, постоянно проживающим не менее пяти лет на территории муниципального образования, в котором встают на учет для получения земельного участка бесплатно. Считает отказ незаконным, противоречащим ч. 5 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации". Просил признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в постановке на учет в качестве нуждающегося в льготном предоставлении земельного участка, обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов М.
Решением суда в удовлетворении иска М. отказано.
Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 11 апреля 2016 года следует, что М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в льготном предоставлении земельного участка на основании п. 1 ч. 2 ст. 13.2 Конституционного Закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-I "О земле", в связи с тем, что М. проживает в г. Кызыле Республики Тыва с 24 августа 2015 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался положением п. 1 ч. 2 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-I"О земле", согласно которому семьям, имеющим ребенка-инвалида, земельный участок предоставляется по месту жительства постоянно проживающим не менее пяти лет на территории муниципального образования, в котором встают на учет для получения земельного участка бесплатно. Установив, что М. проживает в г. Кызыле с 24 августа 2015 года, суд пришел к выводу о том, что его семья не соответствует условиям, установленным данным Конституционным законом Республики Тыва.
С указанными выводами судебная коллегия не согласилась и отменила решение суда первой инстанции по следующим основаниям
Из системного анализа приведенных выше норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное законодательство не содержит.
Установление региональным законодательством иных требований, которым должна соответствовать семья, имеющая ребенка-инвалида, является дополнительным ограничением, не предусмотренным федеральным законодательством и препятствующим реализации права инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, основания признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет приведены в п. 2 вышеуказанных Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Такими основаниями, в частности, являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 2).
Определением судебной коллегии в целях правильного рассмотрения дела определены юридически значимые обстоятельства, в частности, является ли семья М., имеющая ребенка-инвалида, нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит ли она на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.
Из исследованных в суде апелляционной инстанции документов следует, что семья М., имеющая ребенка-инвалида, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и собственниками жилых помещений не является. М. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.
Поскольку у семьи М., имеющей ребенка-инвалида МР. имеется установленное федеральным законодательством право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то исковые требования подлежат удовлетворению (гражданское дело N 33-86/2017).
Дела, затрагивающие жилищные права несовершеннолетних, вытекающие из других правоотношений
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения решается с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего - членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Таким образом, данной нормой предусмотрено сохранение права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения в определенных случаях, а также возможность возложения судом обязанности на собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства.
А. обратилась в суд с иском к Х. о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего АД. жилым помещением и зарегистрировать его по месту своего жительства, указывая на то, что ответчик является отцом АД., *** года рождения, на основании решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 сентября 2015 года. С ответчиком имела отношения с 2008 по 2014 годы, с 2013 по 2014 годы проживали совместно. После рождения ребенка проживала в квартире ответчика. После того, как отношения испортились, ей пришлось уехать к сестре. В настоящее время своего жилья не имеет, соответственно, не имеет возможности зарегистрировать ребенка по месту своего жительства. Просила обязать ответчика обеспечить ребенка жилым помещением и зарегистрировать его по месту своего жительства.
Решением суда в удовлетворении искового заявления А. отказано.
При разрешении спора судом было установлено, что истец А., ответчик Х. и несовершеннолетний АД., в принадлежащем ответчику на праве собственности жилом помещении совместно не проживали.
Приходя к выводу об отсутствии у несовершеннолетнего АД. права пользования жилым помещением, в котором в данный момент проживает ответчик, суд исходил из того, что несовершеннолетний АД. в данном жилом помещении с ответчиком, как член его семьи, не проживал.
Судебная коллегия согласилась с данным выводом суда первой инстанции, указав, что сам по себе факт родства с собственником жилого помещения (ответчиком) не может служить достаточным основанием для приобретения несовершеннолетним ребенком статуса члена семьи собственника и возникновения у него права пользования этим жилым помещением.
Суд также правильно отказал в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика зарегистрировать ребенка по месту своего жительства.
Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства, соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, возникающего независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение.
Из материалов дела установлено, что вопрос об определении места жительства ребенка с отцом сторонами не решался, соответствующее соглашение суду не представлено. В настоящее время несовершеннолетний АД. проживает с матерью в другом субъекте. Таким образом, местом его жительства является место жительства его матери, где он и должен быть зарегистрирован.
Кроме того, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод (гражданское дело N 33-1310/2017).
Изучение дел данной категории показало, что судьями при рассмотрении дел, связанных с защитой жилищных прав несовершеннолетних, в основном правильно применяются нормы материального и процессуального права.
Для правильного и своевременного разрешения споров, вытекающих из данных правоотношений, судьям необходимо постоянно изучать действующее законодательство и судебную практику по указанным категориям дел; тщательно проводить подготовку каждого дела к судебному разбирательству, учитывая, что главной задачей выступает не только своевременное и правильное рассмотрение дела, но и защита охраняемых законом прав и интересов несовершеннолетних.
Судья Верховного Суда Республики Тыва |
А.В. Болат-оол |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения дел, связанных с защитой жилищных прав несовершеннолетних, рассмотренных судами Республики Тыва
Текст обзора официально опубликован не был