Решение Верховного суда Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. по делу N 3а-119/2018
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нежевца Александра Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании пункта 619 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 г. N 020-154-п, пункта 757 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п, установил:
Нежевец А.Н. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 619 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 г. N 020-154-п, пункта 757 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п. Свои требования административный истец мотивировал тем, что указанными нормативными правовыми актами нежилое здание, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, 019, литера А, кадастровый номер 19:02:010717:162, отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Полагает незаконным включение в Перечни на 2017 год и на 2018 год данного здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, поскольку его фактическое использование в установленном порядке при включении в Перечень на 2017 год не проверялось, а проверка фактического использования здания от 7 ноября 2017 г. проведена ненадлежащим образом. Из технического паспорта следует, что в здании расположены помещения, имеющие торговое назначение, однако их площадь составляет менее 20% от общей площади. В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Мурзин П.И., действующий на основании доверенности от 20 марта 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя указанные в нем доводы. Дополнительно пояснил, что при проведении проверки фактического использования здания 7 ноября 2017 г. и 15 мая 2018 г. для подсчета площади, используемой для торговли, были включены помещения склада и гаража, что считает неправомерным. Кроме того, земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 19:02:010717162, имеет разрешенное использование, совпадающее с назначением здания, однако, по мнению представителя административного истца, при включении здания в Перечни должен был учитываться второй критерий, связанный с его назначением в соответствии с документами технического учета.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 5 октября 2017 г. N 020-78-д, Кензап Л.М., действующая на основании доверенности от 12 марта 2018 г. N 020-16-д, требования административного искового заявления не признали, указав, что спорное здание было включено в Перечни, так как земельный участок, на котором оно расположено, имеет вид разрешенного использования: для размещения торгово-закупочной базы.
Полагают, что помещение включено в Перечни в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокурор Васильева Е.В. в своем заключении указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей сторон, свидетелей, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление, отзыв на административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций" на территории республики введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 1 статьи 1(1) которого налоговая база в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. N 64-ЗРХ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 г.
На территории г. Черногорска налог на имущество физических лиц установлен решением Совета депутатов г. Черногорска от 27 ноября 2014 г. N 332 (в редакции решений от 18 февраля 2016 г. N 458 и от 22 ноября 2016 г. N 549), в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 которого в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена повышенная ставка налога в размере 2% от их кадастровой стоимости.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 г. N 020-154-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 619 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 19:02:010717:162, общей площадью 1156,4 кв. м, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Мира, д. 019, принадлежащее на праве собственности Нежевцу А.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19 февраля 2018 г.
Кроме того, указанный объект недвижимого имущества включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (пункт 757), утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п.
Приказы опубликованы в издании "Хакасия" 16 декабря 2016 г. N 241 и 8 декабря 2017 г., N 233 - 234 соответственно. Указанные Приказы являются нормативными правовыми актами, приняты уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в установленном статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407 порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении поименованных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из пояснений представителей административного ответчика следует, что основаниями для включения здания в оспариваемые пункты Перечней на 2017 год и на 2018 год послужили его площадь свыше 1000 кв. м и расположение на земельном участке с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Информация, необходимая для включения здания в вышеуказанные Перечни, была предоставлена 3 августа 2016 г. за N 6839 и 2 июня 2017 Г. за N 2825, соответственно, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Хакасия, в которой указана площадь нежилого здания с кадастровым 19:02:010717:162 - 1156,4 кв. м, его назначение в соответствии со сведениями кадастрового учета - складские помещения, магазин хозяйственных товаров и гаражный бокс, а также получена административным ответчиком из Единого государственного реестра недвижимости, согласно сведениям которого земельный участок, на котором находится спорное здание, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Мира, 019, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3000 +/- 19 кв. м, кадастровый номер 19:02:010717:97, имеет разрешенное использование: для размещения торгово-закупочной базы.
Использование данной информации не противоречит требованиям, предъявляемым к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, ее достоверность подтверждается и иными представленными доказательствами.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий земель в Российской Федерации по целевому назначению являются земли населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзацы 1 и 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 19 февраля 2018 г., нежилое здание, общей площадью 1156,4 кв. м, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Мира, д. 019, кадастровый номер 19:02:010717:162, имеет наименование: складские помещения, магазин хозяйственных товаров и гаражный бокс.
Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 19:02:010717:97, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения торгово-закупочной базы, что подтверждается выписками из ЕГРН от 19 февраля 2018 г. и от 11 апреля 2018 г. Указанный вид разрешенного использования предполагает размещение на нем объектов торговли, что соответствует назначению размещенного на нем здания.
При кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером 19:02:010717:97 по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденной приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 14 ноября 2016 г. N 020-153-п, он также был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39), что подтверждается выпиской из отчета от 5 октября 2016 г. N 01-ГКОЗ НП-19-2016 ООО "Востсибземхолдинг".
Доводы представителя административного истца о том, что общая площадь помещений, предназначенных в соответствии с техническим паспортом здания для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет менее 20% от общей площади помещений здания, как и представленные в обоснование данного довода доказательства, не имеют правового значения, поскольку спорный объект недвижимого имущества был внесен в Перечни на 2017 год и на 2018 год по критерию его расположения на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение на нем объектов торговли, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не указывают на незаконность оспариваемых правовых актов и доводы представителя административного истца о том, что ответчиком не проводилось обследование для установления фактического использования помещений в здании, поскольку при наличии вышеуказанных сведений о виде разрешенного использования земельного участка, а также о площади и назначении здания, полученных в порядке информационного взаимодействия, у Минимущества Республики Хакасия отсутствовала обязанность по обследованию спорного здания с целью установления вида его фактического использования, что следует и из содержания подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1(1), статьи 1(2) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций", Порядка установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407.
По этой же причине не могут быть приняты во внимание возражения представителя административного истца относительно акта обследования здания с кадастровым номером 19:02:010717:162 от 07 ноября 2017 г., проведенного специалистом Минимущества Республики Хакасия по инициативе административного истца, а также акта обследования вышеуказанного здания от 15 мая 2018 г., проведенного специалистами ГБУ РХ "Центр государственной кадастровой оценки", поскольку установленные при данных обследованиях обстоятельства, в частности использование иных помещений здания, помимо магазина хозяйственных товаров, в том числе складского помещения и гаражного бокса по экспликации к техническому паспорту нежилого здания по состоянию на 25 октября 2017 г., в целях торговли, не являлись основанием для его включения в Перечни.
Поскольку здание с кадастровым номером 19:02:010717:162 имеет площадь свыше 1000 кв. м и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, у Минимущества Республики Хакасия имелись основания для включения данного нежилого здания в Перечни на 2017 год и на 2018 год в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 619 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 г. N 020-154-п, и пункт 757 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п, не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы Нежевца А.Н. и требования административного иска удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174 - 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Нежевца Александра Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании недействующими пункта 619 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 21 ноября 2016 г. N 020-154-п, пункта 757 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23 ноября 2017 г. N 020-237-п отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение составлено 25 мая 2018 г.
Председательствующий |
О.В.Вениченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. по делу N 3а-119/2018
Текст решения официально опубликован не был