Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 июня 2018 г. N 3а-123/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакан в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Хакасия к Верховному Совету Республики Хакасия о признании нормативного правового акта не действующим в части,
с участием: прокуроров Васильевой Е.В. и Батура Ю.И.,
представителей Верховного Совета Республики Хакасия - Чустеевой И.А. и Русинской Е.Н., установил:
06.07.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят и в этот же день председателем Правительства Республики Хакасия подписан Закон Республики Хакасия N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия", который официально опубликован 17.07.2007 в издании "Вестник Хакасии " N 49.
14.07.2015 Верховным Советом Республики Хакасия принят и в этот же день подписан Главой Республики Хакасия- Председателем Правительства Республики Хакасия Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 N 63-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия", который официально опубликован 14.07.2015 в издании "Вестник Хакасии " N 58. Согласно пункту 4 статьи 1 данного Закона Закон Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" дополнен приложением 4 "Порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином" (далее- Порядок).
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, а также по результатам конкурсных процедур. Конкурсные процедуры по решению органа местного самоуправления могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет орган местного самоуправления.
Абзац 1 пункта 7 Порядка предусматривает, что конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в порядке, установленном муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими пункт 6, абзац 1 пункта 7 Порядка заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином (Приложение 4 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия").
В обоснование заявленных требований прокурор Республики Хакасия ссылается на нарушение оспариваемыми нормами принципа равенства прав граждан, прав и законных интересов граждан, правовую неопределенность, наличие в оспариваемых нормах коррупциогенного фактора, несоответствие оспариваемой нормы положениям части 3 ст. 28.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В судебном заседании прокуроры Васильева Е.В. и Батура Ю.И. доводы административного иска поддержали по приведенным основаниям.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия- Чустеева И.А. и Русинская Е.Н. возражали против удовлетворения требований прокурора, привели следующие доводы. Правовое регулирование, установленное оспариваемыми нормами, аналогично правовому регулированию порядка заключения договоров о целевом обучении государственных гражданских служащих, предусмотренных нормами федерального и регионального законодательства. Делегирование полномочий по организации подготовки кадров для муниципальной службы, включая определение методики проведения конкурсных процедур и критериев оценки претендентов соответствует положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обеспечивает дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности муниципальных образований и требования к соответствующим должностям муниципальной службы. По мнению представителей Верховного Совета Республики Хакасия, прокурор допускает неверное отождествление понятий "порядок" и "методика", оспариваемые нормы не содержат коррупциогенного фактора, а также не нарушают принципа равенства прав граждан, желающих заключить договор о целевом обучении.
Выслушав объяснения представителей сторон, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор обратился в суд с настоящим административным иском в порядке ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 ст. 213 КАС РФ, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 ст. 213 Кодекса.
В силу статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Статья 87 Конституции Республики Хакасия предусматривает, что Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом. Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Согласно ст. 28 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
06.07.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят и в этот же день председателем Правительства Республики Хакасия подписан Закон Республики Хакасия N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия", который официально опубликован 17.07.2007 в издании "Вестник Хакасии " N 49.
В последующем в указанный Закон Республики Хакасия неоднократно вносились изменения и дополнения Законами Республики Хакасия от 01.11.2007 N 72-ЗРХ, от 07.05.2008 N 18-ЗРХ, от 30.06.2008 N 37-ЗРХ, от 27.01.2009 N 06-ЗРХ, от 16.11.2009 N 118-ЗРХ, от 09.07.2010 N 65-ЗРХ, от 01.10.2010 N 89-ЗРХ, от 01.07.2011 N 62-ЗРХ, от 02.12.2011 N 112-ЗРХ, от 29.12.2011 N 141-ЗРХ, от 24.02.2012 N 05-ЗРХ, от 09.06.2012 N 43-ЗРХ, от 13.11.2012 N 104-ЗРХ, от 03.06.2013 N 38-ЗРХ, от 16.12.2013 N 106-ЗРХ, от 26.12.2013 N 134-ЗРХ, от 10.06.2014 N 49-ЗРХ, от 10.06.2014 N 50-ЗРХ, от 08.04.2015 N 27-ЗРХ, от 14.07.2015 N 63-ЗРХ, от 14.07.2015 N 71-ЗРХ, от 09.03.2016 N 16-ЗРХ, от 06.06.2016 N 44-ЗРХ, от 12.12.2016 N 104-ЗРХ, от 03.10.2017 N 60-ЗРХ, от 07.11.2017 N 77-ЗРХ, от 20.12.2017 N 96-ЗРХ, от 15.03.2018 N 17-ЗРХ.
Оспариваемые прокурором положения Закона Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" в первоначальной редакции Закона отсутствовали и были внесены Законом Республики Хакасия от 14.07.2015 N 63-ЗРХ, действуют в оригинальной редакции.
Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 N 63-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" принят Верховным Советом Республики Хакасия 14.07.2015, и в этот же день подписан Главой Республики Хакасия- Председателем Правительства Республики Хакасия, официально опубликован 14.07.2015 в издании "Вестник Хакасии " N 58.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 N 63-ЗРХ Закон Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" дополнен приложением 4 "Порядок заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином", отдельные положения которого оспариваются прокурором по настоящему делу.
Согласно статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8.1 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, среди прочего, полномочиями по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организации подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.
Часть 1 статьи 28.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон о муниципальной службе) наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению организации подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений Федерального закона о муниципальной службе.
Часть 3 статьи 28.1 Федерального закона о муниципальной службе прямо предусматривает, что порядок заключения договора о целевом обучении на конкурсной основе устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Закона Республики Хакасия приняты в пределах полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения в действие нормативного правового акта. По данным основаниям указанный нормативный правовой акт прокурором Республики Хакасия не оспаривается.
Проверив соответствие оспариваемых положений Закона Республики Хакасия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, данная норма предполагает наличие непосредственно в соответствующем законодательном акте необходимых положений, регулирующих деятельность конкурсной комиссии, критерии оценки и отбора претендентов на заключение договора о целевом обучении, то есть порядка заключения договора о целевом обучении.
Указание в оспариваемых положениях Порядка лишь на возможные виды проводимых конкурсных процедур (индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовка реферата, прохождение практики, стажировки), перечень которых не является исчерпывающим, без каких-либо критериев оценки результатов таких процедур, порядка их проведения влечет лишение граждан гарантий полноценного и своевременного рассмотрения их заявлений и документов, касающихся заключения договора о целевом обучении, что свидетельствует о наличии в оспариваемой норме коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
Равным образом о наличии коррупциогенного фактора свидетельствует отсутствие в абзаце 1 пункта 7 Порядка указания на порядок работы конкурсной комиссии, срок либо периодичность ее заседаний, поскольку лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия необходимого решения о заключении договора о целевом обучении.
Доводы административного ответчика о том, что понятия порядок и методика не являются тождественными, в силу чего правовое регулирование методики конкурсного отбора, определение критериев оценки претендентов могут осуществляться на муниципальном уровне правотворчества, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Порядка противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что применение оспариваемых положений нарушает принципы единообразия и определенности правового регулирования, равенства прав граждан.
С учетом изложенного административные исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд признает оспариваемые положения Порядка недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных источниках: в газетах "Хабар" и "Хакасия", в бюллетене "Вестник Хакасии", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 и абзац 1 пункта 7 Порядка заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, принятого Законом Республики Хакасия от 14.07.2015 N 63-ЗРХ (Приложение 4 к Закону Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия").
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных источниках: в газетах "Хабар" и "Хакасия", в бюллетене "Вестник Хакасии", а также разместить на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 июня 2018 г. N 3а-123/2018
Текст решения официально опубликован не был