Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2017 г. N 3а-39/2017
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Гриценко Е.В.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоРесурс" к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 2 ноября 2016 г. N 112-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ТеплоЭнергоРесурс" на 2016 - 2019 годы",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТеплоЭнергоРесурс" (далее - Общество, предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Тарифный орган) от 2 ноября 2016 г. N 112-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ТеплоЭнергоРесурс" на 2016 - 2019 годы", свои требования мотивировав тем, что данный приказ нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления услуг в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования г. Черногорск.
Общество обратилось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2016 год методом экономически обоснованных затрат, приложив к нему расчеты и обосновывающие документы, согласно которым сумма необходимых расходов составила 81306,29 тыс. рублей, в том числе расходы на выработку тепловой энергии 63875,13 тыс. рублей, которые включают в себя операционные расходы - 26399,28 тыс. рублей; сырье и материалы - 2420,98 тыс. рублей; ремонт основных средств - 3106,32 тыс. рублей; фонд оплаты труда с отчислениями - 15593,55 тыс. рублей; услуги производственного характера - 5256,73 тыс. рублей; обучение персонала - 1,3 тыс. рублей; охрана объектов - 20, 4 тыс. рублей; неподконтрольные расходы - 8377,49 тыс. рублей; ресурсы - 29098,36 тыс. рублей, а также расходы на передачу тепловой энергии в размере 17431,16 тыс. рублей, включающие в себя операционные расходы - 9218,32 тыс. рублей; неподконтрольные расходы - 8046,96 тыс. рублей; ресурсы - 165,88 тыс. рублей.
Госкомтарифэнерго Хакасии применен метод индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2016 - 2019 гг и в расчетную базу были приняты расходы на сумму 61017,14 тыс. рублей, в том числе расходы на выработку тепловой энергии 50261,02 тыс. рублей, включающие в себя операционные расходы - 19588,06 тыс. рублей; сырье и материалы - 797,76 тыс. рублей; ремонт основных средств - 690,9 тыс. рублей; фонд оплаты труда с отчислениями - 12964,35 тыс. рублей; услуги производственного характера - 5113,35 тыс. рублей; обучение персонала - 1,3 тыс. рублей; охрана объектов - 20,4 тыс. рублей; неподконтрольные расходы - 6134,68 тыс. рублей; ресурсы - 22693,32 тыс. рублей, а также расходы на передачу тепловой энергии 10756,12 тыс. рублей, включающие в себя операционные расходы - 2241,84 тыс. рублей; неподконтрольные расходы - 575,52 тыс. рублей; ресурсы - 505,51 тыс. рублей.
Полагает, что Госкомтарифэнерго, в нарушение статей 3, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, необоснованно при расчете тарифов не включило экономически обоснованные расходы предприятия на сумму 20289,15 тыс. рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ТеплоЭнергоРесурс" Корнева Н.В., действующая на основании доверенности от 14 апреля 2017 года, требования административного искового заявления с учетом дополнительных письменных возражений на пояснения Госкомтарифэнерго Хакасии поддержала, приводя изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Осеева Л.Н., действующая на основании доверенности от 7 июля 2017 года, требования административного искового заявления не признала, указав, что оспариваемый приказ принят в полном соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, на основе экспертизы представленных административным истцом документов в соответствии с полномочиями Госкомтарифэнерго Хакасии. Расходы предприятия на сумму 20289,15 тыс. рублей были исключены из расчетной базы при установлении тарифов в связи с их необоснованностью. Также считает, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом.
Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, так как оспариваемый приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и основывается, в том числе, на принципах соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статьи 3 и 7 Закона о теплоснабжении).
Административным истцом, осуществляющим деятельность по снабжению потребителей части муниципального образования г. Черногорск (9-й поселок) тепловой энергией и горячим водоснабжением, подлежащей государственному регулированию в соответствии с пунктами 5, 5.1, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 2 ноября 2016 г. N 112-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ТеплоЭнергоРесурс" на 2016 - 2019 годы).
Приказ принят Госкомтарифэнерго Хакасии, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО "ТеплоЭнергоРесурс", направлен на установление цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), на коллекторах источника тепловой энергии; тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям; тарифов на горячую воду в открытой системе водоснабжения, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура и форма принятия приказа, установленная пунктами 9.3, 9.5, 9.6 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 года N 372, пунктами 5, 6, разделом IV Положения о Правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 февраля 2014 года N 19-од, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила) не нарушена, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 2 ноября 2016 года N 110, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 марта 2016 года N 13-од "О внесении изменений в приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 марта 2015 года N 8-од "Об утверждении состава Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия".
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 года N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемый правовой акт опубликован в республиканской газете "Хакасия" от 18 ноября 2016 года N 221 и вступил в законную силу.
Частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении установлено, что до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).
В силу пункта 18, абзаца первого пункта 19 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования) срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года.
Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.
На основании заявлений ООО "ТеплоЭнергоРесурс" от 11 октября 2016 г. N 40-42 об установлении методом экономически обоснованных расходов (затрат) тарифов на производство тепловой энергии на 2016 год в размере 1419,25 руб./Гкал и на передачу тепловой энергии в размере 804,66 руб./Гкал, на горячую воду в размере 178, 35 руб./м.куб. и на теплоноситель в размере 51,14 руб./м.куб. приказом от 25 октября 2016 г. N 152-т/16 Госкомтарифэнерго Хакасии открыло дело об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определив состав рабочей группы для проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). В соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 октября 2016 г. N 152-т/м/16 в качестве метода регулирования на основании части 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пунктов 18, 19 Основ ценообразования на долгосрочный период регулирования выбран метод индексации установленных тарифов. На 2016 год НВВ определена методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования). В состав текущих расходов входят операционные расходы (пункт 57 Основ ценообразования), базовый уровень которых устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования) методом экономически обоснованных расходов (пункт Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
При расчете базового уровня операционных расходов учитываются, в том числе, расходы на сырье и материалы, ремонт основных средств, оплату труда, оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями (подпункты 1 - 4 пункта 37 Методических указаний). Согласно названному пункту Методических указаний при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования.
Если при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов отсутствуют нормативы по отдельным статьям расходов, то пунктом 31 Основ ценообразования допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности (пункт 40 Основ ценообразования), для определения которых в соответствии с пунктом 32, пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям используется смета расходов.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил).
Предложенные предприятием натуральные показатели по выработке тепловой энергии - 45642,77 Гкал и по потерям тепловой энергии - 8420,33 Гкал были скорректированы Госкомтарифэнерго Хакасии в соответствии с заключением отдела технологического присоединения и анализа инвестиционной деятельности, которым выполнен расчет в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 325.
При этом учтено, что расчетное время работы тепловой сети в отопительный период 2016 года в мае и сентябре не соответствует данным приложенной справки о фактической продолжительности отопительного периода на территории г. Черногорска за 5 лет (2010-2014 годы), а параметры ряда участков тепловых сетей, используемые в расчете норматива технологических потерь, не соответствует перечню имущества к договору аренды муниципального имущества от 7 сентября 2016 г. N 04, расчет произведен по наружному диаметру трубопровода, а не по условному.
Предложенные предприятием показатели удельного расхода топлива - 176,58 кг.у.т./Гкал и расхода топлива на производство тепловой энергии - 11753,43 т.н.т., также скорректированы Тарифным органом. По котельной ГПТУ принят норматив удельного расхода топлива в размере 174,5 кг.у.т./Гкал, по котельной N 7 - 173,8 Гкал. Расход топлива на производство тепловой энергии принят в размере 10872,29 т.н.т.
Основанием для корректировки послужило выявление в расчетах предприятия нарушений положений Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии (далее - Порядок), утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 323.
Предприятием не были представлены режимные карты, составленные по результатам режимно-наладочных испытаний, план проведения режимно-наладочных испытаний котлов (пункты 13, 45 Порядка).
Расчетное время работы тепловой сети в отопительный период в мае и сентябре 2016 года не соответствует данным о фактической продолжительности отопительного периода на территории г. Черногорска за 5 лет (2010-2014 гг), что привело к корректировке помесячного отпуска тепловой энергии.
Температура горячей воды в баках-аккумуляторах не подтверждена документально, не представлено документальное подтверждение режимов продувки водогрейных котлов, подтверждение параметров, принятых при расчете расхода тепловой энергии на технологические нужды ХВО, необоснованно применен коэффициент, учитывающий эксплуатационную нагрузку для котлов КВ-1/57ФС, а также коэффициент старения для котлов КВр-2,0, КВ-1/75ФС (пункт 46 Порядка).
Ссылка административного истца на Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, не может быть принята во внимание, поскольку нормы раздела 8.2 указанных Правил регламентируют вопросы эксплуатации баков-аккумуляторов и не содержат положений, касающихся расчетов удельного расхода топлива на производство тепловой энергии.
Кроме того, предприятием не подтверждена обоснованность части расходов топлива на тепловую энергию для собственных нужд котельных.
При расчете удельного расхода условного топлива Тарифным органом произведена корректировка состава работающего оборудования по месяцам с учетом наиболее экономичной его работы, что соответствует требованиям пунктов 8, 9, 45, 46, 48, 51-60 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 323.
Довод о том, что не был учтен факт необходимости эксплуатации парового котла ДКВР 6,6/13, ст. N 2, который необходим для покрытия нагрузки собственных технологических нужд котельной (деаэрация), весь период отопительного сезона, не свидетельствует о нарушениях при проведении расчетов экспертами, поскольку технологическая схема теплоснабжения, сведения о работе данного котла для покрытия нагрузки собственных технологических нужд котельной (принятый состав работающего оборудования на каждый месяц расчетного периода с соответствующим обоснованием в пояснительной записке, пункт 11 Порядка) отсутствовали.
При расчете тарифа Тарифным органом с учетом заключения экспертов произведена корректировка необходимой валовой выручки на производство и на передачу тепловой энергии, в том числе операционные расходы по статье "оплата труда", предложенные предприятием в размере 6730,76 тыс. рублей для основного производственного персонала на производство (35 шт. ед.) и 520,31 тыс. рублей на передачу тепловой энергии (3 шт. ед.); 293,76 тыс. рублей для цехового персонала на производство (1 шт. ед.) и 293, 76 тыс. рублей на передачу тепловой энергии (1 шт. ед.); 8569,03 тыс. рублей для административно-управленческого персонала на производство (26 шт. ед.) и 1573,8 тыс. рублей на передачу тепловой энергии (26 шт. ед.) были скорректированы в части расходов на оплату труда АУП до 5939,83 тыс. рублей на производство и до 1087, 49 тыс. рублей на передачу тепловой энергии. Корректировка произведена в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" (для АУП принята в расчет численность 13 шт. ед.), что не противоречит пунктам 31, 42 Основ ценообразования, пункту 149 и приложению 4.9 Методических указаний.
Доводы представителя административного истца о выполнении административно-управленческим персоналом работы по начислению потребителям платы за отпущенную тепловую энергию и по сбору платежей не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу пункта 10 Методических указаний при установлении цен (тарифов) не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями (пункт 41 Основ ценообразования).
Заявленные предприятием расходы на производство тепловой энергии по статье "затраты на ремонт основных средств" в размере 3424,4 тыс. рублей уменьшены тарифным органом на 2016 г. до 690,9 тыс. рублей в связи с невозможностью проверить обоснованность назначения ремонтов - не представлена пояснительная записка по ремонтам, сводная ведомость затрат на ремонты с разделением затрат по видам ремонтов и указанием реквизитов документов, подтверждающих величину затрат, противоречиями между графиками ППР на 2014 - 2015 гг и на 2016 г. для котельной N 7 относительно дат проводившихся ремонтов, а также относительно даты изготовления котла КА1 (котельная N 7). Кроме того, предприятием не был указан источник нормирования периодичности ремонта.
При корректировке были исключены затраты на ремонт запорной аппаратуры в связи с отсутствием подтверждения типов и марок; затраты на приобретение химических реагентов на водоподготовку, учитываемые по другой статье затрат, затраты на замену рабочих колес на насосах в связи с отсутствием документов, подтверждающих необходимость их замены. Расчет по указанной статье затрат произведен с учетом дополнительно представленных 31 октября 2016 г. предприятием документов.
Предложенные предприятием затраты по статье "расходы на приобретение сырья и материалов" в размере 2420,98 тыс. рублей на производство и в размере 423 тыс. рублей на передачу тепловой энергии в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования скорректированы Тарифным органом до 797,77 тыс. рублей и до 124,58 тыс. рублей, соответственно, в части общехозяйственных расходов - исключены материалы на ремонт, приобретение оргтехники и инструментов включено по 1/3 в связи с долгосрочным периодом регулирования.
По статье "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемые по договорам со сторонними организациями или ИП" предусмотренные предприятием расходы в сумме 5256,73 тыс. рублей на производство тепловой энергии уменьшены до 5113,35 тыс. рублей в части расходов на утилизацию ТБО, по которым произведен перерасчет на расчетное количество натурального топлива, и в части расходов на охрану труда в связи с корректировкой численности АУП.
Расходы в размере 6407,45 тыс. рублей на передачу тепловой энергии приняты Тарифным органом в сумме 215,7 тыс. рублей в связи с уменьшением численности АУП (расходы на охрану труда) и исключением затрат на транспортные услуги для проведения ремонтов и на ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей в связи с отсутствием обосновывающих документов.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.
В силу пункта 37 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).
По статье "расходы на топливо" Тарифным органом включены в НВВ расходы на сумму 11089,74 тыс. рублей. Корректировка в сторону уменьшения на 3602,05 тыс. рублей произведена в связи с корректировкой расчетного расхода топлива на производство тепловой энергии и применением в расчетах стоимости угля согласно письму угледобывающей компании ООО "СУЭК-Хакасия" от 6 июля 2016 года.
Расчеты предприятия, произведенные на основании договора на доставку угля с ИП ФИО9 от 15 августа 2016 г. N 3/ТЭР17, отклонены в связи с заключением его без проведения конкурсных процедур, что соответствует требованиям пункта 28 Основ ценообразования, согласно которому при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования среди используемых источников информации о ценах (тарифах) и расходах использует цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Расчеты предприятия по расходам на электрическую энергию скорректированы Тарифным органом с учетом средневзвешенного тарифа по фактическим данным ОАО "Хакасэнергосбыт" за 9 месяцев 2016 г. и принят в размере 11091, 68 тыс. рублей на производство тепловой энергии и 161,79 тыс. рублей на передачу тепловой энергии.
Расчеты предприятия на производство тепловой энергии по статье затрат "вода на теплоноситель" на сумму 1997, 35 тыс. рублей (47,83 тыс. м.куб. * 41,76 руб/м.куб.) скорректированы до 20,42 тыс. рублей (0,5 тыс. м. куб. * 40,84 руб/м.куб.). При этом Тарифный орган принял цену на теплоноситель по цеховой себестоимости, а объем по нормам. Часть расходов предприятия по указанной статье отнесены Тарифным органом к НВВ на передачу тепловой энергии (на сумму 343,72 тыс. рублей).
По статье затрат "вода на технологические цели" в расчетах Тарифным органом учтен объем воды на хозяйственно-бытовые и технологические нужды котельной N 7, произведен перерасчет по котельной ГПТУ удельного расхода воды на 1 т шлака - 0,5 м. куб. и обоснованный размер расходов на 2016 год принят в размере 64,31 тыс. рублей.
По статье расходов "отчисления на социальные нужды" плановые расходы предприятия на 2016 год в размере 4929,12 тыс. рублей на производство и 721,14 тыс. рублей на передачу тепловой энергии снижены в связи с корректировкой по статье расходов "затраты на оплату труда" до 4135,11 тыс. рублей и до 574, 28 тыс. рублей, соответственно.
В силу пункта 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Договором аренды муниципального имущества от 7 сентября 2016 г. N 04 не предусмотрено возмещение арендодателю в составе арендной платы амортизации, иных обязательных платежей, в связи с чем данные расходы в в размере 7324580,44 рублей полном объеме обоснованно исключены из расходов предприятия, подлежащих включению в НВВ (в том числе из расходов на передачу тепловой энергии), размер расходов предприятия по указанной статье расходов утвержден на 2016 год в сумме 1992,8 тыс. рублей на производство тепловой энергии в соответствии с договорами аренды, заключенными с ООО "Аврора-ЦЭС" и ФИО10
В связи с корректировкой в ходе экспертизы представленных документов вышеуказанных расходов предприятия произведен расчет тарифов на производство и передачу тепловой энергии, которые были утверждены оспариваемы приказом Госкомтарифэнерго Хакасии, а также операционных расходов, составивших 1976,13 тыс. рублей. При этом из затрат на химические реагенты было исключено 66,64 тыс. рублей ввиду исключения суммы НДС, поскольку в счете-фактуре цена указана с НДС.
Таким образом, нарушений требований Закона о теплоснабжении, Правил, Основ ценообразования и Методических указаний Тарифным органом при расчете и утверждении долгосрочных параметров регулирования и тарифов не допущено.
Ссылки на то, что расходы ООО "ТеплоЭнергоРесурс" уменьшены по сравнению с расходами, ранее утвержденными по при формировании тарифов на 2016 года для ООО "ТеплоРесурс", не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное предприятие обслуживало иной состав технологического оборудования и имело иное штатное расписание, не предусматривающее при производстве тепловой энергии котельными 9-го поселка расходов на АУП.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемым приказом его права на получение экономически обоснованных доходов не подтверждены материалами дела.
Кроме того, пункт 13 Основ ценообразования предусматривает, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Поскольку приказ от 2 ноября 2016 года N 112-т принят уполномоченным государственным органом в установленном порядке и в установленной форме, не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоРесурс" к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 2 ноября 2016 г. N 112-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ТеплоЭнергоРесурс" на 2016 - 2019 годы" - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
В мотивированной форме решение изготовлено 22 августа 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2017 г. N 3а-39/2017
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 27 октября 2017 г. N 205 (23562)