Решение Верховного суда Республики Хакасия от 8 мая 2018 г. N 3а-111/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановой Юлии Валерьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании пункта 108 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 25 декабря 2014 г. N 020-394-рп, недействующим в части, установил:
25 декабря 2014 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия принято распоряжение N 020-394-рп "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение).
Пункт 1 Распоряжения определил на 2015 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему распоряжению (далее - Перечень).
В Перечень включено здание с кадастровым номером 19:01:030117:1092, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д. 63а (пункт 108).
Иванова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 108 Перечня, утвержденного Распоряжением N 020-394-рп в части включения помещения с кадастровым номером 19:01:030117:1165, находящегося в здании с кадастровым номером 19:01:030117:1092, мотивируя требования тем, что помещение не обладало признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 НК РФ.
Административный истец Иванова Ю.В. в судебное заседание не явилась, направила представителя.
Представитель административного истца Сухачева Г.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях к нему.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Кензап Л.М., Зубец Н.В. требования не признали, представили письменный отзыв, поясняли, что оспариваемое в части Распоряжение не является нормативным правовым актом, так как не прошло процедуру государственной регистрации в качестве нормативного парового акта и не опубликовано в установленном законом порядке. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, был сформирован на основании сведений, представленных органами кадастрового учета. Спорное помещение в Перечне поименовано не было, вопрос о включении данного помещения в Перечень не рассматривался. Включение здания в целом в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Васильевой Е.В, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпунктов 1, 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд проверяет оспариваемое в части Распоряжение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действовавшим в период его принятия (25 декабря 2014 г.).
В силу части 2 статьи 88 Конституции Республики Хакасия в систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты Республики Хакасия, комитеты и иные органы исполнительной власти.
12 августа 2014 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление N 407 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РХ N 407).
Пунктом 1 постановления Правительства РХ N 407 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
25 декабря 2014 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия принято распоряжение N 020-394-рп "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Пунктом 1 распоряжения на 2015 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Во исполнение подпункта 3 пункта 7 статьи 372.2 НК РФ Распоряжение с Перечнем 29 декабря 2014 г. размещено на официальном сайте Правительства Республики Хакасия.
Пунктом 108 в Перечень включено здание с кадастровым номером 19:01:030117:1092, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д. 63а.
В примечании к данному нормативному правовому акту (примечание 1) указано, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий Перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Свидетельством о государственной регистрации права от 9 апреля 2014 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что Иванова Ю.В. являлась на день принятия оспариваемого акта собственником нежилого помещения с кадастровым номером 19:01:030117:1165, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д. 63А, пом. 3Н.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 30 марта 2018 г. следует, что спорное помещение с кадастровым номером 19:01:030117:1165 расположено в здании с кадастровым номером 19:01:030117:1092, включенного в Перечень.
Следовательно, довод представителя административного ответчика о том, что спорный объект недвижимости не был включен в Перечень, является надуманным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" закрепляла, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Указанная норма действовала в период принятия Распоряжения N 020-394-рп и признана утратившей силу с 1 января 2017 г. в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Таким образом, федеральный законодатель передал полномочия субъекту Российской Федерации устанавливать нормативным правовым актом порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Пунктом 3 постановления Правительства РХ N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4, 5 Порядка, в редакции, действующей на момент издания (принятия) оспариваемого в части Распоряжения (25.12.2014), фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия создает рабочую группу, которая осуществляет обследование зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, и обеспечивает уведомление собственников объектов, подлежащих обследованию, за десять календарных дней до проведения их обследования.
В ходе обследования осуществляются фотосъемка, фиксирующая фактическое использование объектов, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в объектах. По результатам проведения обследования составляется акт о фактическом использовании объектов, который в течение пяти календарных дней с момента завершения обследования направляется их собственникам (пункты 6, 7 Порядка).
Из материалов дела, пояснений сторон следует, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного помещения до включения его в Перечень административным ответчиком не проводились.
Таким образом, доказательств того, что нежилое помещение 19:01:030117:1165, включенное в Перечень (пункт 108) в составе здания с кадастровым номером 19:01:030117:1092, отвечало признакам, объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указанным в статье 378.2 НК РФ, не представлено.
Следовательно, включение спорного помещения в Перечень противоречило требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Изложенная в заключении позиция участвующего в деле прокурора о том, что оспариваемое в части Распоряжение соответствует региональному законодательству, в частности статье 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций", необоснованна по следующим основаниям.
Законом Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. N 82-ЗРХ, вступившим в силу 1 января 2015 г., внесены изменения в Закон Республики Хакасия "О налоге на имущество организаций", в том числе указанный закон дополнен статьей 1(1).
Соответственно, на день принятия оспариваемого в части Распоряжения (25.12.2014) статья 1(1) данного закона не действовала и не могла применяться Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия. Кроме того, Закон РХ "О налоге на имущество организаций" принят во исполнение главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и регулирует правоотношения по уплате налога на имущество организациями, но не физическими лицами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2015 год), признание незаконным отдельного его положения с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд признает оспариваемое в части Распоряжение недействующим со дня его принятия (с 25.12.2014).
Часть 1 статьи 216 КАС РФ закрепляет, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, решил:
Административное исковое заявление Ивановой Юлии Валерьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 108 в части включения помещения с кадастровым номером 19:01:030117:1165, находящегося в здании с кадастровым номером 19:01:030117:1092, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 25 декабря 2014 г. N 020-394-рп.
Направить для опубликования в республиканскую газету "Хакасия" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 14 мая 2018 г.
Председательствующий |
Е.П.Редько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 8 мая 2018 г. N 3а-111/2018
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 6 июля 2018 г. N 125