Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы муниципального
образования г. Саяногорск
от 10 ноября 2016 г. N 1028
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Саяногорск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Саяногорск на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 решения Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск от 22.02.2012 N 109 "О принятии Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Саяногорск".
При разработке основных направлений бюджетной политики учитывались положения основных направлений бюджетной политики Российской Федерации и основные направления бюджетной политики Республики Хакасия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Основной целью бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования город Саяногорск на 2017 - 2019 годы, подходов к его формированию с целью исполнения принятых обязательств наиболее эффективным способом в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
В условиях сокращения собственных доходов бюджета необходимо в первую очередь направить бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных направлений и целей социально-экономического развития муниципального образования город Саяногорск, достижение измеримых наиболее важных общественно значимых результатов, которые установлены Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688 (далее - Указы Президента Российской Федерации).
При формировании параметров бюджета муниципального образования город Саяногорск необходимо обеспечить финансированием действующие расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов.
1. Итоги бюджетной политики за 2015 год и 9 месяцев 2016 года
В муниципальном образовании город Саяногорск проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач, обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета.
Исполнение доходной части бюджета муниципального образования город Саяногорск в 2015 году составило 80,7%. При плановых назначениях 1 231 695,0 тыс. руб. фактически поступило 993371,6 тыс. руб.
По сравнению с планом недополучено 238 323,4 тыс. руб., в том числе:
- по собственным доходам бюджета плановые назначения исполнены на 73,5%;
- по межбюджетным трансфертам - на 85,6%.
По сравнению с 2014 годом общий объем доходов бюджета в 2015 году уменьшился на 57 643,7 тыс. руб., или 5,5%, за счет сокращения объема собственных доходов на 48 107,2 тыс. руб. и межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.
Расходная часть бюджета муниципального образования город Саяногорск в 2015 году исполнена на 82,3% (плановые назначения - 1 286 533,9 тыс. руб., кассовые расходы составили 1 058 797,1 тыс. руб.). По фактическим расходам бюджет исполнен на 99,2%, или в размере 1 276 097,1 тыс. руб. (с учетом кредиторской задолженности на 01.01.2015 г.). Дефицит бюджета составил 65 425,5 тыс. руб. при запланированном дефиците бюджета в размере 54 838,9 тыс. руб. Согласно статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 января 2017 года в случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета разницы между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ, дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пределах указанной разницы. В 2015 году был получен бюджетный кредит в сумме 60 000,0 тыс. руб., гашение бюджетных кредитов не производилось.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета занимают расходы на социальную сферу - 79,5% в общем объеме расходов.
В условиях недостаточной динамики собственных доходов, с одной стороны, и ограниченными возможностями по покрытию дефицита бюджета, с другой стороны, в целях минимизации рисков несбалансированности в течение 2015 года неоднократно производилась работа по пересмотру расходной части бюджета. Корректировки бюджета, прежде всего, были направлены на оптимизацию и перераспределение расходов в целях консолидации средств на обязательствах приоритетного характера.
Социальная и экономическая стабильность бюджетной сферы в муниципальном образовании г. Саяногорск достигалось посредством следующих мер:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в рамках Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года;
- привлечены дополнительные финансовые средства из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе на условиях софинансирования были получены средства на:
- проведение мероприятий по формированию сети организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, в том числе и в рамках государственной программы "Доступная среда";
- проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков;
- обеспечение жильем молодых семей;
- поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры и организацию школьного питания;
- выполнение программ в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности;
- создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения.
Также муниципальным образованием г. Саяногорск получен грант за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия по итогам 2014 года и иной межбюджетный трансферт за лучшую местную администрацию муниципального образования по работе с территориальными общественными самоуправлениями.
- реализовывались Планы мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, оптимизации расходов местного бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования г. Саяногорск, утвержденные Постановлениями Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 04.03.2015 N 208 и от 15.02.2016 N 91.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств бюджета проводилась работа по следующим направлениям:
- выполнение комплекса мероприятий по оптимизации сети муниципальных учреждений;
- соблюдение норматива расходов на содержание органов местного самоуправления;
- обеспечение целевого направления финансовых ресурсов - за счет концентрации средств бюджета в муниципальном дорожном фонде и направления их на ремонт и содержание автомобильных дорог;
- с 2015 года осуществлен переход на принцип планирования и исполнения бюджета на основе муниципальных и ведомственных программ. По итогам 2015 года реализовано 44 муниципальных и ведомственных целевых программ, охватывающих все социально значимые сферы, их доля в расходах местного бюджета составила 91,4%. В 2016 году проведена работа по переходу от ведомственного к отраслевому принципу формирования программ, это позволило повысить прозрачность самих программ, исключить дублирование норм и, в конечном счете, повысит эффективность бюджетных расходов. Бюджет на 2016 год утвержден в количестве 18 муниципальных программ, их доля в расходах местного бюджета планируется на уровне 93%.
Долговая политика муниципального образования город Саяногорск осуществлялась исходя из поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизации стоимости его обслуживания. Показатели муниципального долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных действующим законодательством.
2. Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в части доходов бюджета муниципального образования город Саяногорск в 2017 - 2019 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования город Саяногорск по всем доходным статьям в запланированных объемах.
В этой связи работа всех администраторов доходов муниципального образования город Саяногорск будет направлена на:
- обеспечение качественного администрирования всех доходных источников бюджета;
- активизацию работы по взаимодействию с федеральными структурами в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет повышения качества претензионно-исковой работы;
- сокращение недоимки по налогам и сборам, по арендным и иным платежам в бюджет;
- сохранение уровня поступления неналоговых платежей в бюджет;
- поиск новых источников пополнения бюджета.
3. Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов бюджета муниципального образования город Саяногорск будет ориентирована на исполнение действующих обязательств при условии ограничения роста расходов, выявления и эффективного использования внутренних резервов.
В текущей экономической ситуации ограниченность финансовых ресурсов бюджета требует выбора приоритетов бюджетных расходов. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определены Указами Президента Российской Федерации, в среднесрочной перспективе эти приоритеты будут сохранены.
В рамках основных направлений бюджетной политики в части расходов местного бюджета продолжится реализация следующих мер:
1) сегодня перед органами местного самоуправления муниципального образования г. Саяногорск поставлена задача усовершенствовать правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки населения. В рамках ее решения необходимо установить для потенциальных получателей выплат и компенсаций обязательные условия для возникновения права на их получение. Ведется проработка вопроса по введению с 01.01.2017 года критерия нуждаемости по организации питания обучающихся;
2) повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования. Формирование бюджета на основе муниципальных программ, при разработке которых особое внимание следует уделять обеспечению выполнения целевых показателей программы и их увязки с целями и задачами, обозначенными в муниципальной программе. Объемы финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия должны соответствовать реальным возможностям бюджета муниципального образования город Саяногорск;
3) обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов, а также повышение доступности и понятности информации о бюджете.
Информирование населения о планируемых расходах, о качественных характеристиках использования бюджетных средств и о перспективах развития бюджетного процесса осуществляется постоянно, в том числе и посредством размещения электронной брошюры "Бюджет для граждан" на официальном сайте Администрации муниципального образования г. Саяногорск.
В "Бюджете для граждан" в доступной форме для широкого круга потенциальных пользователей содержатся основные понятия, характеристики бюджета муниципального образования г. Саяногорск на три ближайших года и приоритетные направления расходования бюджетных средств;
4) оптимизация бюджетных расходов в целях соответствия расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита.
В связи с чем, расходы на оплату труда планируются на уровне 2016 года. В целях достижения показателей "дорожной карты" по отдельным категориям работников бюджетной сферы в 2017 году необходимо будет проводить мониторинг соблюдения уровня номинальной заработной платы в среднем по данным категориям работников в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2016 году.
В 2017 году не планируется индексация выплат по публично-нормативным обязательствам муниципального образования город Саяногорск, за исключением выплат, размер которых зависит от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством;
5) повышение качества оказания муниципальных услуг в рамках единой государственной политики.
Совершенствование механизма формирования муниципального задания в соответствии с едиными ведомственными перечнями услуг и нормативами затрат на их оказание.
Кроме того, основными задачами в данном направлении также являются:
- внедрение эффективных контрактов с работниками учреждений;
- реализация комплекса мероприятий, предусмотренных "дорожными картами" в соответствующих сферах;
- выполнение показателей эффективности деятельности учреждений;
- совершенствование механизмов планирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
6) планирование расходов муниципального дорожного фонда не менее прогнозируемого объема доходов местного бюджета от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет. Приоритетными направлениями расходов муниципального дорожного фонда остаются расходы на содержание, производство текущего и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.
7) Обеспечить привлечение средств республиканского бюджета для финансирования расходных обязательств муниципалитета: выполнение условий софинансирования посредством республиканского бюджета должно быть детально просчитано, а запрашиваемые бюджетные ресурсы иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств и при этом не создавать дополнительной нагрузки на местный бюджет;
8) Обеспечение деятельности органов местного самоуправления в планируемом периоде должно осуществляться в рамках установленного на республиканском уровне норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
9) В 2016 году проводятся подготовительные мероприятия для реализации с 01.01.2017 в соответствии с пунктом 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрольных функций в сфере закупок в части соответствия информации об объемах финансового обеспечения, включенного в планы закупок, утвержденного и доведенного до заказчика, а также в части соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок.
4. Бюджетная политика в области муниципального долга
Долговая политика муниципального образования город Саяногорск в 2017 - 2019 годах будет направлена на обеспечение выполнения принятых обязательств при наименьших затратах.
Основными задачами управления муниципальным долгом при реализации долговой политики являются:
- поддержание объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных нормами бюджетного законодательства, то есть на экономически безопасном уровне;
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение взаимосвязи принятия решений о заимствованиях с реальными потребностями в привлечении средств.
5. Бюджетная политика в области финансового контроля
В условиях сложившейся системы контроля, функционирования контрактной системы закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд актуальным остается повышение качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Развитие системы муниципального финансового контроля должно быть направлено на контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования финансовых ресурсов, анализ результативности их использования. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок должно обеспечить снижение потерь средств бюджета, эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов, а также предотвращение нарушения законодательства.
Деятельность в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок путем актуализации нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- усиление финансового контроля за:
- соблюдением бюджетного законодательства;
- соблюдением законодательства о контрактной системе;
- расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
- применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый контроль должен быть направлен на оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый аудит должен быть направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
- развитие системы ведомственного контроля в сфере закупок, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
- проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в целях совершенствования муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, повышения его качества и переориентации на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.