Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к муниципальной программе
"Экономическое развитие и
повышение инвестиционной
привлекательности муниципального
образования Бейский район
на 2014 - 2016 годы"
Подпрограмма
"Развитие трудовых ресурсов Бейского района на 2014 - 2016 гг."
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие трудовых ресурсов Бейского района на 2014 - 2016 гг." |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы |
Постановление Правительства Республики Хакасия от 16.11.2012 N 779 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Республики Хакасия (2013 - 2015 годы)"; Закон Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Муниципальный Заказчик |
Администрация Бейского района |
Цель |
Формирование кадрового потенциала Бейского района, обеспечивающего устойчивое развитие экономики |
Задачи |
повышение уровня занятого экономически активного населения; содействие созданию эффективных механизмов управления воспроизводством и развитием кадрового потенциала Бейского района; создание системы профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений; формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг; формирование системы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. |
Показатели результативности по годам |
- увеличение доли занятого экономически активного населения: 2014 год - до 73,0%, 2015 год - до 73,5%;2016 год - 74,0% - снижение уровня общей безработицы: 2014 год - до 20,2%, 2015 год - до 20,1%; 2016 год - 20,0% - численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда: 2014 год - 550 чел. , 2015 год - 560 чел.; 2016 год - 570 чел. - доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: 2014 год - 37%, 2015 год - 38%; 2016 год - 39%; - доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: 2014 год - 40%, 2015 год - 42%; 2015 год - 43% - доля выпускников учреждений высшего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: 2014 год - 50%, 2015 год - 51%; 2016 год - 52% |
Сроки реализации |
2014 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Бейского района - 2466,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год из республиканского бюджета - 1210,7 тыс. руб., из местного бюджета - 0 руб.; 2015 год из республиканского бюджета - 1216,1 тыс. руб., из местного бюджета - 30 тыс. руб.; 2016 год из местного бюджета - 10 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
реализация Программы позволит: - увеличить долю занятого экономически активного населения до 74%; - снизить уровень общей безработицы до 20,0%; - достигнуть своевременного удовлетворения потребности экономики Бейского района в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и уровня подготовки; - сформировать систему профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений с целях обеспечения обоснованного выбора профессии (специальности) и сферы деятельности; - увеличить долю выпускников начального профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 39%; - увеличить долю выпускников среднего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 43%; - увеличить долю выпускников высшего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 52%; - обеспечить доступность информации о рынке труда и образовательных услуг. |
Система контроля за исполнением |
Администрация Бейского района |
1. Характеристика проблемы
Подпрограмма представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на повышение уровня занятости населения Бейского района.
Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности функционирования рынка труда зависит развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалифицированный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требования, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.
По состоянию на 1 января 2013 года:
уровень зарегистрированной безработицы составил 1,7% от численности экономически активного населения, что на 0,1 процентного пункта ниже показателя на 1 января 2012 года (1,8% от экономически активного населения);
коэффициент напряженности на рынке труда составил 2,1 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, в расчете на одну вакансию, что на 20% ниже показателя на 1 января 2012 года -2,5 человека на вакансию.
продолжительность периода безработицы по состоянию на начало 2013 года составила 3,7 месяца, что на 0,4 месяца меньше, чем на начало 2012 года (4,1 месяца).
Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, увеличивается количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющий достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.
В целях сокращения продолжительности периода безработицы необходимо повысить уровень информированности граждан о рынке труда, в том числе о потребности в рабочей силе, временных и общественных работах, самозанятости, переезде в другую местность для временного трудоустройства, социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержке, а также о возможности получения востребованной на рынке труда профессии.
В среднесрочной перспективе ситуация на рынке труда будет развиваться под влиянием ряда негативных факторов:
дефицит рабочих мест постоянного характера. В 2012 году рабочих мест с постоянным характером работы заявлено 40% от общего количества заявленных вакансий (в 2011 году - 37%);
несоответствие профессионально-квалификационного уровня значительной части безработных и ищущих работу граждан потребностям рынка труда при сохранении тенденции к старению и сокращению кадрового состава квалифицированных рабочих. В 2012 году сохраняется значительная доля обращений в органы службы занятости граждан, ранее работавших по рабочим профессиям (в большинстве случаев -неквалифицированным);
сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, других), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.
Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости Бейского района, ежегодно составляет 800 - 850 вакансий.
В структуре сведений о потребности в работниках преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет 90% от общей потребности в работниках.
В 2012 году в общей потребности в квалифицированных работниках спрос распределялся следующим образом:
квалифицированные рабочие в различных отраслях экономики составляли 75,5% от общей потребности;
специалисты высшего уровня квалификации - 7,2%;
специалисты среднего уровня квалификации - 17,3%.
В численности квалифицированной рабочей силы высоким остается спрос на работников следующих категорий:
квалифицированные рабочие строительства, транспорта - 5% от общей потребности в работниках данной квалификации;
квалифицированные работники сельского, лесного хозяйства - 31%;
работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли - 32%
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов в целом не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики Бейского района в квалифицированных рабочих.
Несмотря на востребованность рабочих профессий на рынке труда, проблемой трудоустройства выпускников рабочих специальностей учреждений начального профессионального образования является несоответствие профиля подготовки и уровня квалификации потребностям работодателей, которым требуются квалифицированные рабочие определенной специальности (профессии), имеющие высокие разряды, смежные профессии и опыт работы. Однако низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда не привлекают выпускников учреждений профессионального образования.
Многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате чего, выпускники вынуждены работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалифицированным требованиям конкретных должностей и профессий. В данной ситуации возрастает роль и значение профессиональной ориентации, психологической поддержки, формирование трудовой мотивации у молодежи и проведения мероприятий по информированию населения. В целом, изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, снижении качественных характеристик рабочих мест.
Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.
Таким образом, безработица в Бейском районе носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер.
Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда на рабочих местах, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Современный рынок труда характеризуется значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики. В него включаются граждане, которые числятся безработными, оформленные по совместительству, на неполный рабочий день и т.п. Эти трудовые ресурсы размещаются в сфере разнообразной деятельности - в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. Официальная статистика по количественному и качественному наполнению "скрытого" рынка труда отсутствует. Основная причина -сокрытие доходов от налоговых служб.
Сферы деятельности "скрытого" рынка труда характеризуются зачастую невысокой культурой труда, отсутствием правовой защищенности и социальных гарантий для участников трудового процесса сегодня и отсутствием полноценного пенсионного обеспечения в будущем.
Сосуществование "открытого" и "скрытого" рынков труда ставит в неравные условия работающих, хотя "скрытый" рынок поставляет все большее число вакансий. Решение проблемы видится в усилении административного воздействия по отношению к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, с одной стороны, и в развитии социального партнерства с другой.
Для достижения сбалансированного спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов Бейского района необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования трудового потенциала, совершенствования структуры и качества подготовки кадров.
2. Основные цели и задачи
Целью является формирование кадрового потенциала Бейского района, обеспечивающего устойчивое развитие экономики в рыночных условиях. Субъектами управления кадровым потенциалом являются органы местного самоуправления, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.
Поставленные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:
- повышения уровня занятого экономически активного населения;
- создание системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений;
- формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг;
- формирование системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений.
3. Перечень подпрограммных мероприятий
Мероприятия |
Финансовые затраты (тыс. руб.) |
Источники финансирования |
Срок исполнения |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
||||||
1. Повышение уровня занятого экономически активного населения | ||||||||
1.1 |
Внедрение перечня социальных гарантий для работников |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
Администрация Бейского района, работодатели Бейского района |
закрепление кадров в организациях |
1.2 |
Проведение "круглых столов", семинаров по вопросам занятости населения и рынка труда |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
определение актуальных проблем по вопросам занятости и рынка труда |
1.3 |
Проведение экспертного опроса руководителей предприятий района о прогнозных оценках в сфере управления персоналом |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
определение актуальных проблем по вопросам занятости населения и рынка труда, корректировка планов реализации мероприятий Программы |
1.4 |
Расширение перечня лицензирования и аккредитации новых образовательных программ профессиональной подготовки и переподготовки |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
ГБОУ РХ НПО ПУ-15 |
организация профессиональной подготовки новым профессиям, востребованным на рынке труда Бейского района |
2. Создание системы профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности | ||||||||
2.1 |
Мероприятия по содействию трудоустройства населения |
387,9 |
388,0 |
Х |
Республ. бюджет |
Ежегодно |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района", администрации поселений, работодатели |
Снижение напряженности на рынке труда и трудоустройство незанятого населения |
2.2 |
Создание в муниципальных образованиях центров содействия профессиональному самоопределению и профориентации учащихся обще-образовательных учреждений |
10,0 |
10,0 |
Х |
местный бюджет |
В течении периода |
Управление образования |
Выявление личностных характеристик подростков и помощь в определении с выбором профессии |
2.3 |
Проведение месячника профориентации |
Х |
Х |
Х |
местный бюджет |
ежегодно |
Управление образования, ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
Изучение профессиональных склонностей учащихся, ознакомление учащихся и их родителей с результатами тестирования и рекомендациями психолога |
2.4 |
Обучение психологов и педагогов общеобразовательных учреждений методикам профориентационной работы |
Х |
20,0 |
10,0 |
местный бюджет |
в течение периода |
Управление образования |
Подготовка педагогов, которые смогут использовать в работе передовые технологии и современные методические пособия |
2.5 |
Оснащение уголков профориентации необходимым оборудованием и методическим материалами |
20,0 |
Х |
Х |
местный бюджет |
в течение периода |
Управление образования, МБУК "Центр молодежных инициатив" |
Обеспечение обоснованности выбора профессии и учебного заведения школьниками |
2.6 |
Профессиональная ориентация |
26,1 |
26,1 |
Х |
Республ. бюджет |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района", ГБОУ РХ НПО ПУ-15, МБУК "Центр молодежных инициатив" |
Предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации - 1680 граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения |
2.7 |
Профессиональное обучение безработных граждан |
231,6 |
232,0 |
Х |
Республ. бюджет |
В течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
организация профессионального обучение 60 безработных граждан в целях трудоустройства, обеспечения потребности работодателей в кадрах |
2.8 |
Профессиональное обучение женщин, имеющих детей до 3-х лет |
35,0 |
35,0 |
Х |
Республ. бюджет |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
организация профессионального обучение 6 женщин в целях повышения уровня образования, обеспечения потребности работодателей в кадрах |
2.9 |
Профессиональная подготовка выпускников школ и переподготовка граждан |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
ГБОУ РХ НПО ПУ-15 |
организация профессиональной подготовки выпускников школ в целях повышения уровня образования, трудоустройства, обеспечения потребности работодателей в кадрах |
2.10 |
Оказание содействия самозанятости безработных граждан |
306,4 |
307,0 |
Х |
Республ. бюджет |
В течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
Поддержка предпринимательской инициативы 30 безработных граждан |
2.11 |
Организация работы по восстановлению шефских связей между предприятиями и общеобразовательными учреждениями |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
Администрация Бейского района, администрации поселений, работодатели |
обеспечение обоснованности выбора профессии и учебного заведения учащимися общеобразовательных учреждений, ориентирование на выбор профессии в производственной сфере |
2.12 |
Проведение экскурсий, дней "открытых дверей" для учащихся общеобразовательных учреждений |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
Администрация Бейского района, Управление образования, администрации поселений, работодатели |
обеспечение обоснованности выбора профессии и учебного заведения учащимися общеобразовательных учреждений, ориентирование на выбор профессии в производственной сфере |
3. Формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услугах | ||||||||
3.1 |
Подготовка информационных материалов о рынке труда, социально-трудовой сферы |
67,5 |
68,0 |
Х |
Республ. бюджет |
Ежегодно |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
Повышение информированности населения о ситуации на рынке труда, содействие в трудоустройстве |
3.2 |
Создание единого информационного пространства Бейского района о рынке труда, в том числе единого банка вакансий рабочих мест |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района", МБУК "Центр молодежных инициатив" |
ускорение процесса трудоустройства, возможность координации действий участников рынка труда |
3.3 |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
40,0 |
40,0 |
Х |
Республ. бюджет |
Ежегодно |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района", Управление образования, ГБОУ РХ НПО ПУ-15 |
повышение эффективности использования имеющихся и потенциальных трудовых ресурсов, снижение социальной напряженности. |
4. Формирование системы содействия трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования | ||||||||
4.1 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования, ищущих работу впервые |
116,2 |
120,0 |
Х |
республиканский бюджет |
в течение периода |
ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района" |
трудоустройство 15 безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования, ищущих работу впервые |
4.2 |
Формирование системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих отраслях экономики в целях планирования потребности в подготовке специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования |
Х |
Х |
Х |
-- |
в течение периода |
Управление образования, ГКУ РХ "ЦЗН Бейского района", ГБОУ РХ НПО "ПУ-15" |
планирование потребности экономики Бейского района в квалифицированных кадрах в профессионально-квалифицированном разрезе |
|
ВСЕГО: |
1210,7 |
1246,1 |
10,0 |
|
|
|
|
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Всего на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие трудовых ресурсов Бейского района на 2014 - 2016 гг." потребуется - 2 466,8 тыс. руб, в том числе по годам:
2014 год - из республиканского бюджета - 1210,7 тыс. руб.,
из местного бюджета - 0 руб.;
2015 год - из республиканского бюджета - 1216,1 тыс. руб.,
из местного бюджета - 30 тыс. руб.;
2016 год - из местного бюджета - 10 тыс. руб.
При принятии Закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год объемы финансирования мероприятий республиканского бюджета подлежат корректировке.
5. Механизм реализации
Подпрограмма рассчитана на период 2014 - 2016 годов.
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, направленных на:
- повышения уровня занятого экономически активного населения;
- создание системы профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности;
- формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг;
- формирование системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих отраслях экономики в целях планирования потребности в подготовке специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
- формирование системы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет координационный совет, созданный постановлением администрации муниципального образования Бейский район.
Контроль за исполнением подпрограммы включает:
- контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
- контроль за исполнением договоров;
- контроль за качеством и своевременностью реализуемых программных мероприятий.
Финансирование мероприятий происходит как из местного, так из республиканского бюджета.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
Для проведения оценки эффективности реализации подпрограммы будет рассматриваться достижение следующих плановых показателей:
- увеличение доли занятого экономически активного населения до 74%;
- снижение уровня общей безработицы до 20,0%;
- организация профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в целях обеспечения обоснованного выбора профессии (специальности) и сферы деятельности;
- обеспечение ежегодного увеличения доли выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 39%;
- обеспечение ежегодного увеличения доли выпускников учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 43%;
- обеспечение ежегодного увеличения доли выпускников учреждений высшего профессионального образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы до 52%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.