В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува".
2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Тунева М.В.
Глава Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года
"Цифровая Тува"
Введение
По результатам мониторинга, проводимого Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, индекс готовности Республики Тыва к информационному обществу составлял 83 место среди субъектов Российской Федерации в период 2010 - 2011 годов, в 2016 году Республика Тыва заняла 78 позицию среди субъектов Российской Федерации.
Согласно рейтингу регионов по развитию информационного общества в Российской Федерации на 2017 год Республика Тыва находится на 78 месте по следующим подиндексам: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта.
Уровень развития информационного общества характеризуется состоянием основных его сегментов - фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи, компьютеров и сетей передачи данных. Отставание по данному показателю во многом обусловлено большими расстояниями, сложным рельефом, малонаселенностью.
По итогам обследования основных показателей развития информационного общества в Российской Федерации в Республике Тыва за 2016 год всего 58,1 процента домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, в том числе 66 процентов - в городской местности, 47,4 процента - в сельской местности, 57,9 процента домохозяйств имеют широкополосный доступ к сети "Интернет", 55,5 процента населения от общего количества выходят в сеть "Интернет" с мобильных устройств, а 17,6 процента населения совершают покупки онлайн, в том числе 27,2 процента городского и 4,6 - сельского населения.
Несмотря на это, по итогам 2017 года в рейтинге Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по показателю "Доля граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг" Республика Тыва занимает I место (по данным Ситуационного центра Электронного Правительства Российской Федерации 99,2 процента населения Республики Тыва, а именно 217 567 чел. старше 14 лет), а по показателю "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде" занимает V место среди субъектов Российской Федерации (по итогам статистического наблюдения Росстата за 2017 г.).
Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203.
1. Цель стратегии и стратегические национальные приоритеты
1.1. Целью настоящей Стратегии является развитие информационного общества путем внедрения цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении и социальной сфере.
Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению интересов граждан, проживающих в Республике Тыва, в сферах:
а) развития человеческого потенциала;
б) обеспечения безопасности граждан и государства;
в) развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва;
г) повышения эффективности государственного и муниципального управления, развития экономики и социальной сферы;
д) формирования цифровой экономики;
е) формирования государственных и частных удостоверяющих центров.
1.2. Приоритеты настоящей Стратегии:
а) развитие систем распределенных ситуационных центров органов власти и предприятий как основы цифровой трансформации государственного, муниципального и корпоративного управления;
б) формирование информационного пространства с учетом потребностей государства, общества и бизнеса в получении качественных и достоверных сведений;
в) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Республики Тыва;
г) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на российском уровне;
д) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.
2. Вызовы, сдерживающие развитие информационного общества
Вызовами, сдерживающими развитие информационного общества в Республике Тыва, являются:
1) наличие труднодоступных населенных пунктов со сложными географическими особенностями;
2) инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям;
3) отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва;
4) нехватка квалифицированных специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям (далее - ИКТ, слабое развитие научно-инновационного потенциала;
5) низкие навыки использования информационных технологий;
6) импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования;
7) цифровое неравенство между муниципальными образованиями.
Для выявления факторов внутренней и внешней среды метода стратегического планирования использован SWOT-анализ.
SWOT-анализ стратегии информационного общества
|
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Внешние факторы |
S (сильные стороны) утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации" |
W (Слабые стороны) неконкурентоспособная система подготовки кадров, неразвитая система ИТ-образования; недостаточное количество ИТ-сервисов для населения Республики; "цифровое неравенство"; отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва; слабое развитие научно-инновационного потенциала; инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям |
Внутренние факторы |
O (дополнительные возможности) развитая сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории республики, в том числе для бизнеса; развитая система межведомственного электронного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Тыва, органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг |
T (угрозы) кадровый дефицит в IT-специалистах; импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования; низкий уровень компьютерной грамотности населения, прежде всего людей старшего поколения; угроза "цифровому суверенитету" республики; нарушение частной жизни; снижение уровня безопасности данных; сокращение числа рабочих мест с низкой и средней квалификацией |
3. Инструменты достижения цели Стратегии
3.1. Основными прямыми инструментами реализации Стратегии являются региональные государственные программы. Такие программы должны разрабатываться в соответствии со стратегическими приоритетами, целями, направлениями информационного общества.
На первом этапе Стратегии (до 2020 года) должна быть реализована государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы".
Важным инструментом управления реализацией Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития информационного общества, а также разделов по развитию информационного общества региональных государственных программ социально-экономического развития с настоящей Стратегией.
3.2. Не менее важными инструментами реализации Стратегии является внедрение проектного управления. Реализация масштабных межведомственных проектов, в которые вовлечено большое количество участников, обусловливает необходимость проведения реформы существующего государственного управления путем внедрения проектного подхода и применения принципов проектного менеджмента. Внедрение принципов проектного менеджмента в органах государственной власти предполагает системную работу по формированию нормативно-правовой базы, определяющей порядок управления проектами; организационно-методическую работу по выстраиванию механизма, начиная от инициации проекта до его завершения. Необходимым условием успешного внедрения является использование информационных технологий в работе, а также системное внедрение и обучение принципам проектной работы.
Модернизированная система государственного управления будет обладать следующими функциональными возможностями:
- эффективная связь между различными уровнями управления;
- контроль изменений ключевых показателей эффективности;
- мониторинг достижения контрольных точек проекта;
- формирование и распределение ресурсов, необходимых для реализации проекта;
- формирование и эффективное руководство командой проекта;
- осуществление проектных коммуникаций;
- своевременное принятие управленческих решений;
- контроль возможных проблем и рисков проектов;
- моделирование и управление изменениями.
Таким образом, обновленная, качественная, ориентированная на результат система управления создаст условия для повышения уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности региона и экономической эффективности.
4. Основные направления развития стратегии
4.1. Основными направлениями настоящей Стратегии являются:
1) развитие информационной инфраструктуры;
2) подготовка кадров для цифровой экономики;
3) обеспечение информационной безопасности;
4) цифровое государственное управление.
4.2. В рамках направления "Информационная инфраструктура" предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) развитие телекоммуникационной инфраструктуры со строительством внутризоновых волоконно-оптических линий связи до населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удаленные, небольшие населенные пункты получат устойчивый доступ через сеть российских спутников;
2) обеспечение широкополосным доступом к сети "Интернет" лечебно-профилактических учреждений;
3) обеспечение широкополосным доступом к сети "Интернет" образовательных учреждений и других общественно значимых объектов;
4) подключение к сети "Интернет" органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва;
5) усовершенствование центра обработки данных Республики Тыва (далее - ЦОД) в целях обеспечения устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования.
4.3. Подготовка кадров для цифровой экономики.
В качестве механизмов обеспечения отраслей экономики высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий предусматриваются следующие мероприятия:
1) разработка профессиональных и образовательных стандартов в области ИКТ;
2) открытие центров компетенций на базе вузов для повышения цифровых навыков студентов всех специальностей;
3) актуализация образовательных программ в области ИКТ в соответствии с запросом производства и профессиональных стандартов в высшем, техническом и профессиональном образовании;
4) увеличение государственного образовательного заказа по специальностям ИКТ для удовлетворения возникающей производственной потребности;
5) привлечение производственных ИКТ в учебный образовательный процесс путем проведения практических и лабораторных занятий на базе вузов и (или) предприятий;
6) проведение республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов с учетом новых тенденций ИКТ;
7) создание национальной платформы открытого образования.
4.4. Информационная безопасность.
В основу организационной структуры системы информационной безопасности Республики Тыва положен принцип разделения прав и обязанностей между субъектами обеспечения защиты информационных ресурсов, с сочетанием коллегиальности при решении региональных задач, самостоятельности и персональной ответственности при решении задач информационной безопасности в отдельных областях деятельности, на отдельных предприятиях и организациях.
Методы и средства обеспечения информационной безопасности в Республике Тыва:
- правовые: разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности;
- организационно-технические: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере, разработка и использование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации; контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;
- экономические: разработка программ обеспечения информационной безопасности республики и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
4.5. Цифровое государственное управление.
По направлению "Цифровое госуправление" предполагается ряд революционных предложений по упрощению взаимодействия граждан с государством, в том числе:
1) обеспечение предоставления массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг и сервисов в цифровом виде, без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций;
2) предоставление государственных (муниципальных) услуг и сервисов в про активном режиме, по жизненным ситуациям и по экстерриториальному принципу;
3) внедрение "реестровой модели" предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов;
4) обеспечение типизации государственных и муниципальных услуг;
5) обеспечение цифровизации государственных (муниципальных) услуг и сервисов посредством вовлечения коммерческих организаций;
6) оптимизация деятельности МФЦ, в том числе посредством перехода к цифровому безбумажному взаимодействию с государственными (муниципальными) органами и организациями;
7) предоставление государственных (муниципальных) услуг и сервисов на единой цифровой платформе через МФЦ и иные организации;
8) предоставление государственных услуг посредством сервиса "Госкурьер" для доставки заявителям результатов;
9) информирование и популяризации цифровых государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов;
10) обеспечение работы ведомственного (СЭД) и межведомственного (МЭДО) электронного документооборота с применением электронной подписи;
11) обеспечение условий для автоматизированной поддержки принятия решений;
12) обеспечение координации реализации мероприятий в рамках цифровой трансформации государственного и муниципального управления в органах исполнительной власти Республики Тыва и органах местного самоуправления в Республике Тыва;
13) массовая подготовка сотрудников органов власти и органов местного самоуправления цифровым навыкам и технологиям;
14) обеспечение доступа к инфраструктуре цифрового государства с использованием отечественной мобильной операционной системы;
15) оснащение органов государственной власти типовым автоматизированным рабочим местом госслужащего;
16) создание центра хранения электронных документов с соответствующей инфраструктурой (организация, обеспечивающая постоянное хранение электронных документов государственных органов и организаций);
17) централизация (оптимизация) работы с кадровыми документами, упрощение, ускорение и унификация кадровых процедур;
18) обеспечение надежного хранения кадровых документов в электронном виде (позволяющего в том числе оперативно передавать данные между госорганами), защищенности данных, формирование единого информационного ресурса о кадровом составе госслужбы (мастер-данные находятся в ЕИСУКС);
19) осуществление органами контроля (надзора) деятельности в рамках риск-ориентированного подхода, основанного на объективных данных о деятельности проверяемых лиц и относящихся к ним объектов, собираемых преимущественно дистанционно и доступных инспектору-аналитику в режиме "одного окна" ("цифровой инспектор");
20) создание единой "точки доступа" (цифровой площадки) для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), где предприниматели смогут получить весь комплекс услуг: информационно-консультационных по широкому кругу вопросов, образовательных, маркетинговых услуг, услуг по организации участия субъектов МСП в тематических форумах, выставках, бизнес-миссиях в целях продвижения своей продукции, обмена опытом и другие услуги.
4.6. Области применения ИКТ в рамках Стратегии.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует экономическому развитию, а также резко повышает эффективность предоставления и использования различных социальных услуг населением, таких как медицинские, образовательные, государственные и другие. Стратегией предусматривается внедрение инфокоммуникационных технологий в следующих сферах экономики и социальной сферы.
4.6.1. В сфере здравоохранения:
1) разработка и внедрение платформенных решений телемедицинских консультаций и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов, в том числе с применением медицинских приборов, в 100 процентах медицинских организаций;
2) разработка и внедрение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений по раннему прогнозированию и выявлению заболеваний, с применением технологий анализа больших данных и машинного обучения в 100 процентах медицинских организаций;
3) разработка платформы "Умная клиника" с применением комплекса решений IoT (InternetofThings) и внедрение в не менее 50 процентах медицинских организаций третьего уровня;
4) разработка и внедрение платформы хранилищ медицинских данных;
5) разработка и внедрение платформы централизованных диагностических сервисов в Республике Тыва;
6) разработка единой системы нормативно-справочной информации и технических стандартов (в части проектирования, внедрения и эксплуатации программного обеспечения) цифрового здравоохранения, интегрированная с медицинскими информационными системами и централизованными сервисами 85 субъектов Российской Федерации;
7) разработка и внедрение специализированных вертикально-интегрированных медицинских информационных систем по основным профилям и направлениям оказания медицинской помощи (на базе национальных медицинских исследовательских центров) в Республике Тыва;
8) проведение работ по профессиональной подготовке специалистов, работающих в медицинских организациях, в части применения цифровых технологий;
9) внедрение модуля архивации и передачи изображений (PACS) единой государственной медицинской системы.
10) предоставление дистанционного доступа к электронным медицинским картам граждан единой государственной медицинской системы.
4.6.2. В сфере образования:
1) внедрение системы компетенций, отражающих цифровую реальность деятельности граждан и экономики в образовательных организациях;
2) увеличение числа профильных классов по информатике, увеличение числа выпускников школ, сдающих экзамены по информатике, и выпускников университетов и колледжей по направлению ИКТ как минимум в 3,5 раза;
3) развитие системы непрерывного образования в сфере ИКТ, в том числе преподавателей, государственных служащих, безработных и граждан пожилого возраста;
4) создание "Цифровой школы", в том числе с дистанционным получением образования (15 процентов от всех выпускников), обеспечение 100-процентной потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в дистанционном школьном образовании;
5) создание платформы, работающей по принципу единого окна, для размещения онлайн-курсов, а также отечественного программного обеспечения, которое позволит массово разрабатывать и внедрять онлайн-курсы на всех уровнях образования;
6) создание системы дистанционной аттестации и повышения квалификации школьных учителей (с охватом 25 процентов учителей республики);
7) подключение всех школ к единой информационной системе в сфере образования;
8) внедрение электронной системы допуска в образовательные организации;
9) обеспечение условий для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций (робототехника, программирование);
10) внедрение системы мониторинга и прогнозирования потребности в специалистах "цифровой экономики" в разрезе отраслей экономики и социальной сферы.
4.6.3. В сфере культуры:
1) использование возможностей ИКТ для привлечения туристов и повышения качества индустрии гостеприимства;
2) обеспечение доступа к сети "Интернет" в центральных частях городов, парках, а также в местах проведения массовых мероприятий;
3) оцифровка музейных и архивных фондов, с возможностью дистанционного доступа к культурным ценностям Республики Тыва;
4) привлечение компаний креативного кластера к реализации проектов цифровой экономики;
5) создание единой системы информации о времени и месте проведения культурных мероприятий;
6) внедрение электронных билетов в учреждениях культуры;
7) обеспечение использования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также обеспечение доступа к ним максимально широкого круга пользователей.
4.6.4. В сфере социальной защиты населения:
1) развитие информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов социальной защиты, в первую очередь, отдаленных труднодоступных районов республики;
2) формирование электронной очереди отдельных категорий граждан, вставших на учет на улучшение жилищных условий, и обеспечение им доступа к данной информации в персонифицированном виде;
3) разработка мобильного приложения "Калькулятор" для определения права на получение субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг для малоимущих семей и ее размера;
4) разработка мобильного приложения "Социальные услуги", содержащего сведения о всех видах социальных услуг, предоставляемых в республике, условиях их получения;
5) увеличение количества обращений граждан пожилого возраста и инвалидов за получением государственных услуг, повышение компьютерной грамотности указанных категорий граждан.
4.6.5. В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
Повышение эффективности ЖКХ с использованием новых информационных стандартов и цифровых технологий, обеспечивающих высокоэффективное и бесперебойное ресурсо снабжение и предоставление сервисов, оперативное управление инфраструктурой, информационное взаимодействие органов власти и субъектов рынка ЖКХ, в том числе:
1) внедрение технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM-технология);
2) использование IoT для мониторинга, анализа и прогнозирования поломок внутридомовой инфраструктуры;
3) установка приборов дистанционного учета потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов;
4) внедрение информационных систем управления умными домами и микрорайонами, развитие регионального сегмента ГИС ЖКХ;
5) обеспечение работы электронного документооборота, связанного со строительством, эксплуатацией и арендой недвижимости, электронными сделками аренды и купли-продажи недвижимости.
4.6.6. В сфере энергетике планируется:
1) внедрение новых цифровых технологий и платформенных решений в отраслях топливно-энергетического комплекса;
2) создание и внедрение единой отраслевой доверенной цифровой среды (на основе платформенных решений), используемой в деятельности субъектами электроэнергетики, с передачей технологических данных в реальном режиме времени от объектов электроэнергетики;
3) развитие цифровых клиентских сервисов для потребителей;
4) внедрение возможности электронного получения услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
4.6.7. В сфере сельского хозяйства:
1) обеспечение реализации цифровой платформы "Цифровое сельское хозяйство" в Республике Тыва, в части отслеживания объемов выпускаемой сельскохозяйственной продукции и обеспечения ее сбыта на цифровых платформах и рынках, в том числе с применением "безбумажных" технологий;
2) внедрение цифровой платформы для обеспечения консультирования граждан и сельхозпроизводителей в части сельского хозяйства и получение государственных и иных услуг в электронном виде.
4.6.8. В сфере транспорта:
1) реализация цифрового оснащения автомобильных дорог, которое позволяет предупреждать о потенциально опасном участке и контролировать движение транспортного средства с целью безопасного его прохождения;
2) внедрение и использование информационной транспортной системы;
3) реализация пилотного проекта использования системы управления парковочным пространством с применением IoT;
4) внедрение системы мониторинга параметров транспортных потоков, внедрение динамических дорожных табло и "умных" светофоров;
5) система телеобзора дорожного движения в городах и системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
6) размещение электронных табло на остановках общественного транспорта;
7) внедрение единых проездных электронных документов и систем мобильной оплаты проезда в общественном транспорте;
8) внедрение системы фотофиксации нарушений правил дорожного движения и дистанционного весового контроля грузового транспорта;
9) обеспечение покрытия федеральной автомобильной дороги сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий.
4.6.9. В сфере экологии:
1) внедрение системы комплексного, оперативного и автоматического мониторинга состояния окружающей среды;
2) создание онлайн-карты и мобильных приложений состояния окружающей среды. Подключение объектов сбора, транспортировки, сортировки, перегрузки и полигонов мусора к автоматизированным системам мониторинга и контроля;
3) внедрение ГИС в управление заповедными природными территориями;
4) применение данных космического мониторинга природных пожаров.
4.6.10. В сфере почтовой связи предполагается автоматизация всех почтовых складов. Роботизированный склад почты. Наличие роботов на складах способствует транспортировке, погрузке, разгрузке крупных стеллажей с посылками в кратчайшие сроки, при этом увеличится число рабочих мест в центрах логистики.
4.6.11. В сфере СМИ, телерадиовещания, книгоиздания и полиграфии:
1) информационное продвижение республики на российском и мировом уровнях в информационном пространстве;
2) развитие телекомпании "Тува 24" (ТРК "Тува 24") с покрытием зоны вещания до 100 процентов, в том числе развитие персонифицированного телевидения и интернет-телевидения;
3) увеличение покрытия зоны вещания региональных радиокомпаний до 98 процентов;
4) развитие издания книг в электронном виде и их размещение в онлайн-магазинах (ЛитРес, ОЗОН и т.д.), создание и производство аудиокниг (пластинки, сувенирная продукция);
5) создание альтернативной сети точек торговли печатной продукцией, в том числе установка мультимедийных универсальных киосков печатной продукции в административном центре каждого муниципалитета;
6) развитие механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе проектам в области печатных и электронных средств массовой информации, укрепление гарантий независимости средств массовой информации;
7) подготовка высококвалифицированных специалистов всех уровней для редакций газет и журналов, телерадиокомпаний, издательств и информационных агентств;
8) внедрение современных цифровых технологий по выпуску полиграфической продукции.
9) оказание государственной поддержки печатным изданиям.
4.6.12. В сфере обеспечения безопасности граждан:
1) замена импортного оборудования и электронной компонентной базы российскими аналогами;
2) внедрение и обеспечение национальных стандартов в области информационной безопасности;
3) увеличение доли отечественного программного обеспечения, закупаемого органами государственной власти и органами местного самоуправления;
4) развитие систем видеонаблюдения за объектами социальной сферы и публичными пространствами;
5) развитие системы оповещения об опасностях природного и техногенного характера;
6) автоматизированный мониторинг социальных сетей на предмет происшествий;
7) внедрение систем территориального анализа статистики правонарушений, пожаров, несчастных случаев и ДТП.
4.6.13. В сфере повышения гражданской активности населения:
1) создание специальной цифровой платформы для обсуждения предложений и голосования по важнейшим вопросам жизни региона, в том числе с возможностью внесения предложений в стратегию развития региона и муниципальных образований;
2) учет мнения граждан прилегающих домов, высказанного в электронном виде, при планировании строительства;
3) создание групп жителей многоквартирных домов и микрорайонов в социальных сетях;
4) использование мобильных приложений, с помощью которых граждане могут сообщать о проблемах в населенных пунктах.
5. Ожидаемые результаты стратегии
5.1. Показатели эффективности Стратегии:
1) экономическая эффективность: объем услуг связи увеличится с 1600,4 млн. рублей в 2017 году до 2460 млн. рублей в 2030 году;
2) бюджетная эффективность: объем уплачиваемых налоговых и неналоговых доходов возрастет с 115 млн. рублей до 175 млн. рублей в 2030 году;
3) социальная эффективность: количество созданных рабочих мест увеличится с 1558 человек в 2017 году до 2200 человек в 2030 году.
5.2. Основные показатели Стратегии:
1) доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к сети "Интернет" (10 Мбит/с) - 97 процентов;
2) доля форм отчетности организаций, предоставляемых однократно только в электронном виде, от общего количества - 100 процентов;
3) число выпускников общеобразовательных организаций, поступивших в вузы на программы высшего образования по ИТ-специальностям, - 120 человек в год;
4) доля государственных услуг, функций и сервисов, представленных в цифровом виде, - 89 процентов;
5) доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, - 40 процентов;
6) доля организаций, использующих системы информатизации и автоматизации бизнес-процессов (CRM, ERP, SCM-системы), в общем числе организаций - 25 процентов;
7) доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для заказа товаров и (или) услуг, взаимодействия с различными субъектами в общей численности населения - 50 процентов.
6. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии предполагается в несколько этапов:
I этап - 2018 год - отбор приоритетных и пилотных проектов, разработка "дорожных карт" и формирование проектных команд; формирование нормативной правовой базы внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности, поиск партнеров и заключение соглашений; формирование бюджета на 2019 - 2021 годы с учетом необходимости финансирования проектов;
II этап - 2019 - 2020 годы - реализация пилотных проектов с быстрым и высоким финансовым результатом; формирование специализированной инфраструктуры на территории республики;
III этап - 2021 - 2025 годы - реализация приоритетных проектов, предусмотренных национальной программой развития цифровой экономики;
IV этап - 2025 - 2030 годы - комплексная реализация всех направлений Стратегии, тиражирование пилотных проектов на все муниципальные образования, актуализация Стратегии с учетом лучшего мирового и российского опыта.
7. Механизм реализации
Реализации Стратегии планируется осуществлять в рамках:
1) государственных программ, государственным заказчиком которых определено Министерство информатизации и связи Республики Тыва;
2) государственных программ министерств и ведомств Республики Тыва;
3) государственных программ Российской Федерации, координируемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и другими заинтересованными в развитии отрасли информационных технологий ведомствами;
4) программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли;
5) привлекаемых внебюджетных средств, в частности государственно-частного партнерства;
6) средств предприятий отрасли.
Заключение
С учетом текущей ситуации предлагается сконцентрировать усилия на следующих направлениях работы.
1. Обеспечение образовательной составляющей цифровой экономики. "Цифровизации" системы среднего, высшего образования и системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Организация и проведение мероприятий по повышению цифровой грамотности населения. Разработка методики исследования цифровой грамотности.
2. Организация обучения и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Инструменты и технологии цифровой экономики".
3. Использование инструментов и технологий цифровой экономики для защиты государственных и частных данных. Обеспечение информационной безопасности государственных и муниципальных органов Республики Тыва, частной жизни ее жителей, а также способствование усилению информационной безопасности юридических лиц.
4. Внедрение технологии блокчейн в отдельных сегментах государственного, муниципального и корпоративного управления.
5. Формирование культуры поведения хозяйствующих субъектов, ориентированной на использование электронных торговых площадок в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, государственных и муниципальных органов.
6. Разработка и перевод в электронный вид административных регламентов "услуг по жизненным ситуациям".
7. Интеграция электронных баз данных муниципальных, государственных и ведомственных информационных ресурсов при предоставлении услуг.
8. Развитие таких комплексных информационных систем, как "Безопасный город", "Умный город", комплексная информационная система кооперационных связей, система ситуационных центров и др.
9. Использование инструментов и технологий цифровой экономики для обработки больших данных. Возможные применения обработки больших данных:
- мониторинг и прогнозирование показателей социально-экономического развития Республики Тыва;
- мониторинг и сравнение цен на социально значимые товары и продукты питания в Республике Тыва;
- исследование социальных предпочтений различных слоев населения;
- исследование рынка труда и занятости в Республике Тыва.
10. Создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
11. Создание и внедрение отраслевых цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан, отвечающих основным социально-экономическим потребностям республики, на основе современных технологий.
12. Продолжение "цифровизации" региональной системы распределенного ситуационного центра. Создание мультисервисной облачной технологии, реализующей ситуационную систему управления.
Приложение N 1
к Стратегии развития информационного
общества в Республике Тыва
"Цифровая Тува" до 2030 года
Развитие информационного общества в Республике Тыва в 2011 - 2017 гг.
Реализация инфраструктурных проектов
В 2012 - 2017 годах были реализованы проекты, которые позволили существенно поднять уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры. Объем услуг связи за 5 лет увеличился в 1,9 раза. В 2013 - 2014 годах осуществлен самый масштабный в рамках Сибири инфраструктурный проект: строительство магистральной ВОЛС "Кызыл - Ак-Довурак - Абакан". Республика "закольцована" оптоволокном протяженностью более 860 км.
В 2013 - 2015 годах операторами связи построены внутризоновые волоконно-оптические линии связи "Кызыл - Шагонар - Чаа-Холь - Чадан - Кызыл-Мажа- лык - Ак-Довурак", "Кызыл - Самагалтай - Эрзин" и "Кызыл - Сарыг-Сеп".
В рамках реализации федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" до 13 населенных пунктов Республики Тыва с численностью населения от 250 до 500 человек построены волоконно-оптические линии связи, обеспечивающие широкополосный доступ к сети "Интернет" со скоростью до 10 Мбит/сек. В настоящее время население имеет возможность получать современные универсальные услуги связи по передаче данных по доступным тарифам с неограниченным трафиком. Общая протяженность построенных оптических сетей по проекту "Устранение цифрового неравенства" на территории Республики Тыва составляет 987 км. Объем внебюджетных источников на реализацию проекта составил 340 млн. рублей.
В населенных пунктах с. Ырбан Тоджинского кожууна и с. Качык Эрзинского кожууна точки доступа к сети "Интернет" организованы с использованием спутниковых технологий.
В Республике Тыва реализованы мероприятия по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва (расширение сегмента оптоволоконной сети передачи данных в г. Кызыле, организация функционирования сети передачи данных между органами исполнительной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления в Республике Тыва).
Почтовая связь
На территории Республики Тыва насчитывается 118 отделений связи, из которых 30 оборудованы телеграфным оборудованием. На рынке услуг предприятий почтовой связи представлены все основные виды почтовых услуг: пересылка письменной корреспонденции, посылок, отправлений курьерской и экспресс-почты, почтовые переводы денежных средств, услуги по доставке и выплате пенсий и пособий, распространение периодических печатных изданий.
Телерадиовещание
В Республике Тыва телерадиовещание запущено во всех 65 объектах сети цифрового наземного телевещания с охватом 133 населенных пункта с общей численностью населения 315921 человек, что составляет 99,17 процентов. Жители 89 населенных пунктов Республики Тыва имеют возможность просмотра новостных и информационных материалов ГТРК "Тыва" только в аналоговом формате.
Электронное правительство
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части достижения к 2018 году доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме 70 процентов, с 2013 по 2017 год проведена следующая работа:
- в рамках мероприятий, направленных на повышение качества оказываемых в электронном виде услуг, проводится еженедельный мониторинг оказания услуг в электронном виде. Осуществляется подача заявлений на получение услуг в электронном виде через Единый портал госуслуг, осуществляется выезд на рабочие места специалистов, оказывающих услуги. Целью проведения мониторинга является обращение внимания руководителей ведомств, оказывающих услуги в электронном виде, на своевременность обработки поданных через Единый портал госуслуг заявлений на получение государственных и муниципальных услуг;
- в целях популяризации Единого портала государственных услуг организованы мероприятия по обучению кадров, разъяснению населению преимуществ получения тех или иных услуг с использованием портала. Было организовано 13 акций на территории Республики Тыва с раздачей флаеров и информационных материалов. Проведены специальные мероприятия "День открытых дверей электронного правительства" на базе министерств и ведомств. Проведены обучающие семинары среди населения старшего поколения по компьютерной грамотности, в том числе по использованию преимуществ Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В Республике Тыва государственные услуги оказываются в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 12 сентября 2013 г. N 560 "Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Тыва юридическим и физическим лицам". В настоящее время в соответствии с перечнем 125 государственных услуг оказываются 19 ведомствами (10 министерств, 2 государственных комитета, 4 службы, 2 агентства, 1 управление).
Из 125 государственных услуг 35 услуг, что составляет 25 процентов, относятся к социальной сфере: образования - 8, социальной защиты - 25, ЗАГС - 2. В сфере земельных и имущественных отношений 9 услуг, что составляет 7 процентов от общего количества услуг, в сфере архитектуры и градостроительства 4 услуги, что составляет 3 процента, в сфере здравоохранения 5 услуг, что составляет 4 процента.
Всего за 2011-2017 годы переведено 53 услуги в электронный вид, в том числе 34 государственных услуг, оказываемых 10 органами исполнительной власти Республики Тыва и 19 муниципальных услуг.
В Республике Тыва внедрена единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), в том числе:
- создана региональная информационная система предоставления доступа к электронным сервисам межведомственного взаимодействия, позволяющая органам исполнительной власти Республики Тыва и органам местного самоуправления в Республике Тыва получить доступ к федеральным электронным сервисам, а также обеспечить подключение и исполнение региональных электронных сервисов;
- разработаны региональные электронные сервисы и запросы к федеральным электронным сервисам межведомственного взаимодействия.
Информатизация
В 2016 году в Республике Тыва внедрена государственная информационная система "Контингент обучающихся" (далее - АИС "Контингент"), а также осуществлена доработка АИС "Находка ЗАГС". В результате выполненных работ был создан уникальный единый реестр образовательных организаций, организована возможность автоматического формирования необходимой статистической отчетности. Данная система интегрирована с АИС "Электронная школа" (school.rtyva.ru), АИС "Дошкольное образование. Дневник.ру" (sadik.rtyva.ru), АИС "Электронный колледж" (spo.rtyva.ru), АИС "Дополнительное образование" (dop.rtyva.ru), а также АИС "Находка ЗАГС". Появилась возможность подачи электронного заявления на постановку в очередь в детские сады, в общеобразовательные учреждения, а также в средне-специальные учебные заведения. Продолжена информатизация органов ЗАГС. Дополнительно внедрены несколько модулей АИС "Находка ЗАГС".
В сфере здравоохранения обеспечена работоспособность электронной медицинской карты больных, запись на прием к врачу в электронном виде, электронный документооборот по счетам-реестрам между медицинскими организациями, страховой медицинской организацией, Территориальным фондом ОМС. В Региональной медицинской информационно-аналитической системе (РМИАС) реализован модуль "Картотека", где заведующие отделениями, заместители главных врачей, главные врачи могут контролировать выполнение объемных показателей медицинской организации, что позволяет принимать и корректировать управленческие решения. В 13 медицинских организациях создано единое информационное пространство, телемедицина, ведутся консультации, совещания, видеоконференции. Дополнительно реализовано новое программное обеспечение "Skypeforbusiness" для проведения видеоселекторных совещаний и телеконсультаций на базе 22 медицинских организаций.
Осуществлено внедрение системы электронного документооборота "Практика" (далее - СЭД) в органах исполнительной и органах местного самоуправления Республики Тыва. В СЭД зарегистрировано 1065 пользователей.
Многофункциональный центр
Создана сеть многофункциональных центров в Республике Тыва: уполномоченный МФЦ в г. Кызыле, 17 территориальных отделов, 41 удаленное рабочее место. Организовано 152 рабочих места для универсальных операторов МФЦ согласно единому бренду "Мои документы", утвержденному Минэкономразвития Российской Федерации. В 2017 году создан бизнес-офис МФЦ для предоставления государственных и муниципальных и дополнительных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
Развитие кадрового потенциала и образования в отрасли
В настоящее время услуги связи на территории Республики Тыва предоставляют около 40 операторов связи, такие как: ПАО "Ростелеком", АО "Тывасвязьинформ", Управление Федеральной почтовой связи Республики Тыва - федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - филиал ФГУП "Почта России"), ПАО "МТС", ПАО "ВымпелКом", ПАО "МегаФон", ООО "ИТ СИСТЕМЫ", радиотелевизионный передающий центр филиал федерального государственного унитарного предприятия "РТРС" "РТПЦ Республики Тыва" (далее -РТПЦ) и другие.
Общая численность работающих в данных отраслях более 1680 человек. Только в 8-ми подведомственных учреждениях министерства работают 209 человек. Из 1680 человек мужчин - 627 чел. (37,3%), женщин - 1053 чел. (62,7%).
По уровню образования:
с высшим - 693 чел. (41,3%);
со средним специальным - 542 чел. (32,3%);
с начальным общим - 445 чел. (26,4%).
По возрасту работников:
до 30 лет - 402 чел. (23,9%);
от 30 до 35 - 394 чел. (23,4%);
от 35 до 45 - 439 чел., (26.1%);
от 45 до 55 - 327 (19,4%);
свыше 55 лет - 118 чел. (7,2%).
По стажу:
до 1 года - 129 чел.;
от 1 года до 5 лет - 649 чел.;
от 5 до 10 лет - 479 чел.;
свыше 15 лет - 423 чел.
Средний возраст работников составляет 39 лет.
Средняя заработная плата в Тывасвязьинформ составляет 29 750 рублей. Средняя заработная плата у почтальонов - 19 717 рублей.
Основными востребованными профессиями в предприятиях отрасли связи являются инженер-программист, инженер связи, техник связи, электромонтер станционного оборудования, ТВ оборудования, инженер телевидения. Все предприятия отрасли укомплектованы выпускниками ведущих профильных учебных заведений России. В АО "Тывасвязьинформ" процент замещения должностей специалистами с высшим образованием составляет 40 процентов, филиал РТРС "РТПЦ Республики Тыва" - 40 процентов, филиал ФГУП "Почта России" по Республике Тыва - 30 процентов, что меньше среднероссийских значений по аналогичным предприятиям.
В регионе существует проблема дефицита кадров в данной отрасли и недостаточного уровня их подготовки.
Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения отрасли информатизации и связи высококвалифицированным персоналом требует создания единой системы развития кадрового потенциала, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению отрасли информатизации и связи Республики Тыва высококвалифицированным персоналом.
В развитии школьного образования необходимо внедрять и развивать новые специализированные учебные дисциплины и направления обучения, связанные с информатикой и информационными технологиями, а также подготовить новые учебные программы, направлять учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий на профессиональную переподготовку.
Начинать обучение основам программирования необходимо со средней школы, где школьники получат систематизированные знания и навыки в области программирования: от построения алгоритмов до создания программных приложений на языках высокого уровня.
Одним из высокотехнологичных современных направлений является "Робототехника", однако в настоящее время в нашей республике нет специальных программ обучения. В г. Кызыле работают всего несколько кружков по программированию и робототехнике. В основном технические кружки организованы на базе школ города для своих учащихся. Это школы N 1, 5, 9 и Кызылский центр образования "Аныяк", где занятия проводят учителя информатики данных учебных заведений. Также работает кружок робототехники "РоботоЦентр" при Студенческом бизнес-инкубаторе Тувинского государственного университета. Исходя из вышесказанного, предлагается создать специальную образовательную программу по обучению робототехнике, создать кружки по программированию и робототехнике во всех школах республики.
В настоящее время в Республике Тыва одно высшее учебное заведение 7 средних специальных учебных заведений готовят специалистов в области информационных технологий.
В ТывГУ готовят специалистов по специализациям "Компьютерные и информационные науки" (математика и компьютерные науки, фундаментальная информатика и информационные технологии), "Информатика и вычислительная техника" (прикладная информатика, программная инженерия), "Информационная безопасность", "Электроника, радиотехника и системы связи" (радиотехника, инфокоммуникационные технологии и средства связи), "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело" ("Журналистика", "Реклама и связи с общественностью", "Издательское дело", "Телевидение", "Медиакоммуникации").
В средних специальных учебных заведениях специальности "Мастер по обработке цифровой информации", "Оператор ЭВМ", "Программирование компьютерных систем" преподают в Тувинском политехническом техникуме г. Кызыла, Ак-Довуракском горном техникуме, Тувинском техникуме ЖКХ и сервиса в г. Шагонаре, Тувинском технологическом техникуме в г. Чадане, с. Тээли, Тоора-Хеме и Хову-Аксы. В настоящее время в данных учебных заведениях обучаются около 300 студентов.
Несмотря на наличие в республике учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, уровень подготовки выпускающихся студентов остается низким в силу разных причин.
Приложение N 2
к Стратегии развития информационного
общества в Республике Тыва
"Цифровая Тува" до 2030 года.
Показатели развития информационного общества в Республике Тыва в 2016 году
Наименование показателя |
Значение |
Место в рейтинге |
1. Подындекс "ИКТ-инфраструктура" |
0,356 |
77 |
2. Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число ТА на 100 человек населения) |
9,70 |
80 |
3. Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек населения) |
107,30 |
79 |
4. Число персональных компьютеров (далее - ПК) на 100 человек населения |
38,69 |
78 |
5. Число абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 человек населения |
87,79 |
4 |
6. Число абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения |
1,80 |
80 |
7. Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), процентов |
70,35 |
43 |
8. Число ПК на 100 домохозяйств |
88,00 |
54, 57 |
9. Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети "Интернет", процентов |
33,30 |
81 |
10. Доля взрослого населения, использующего интернет (трехмесячная аудитория), процентов |
39,98 |
82 |
11. Подындекс "ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления" |
0,359 |
78 |
12. Доля органов государственной власти (далее - ОГВ), имеющих максимальную скорость передачи данных через сеть "Интернет" 10 и выше Мбит/сек, процентов |
15,00 |
76 |
13. Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (далее - ОМС) |
61,96 |
74 |
14. Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОМС |
31,60 |
78 |
15. Число ПК, имеющих выход в сеть "Интернет", на 100 занятых в ОМС |
36,37 |
78 |
16. Доля ОМС, имеющих доступ к сети "Интернету", процентов |
84,3 |
73 |
17. Доля ОМС, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 10 Мбит/сек и выше, процентов |
23,05 |
28 |
18. Доля ОМС, имеющих ЛВС, процентов |
51,44 |
71 |
19. Доля документов, отправленных ОМС в электронной форме, процентов |
50,65 |
36 |
20. Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, процентов |
79,01 |
63 |
21. Доля ОМС, использующих системы электронного документооборота, процентов |
65,43 |
65 |
22. Доля ОМС, использующих автоматический обмен данными с информационными системами других организаций |
18,93 |
67 |
23. Доля документов, отправленных ОГВ в электронной форме, процентов |
40,20 |
49 |
24. Доля ОГВ, использующих системы электронного документооборота, процентов |
92,50 |
27 |
25. Доля ОГВ, использующих автоматический обмен данными с информационными системами других организаций, процентов |
25,00 |
60..61 |
26. Доля организаций, полностью удовлетворенных получением услуг в электронном виде (процентов от всех организаций, получавших электронные услуги) |
14,22 |
81 |
27. Доля ОМС, публикующих электронные формы документов (процентов от всех ОМС) |
7,41 |
82 |
28. Доля ОМС, предоставляющих услуги в электронном виде (процентов от оказывающих услуги) |
3,29 |
78 |
29. Оценка официального веб-представительства ОГВ субъекта Российской Федерации, баллов |
170,00 |
49..50 |
30. Доля ОМС, на веб-сайте которых имеется возможность доступа к базам данных, процентов |
7,41 |
72 |
31. Индекс открытого правительства для ОГВ, баллов |
22,00 |
38, 43 |
32. Доля организаций, использующих интернет для получения информации о деятельности органов управления, процентов |
47,31 |
78 |
33. Доля организаций, использующих интернет для получения форм бланков, процентов |
56,39 |
79 |
34. Доля организаций, использующих интернет для предоставления заполненных форм, процентов |
50,78 |
81 |
35. Доля организаций, использовавших интернет для получения государственных услуг от органов управления полностью в электронном виде, процентов |
32,38 |
45 |
Приложение N 3
к Стратегии развития информационного
общества в Республике Тыва
"Цифровая Тува" до 2030 года
Перечень
инвестиционных проектов Стратегии развития информационного общества в Республике Тыва "Цифровая Тува" до 2030 года
Наименование мероприятия |
2018-2020 |
2021-2025 |
2026-2030 |
Результат (млн. руб.) |
||||||
федеральный бюджет (млн. руб.) |
региональный бюджет (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
федеральный бюджет (млн. руб.) |
региональный бюджет (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
федеральный бюджет (млн. руб.) |
региональный бюджет (млн. руб.) |
внебюджетные источники (млн. руб.) |
||
Стратегическая цель: цифровая экономика | ||||||||||
1. Строительство ВОЛС в населенных пунктах с численностью свыше 250 чел. |
666,1 |
|
|
1066 |
|
|
|
|
|
1732,1 |
2. Внедрение современных цифровых технологий по выпуску полиграфической продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
45 |
3. Создание ситуационного центра Главы Республики Тыва |
|
71 |
|
|
|
|
|
|
|
71 |
Итого по периодам: |
666,1 |
71 |
0 |
1066 |
0 |
0 |
0 |
0 |
45 |
1848,1 |
Приложение N 4
к Стратегии развития информационного
общества в Республике Тыва
"Цифровая Тува" до 2030 года
План
мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года на 2019 год
Наименование мероприятия |
Показатель и его целевое значение, ожидаемый результат реализации мероприятия |
Источник финансового, ресурсного обеспечения |
Срок реализации (мероприятия, ключевого события) |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЦЕЛЬ: внедрение цифровых технологий в сфере государственного управления, малого и среднего предпринимательства и туризма | ||||
1. Согласование замены с. Хут Пий-Хемского района на с. Ырбан Тоджинского района в Перечне населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи кроме волоконно-оптических, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 2 июня 2015 г. N 194 |
внесение изменений приказ Минкомсвязи России от 2 июня 2015 г. N 194 "Об утверждении перечня населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических" |
федеральный бюджет (программа "Цифровая экономика Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р) |
III квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, администрация Тоджинского кожууна (по согласованию) |
2. Дооснащение Центра обработки данных серверами под планируемые к установке информационные системы и перенос информационных систем, поставка и установка коммутационного оборудования, дооснащение системы резервного копирования |
отсутствие сбоев в работе центра обработки данных, увеличение серверных мощностей центра обработки данных |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
III квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, казенное предприятие "Центр информационных технологий Республики Тыва" |
3. Разработка и внедрение информационных систем, направленных на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва |
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
III квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Тыва", Министерство экономики Республики Тыва, органы государственной власти Республики Тыва |
4. Создание ситуационного центра Главы Республики Тыва |
оперативное реагирование на ситуацию, моделирование различных способов реагирования на нее, организация эффективных коммуникаций между задействованными ответственными лицами, проработка вариантов развития ситуации и принятия эффективного решения |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
IV квартал 2019 г. |
Администрация Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
5. Развитие телекоммуникационных услуг в рамках приоритетного проекта "Село, в котором я живу", обеспечение передвижной спутниковой связью для Мобильного офиса "Мои документы" |
увеличение охвата населения доступом к современным услугам связи |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
II квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
6. Дальнейшее развитие АИС "Кадры" |
централизация (оптимизация) работы с кадровыми документами, ускорение и унификация кадровых процедур, обеспечение надежного хранения документов |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
II квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Администрация Главы Республики Тыва и Аппарат Правительства Республики Тыва, органы исполнительной власти Республики Тыва |
7. Совершенствование автоматизированной информационной системы в сфере туризма "Гость Тувы" |
развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Тыва |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
III квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство культуры и туризма РТ, органы исполнительной власти Республики Тыва |
8. Перевод услуги в электронный вид, дальнейшее развитие системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг |
упрощение процедур получения государственных и муниципальных услуг |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
IV квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва, органы исполнительной власти Республики Тыва |
9. Организация комплекса мер по защите информации государственных информационных систем и сетей связи |
обеспечение защиты информации в государственных информационных системах и сетях связи |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
IV квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
10. Разработка информационных материалов в целях обеспечения процесса информирования и популяризации цифровых услуг и сервисов, предоставляемых посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов в модели "одного окна" как для физических, так и юридических лиц и предпринимателей |
актуализизация информационных материалов в целях обеспечения процесса информирования и популяризации цифровых услуг и сервисов |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
II квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
11. Осуществление информационной и популяризационной кампания в СМИ, в том числе на телевидении и в сети "Интернет", в целях продвижения цифровых услуг и сервисов, предоставляемых посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) |
обеспечение информирования о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
12. Подготовка к переходу органов исполнительной власти Республики Тыва на использование отечественного офисного программного обеспечения |
подготовка к внедрению типового автоматизированного рабочего места госслужащего на базе отечественного программного обеспечения в органах исполнительной власти Республики Тыва |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
IV квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
13. Внедрение типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности, включая поддержку принятия решений проведения профилактических мероприятий, для федеральных и региональных органов в режиме "одного окна" ("цифровой инспектор") |
управление деятельностью сотрудников органов контроля (надзора) осуществляются с использованием "цифрового инспектора", формирующего различные типы заданий инспектору в результате анализа рисков, основанного на массивах "больших данных", собранных об объектах проверок, и доступных в человеко воспринимаемой форме |
государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2013 г. N 583 |
IV квартал 2019 г. |
Министерство информатизации и связи Республики Тыва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях развития в регионе информационного общества путем внедрения цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении и социальной сфере, разработана Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува".
Приоритетными направлениями Стратегии являются: развитие систем распределенных ситуационных центров органов власти и предприятий как основы цифровой трансформации государственного, муниципального и корпоративного управления; формирование информационного пространства с учетом потребностей государства, общества и бизнеса в получении качественных и достоверных сведений; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Республики Тыва; создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на российском уровне.
Указаны сдерживающие развитие информационного общества в факторы: наличие труднодоступных населенных пунктов со сложными географическими особенностями; отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва; нехватка квалифицированных специалистов; низкие навыки использования информационных технологий; импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования.
Достижение цели Стратегии будет осуществляться путем реализации госпрограмм, в частности государственной программы "Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы". Еще один инструмент - реализация масштабных межведомственных проектов.
Стратегия будет реализована в четыре этапа: I этап - 2018 год, II этап - 2019 - 2020 годы, III этап - 2021 - 2025 годы, IV этап - 2025 - 2030 годы.
Приведен перечень инвестиционных проектов Стратегии, план мероприятий по ее реализации. Источниками финансового и ресурсного обеспечения Стратегии выступают федеральный, региональный бюджеты, внебюджетные источники.
Постановление Правительства Республики Тыва от 28 ноября 2018 г. N 593 "Об утверждении Стратегии развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува"
Настоящее постановление вступает в силу с 28 ноября 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 28 ноября 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2018 г. N 1700201811290001