Во исполнение подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", и руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, приказываю:
1. Утвердить Положение о создании и организации в Министерстве образования и науки Республики Тыва системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
2. Разместить на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" настоящий приказ.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на отдел юридического, кадрового обеспечения и защиты информации Министерства Республики Тыва.
Министр |
Т.О. Санчаа |
Положение
о создании и организации в Министерстве образования и науки Республики Тыва системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 14 февраля 2019 г. N 176-д)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и функционирования в Министерстве образования и науки Республики Тыва (далее - Министерство) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса Министерству рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Организация антимонопольного комплаенса
6. Уполномоченным подразделением, ответственным в Министерстве за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса, является отдел юридического, кадрового обеспечения и защиты информации Министерства (далее - уполномоченное подразделение).
К компетенции уполномоченного подразделения относится:
а) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Министерством своей деятельности;
б) порядок ознакомления служащих Министерства с актом об организации антимонопольного комплаенса;
в) меры, направленные на осуществление Министерством контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
г) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
7. Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
IV. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган
8. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве осуществляется министром образования и науки Республики Тыва, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
9. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве определено уполномоченное подразделение - отдел юридического, кадрового обеспечения и защиты информации Министерства Республики Тыва, состав которого определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности Министерства.
10. При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) Министерство руководствуется следующими принципами:
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно министру образования и науки Республики Тыва;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
11. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление министру образования и науки Республики Тыва акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование министра образования и науки Республики Тыва о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
12. Оценку эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
13. К функциям коллегиального органа должны относиться:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
14. Функции коллегиального органа возложить на Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Тыва.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) - отделом юридического, кадрового обеспечения и защиты информации Министерства - на регулярной основе должны проводиться:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
16. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
17. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) - отделом юридического, кадрового обеспечения и защиты информации - анализа нормативных правовых актов Министерства должны реализовываться следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководству Министерства сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства.
18. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте (monrt@mail.ru) Министерства Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Тыва имеет адрес: http://www.monrt.ru
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
19. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
20. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
21. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом по уровням согласно приложению.
22. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
23. Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти.
24. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
25. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
26. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
27. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
28. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для Министерства в целом.
29. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) разрабатывает ключевые показатели и проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве.
30. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
32. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган - Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Тыва - на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при Министерстве образования и науки Республики Тыва, должен размещаться на официальном сайте Министерства.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе затем направляется Министерством на заседание Совета по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва для подготовки сводного доклада в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Приложение
к Положению о создании и организации
в Министерстве образования и науки
Республики Тыва системы внутреннего
обеспечения соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве образования и науки Республики Тыва
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от 14 февраля 2019 г. N 176-д "О создании и организации в Министерстве образования и науки Республики Тыва системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)"
Настоящий приказ вступает в силу c 11 марта 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Тыва http://www.monrt.ru 11 марта 2019 г.