Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Байкалэнерго" к Министерству экономического развития Республики Хакасия о признании недействующим пункта 1 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 ноября 2015 г. N 140-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" на 2016 - 2018 годы", установил:
30 ноября 2015 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ N 140-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" на 2016 - 2018 годы" (далее - Приказ N 140-т).
Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии N 140-т действует в редакции приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 8 декабря 2017 г. N 130-т.
Пунктом 1 Приказа N 140-т для ОП "СТС" АО "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339) установлены на 2016 - 2018 годы долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Акционерное общество "Байкалэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа N 140-т, мотивируя требования тем, что при установлении тарифов в необходимую валовую выручку в неполном объеме включены экономически обоснованные расходы: расходы на оплату иных работ и услуг, в том числе "Затраты службы и энергообеспечения и автоматики", "Агентское вознаграждение", не включены расходы по сомнительным долгам. Указывает, что исключение указанных расходов из состава необходимой валовой выручки привело к установлению органом регулирования заниженных тарифов на тепловую энергию. Полагает, что оспариваемый пункт не соответствует статьям 3, 7 Федерального закона "О теплоснабжении", пунктам 2, 22, 52, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения; пунктам 23, 24, 49, 51 Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, пунктам 32, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Представитель административного истца Лобова А.А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, письменных пояснениях. Указала, что АО "Байкалэнерго" были представлены все необходимые документы, обосновывающие расходы.
Представитель административного ответчика Манишева И.А. административный иск не признала, представила письменные возражения, пояснила, что по результатам анализа представленных обществом расчетных документов и отчетных данных органом регулирования при установлении тарифов приняты только экономически обоснованные расходы. Полагала, что тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Байкалэнерго" установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства в области регулирования тарифов. Просила в удовлетворении требования отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд проверяет оспариваемый в части приказ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действовавшим в период его издания (30 ноября 2015 г.).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На основании подпунктов 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. N 372, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет) являлся государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 5 декабря 2017 г. N 631 Положение о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. N 372, признано утратившим силу
В области тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности) Госкомитет устанавливал тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 3.1.3 указанного Положения).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 г. N 388 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 N 41-ПП "О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Министерство экономического развития Республики Хакасия реорганизовано путем присоединения к нему Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Согласно статье 12 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" приказ исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, имеющий нормативный характер, - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
30 ноября 2015 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ N 140-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" на 2016 - 2018 годы".
Пунктом 1 Приказа N 140-т для ОП "СТС" АО "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339) на 2016 - 2018 годы установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Приказ опубликован 18 декабря 2015 г. в официальном печатном издании "Хакасия" (N 243).
В Приказ N 140-т вносились изменения приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2016 N 181-т, от 29.12.2016 N 188-т, от 13.01.2017 N 2-т, от 08.12.2017 N 130-т. Указанные приказы были опубликованы в официальном печатном издании "Хакасия" от 20.12.2016 N 242, от 20.01.2017 N 10, от 10.02.2017 N 25, от 22.12.2017 N 244.
На основании пунктов 5, 6 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципом - обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Часть 4 указанной статьи Закона о теплоснабжении предусматривает, что государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул. Дополнительные средства, полученные теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этих организаций, остаются в их распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат теплоснабжающей организации, теплосетевой организации не является основанием для досрочного пересмотра цен (тарифов) этих организаций. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения.
В целях реализации положений Закона о теплоснабжении Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято Постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования); Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов).
Пункт 22 Основ ценообразования закрепляет, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В пункте 2 (абзац 12) Основ ценообразования дано определение понятию "необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются.
В силу пункта 12 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования тарифов установление (пересмотр) предельных уровней тарифов производится федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - регламент).
Цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (пункт 6 Правил регулирования тарифов).
30 апреля 2015 г. ЗАО "Байкалэнерго" (обособленное подразделение "Саяногорские тепловые сети") обратилось в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель, на горячую воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) (л.д. 91-92 т. 2).
Пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении предусматривает, что одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
На основании пункта 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов).
Пункт 26 Правил регулирования тарифов устанавливает, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15 мая 2015 г. по результатам рассмотрения предложений ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" открыто дело об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы методом индексации установленных тарифов (л.д. 103 т. 2).
Пункт 16 Правил регулирования тарифов содержит перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов).
К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе: копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (подпункты "б", "д" пункта 16 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 28 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 30 Правил регулирования тарифов).
На основании пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Из анализа указанных положений следует, что в тариф подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Правила применение метода индексации установленных тарифов определены в пунктах 71-75 Основ ценообразования.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пункт 73 Основ ценообразования устанавливает, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57-66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58-60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации. Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Подпункт "д" пункта 58 Основ ценообразования предусматривает, что операционные расходы, в том числе включают в себя: расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг.
Подпункт "д" пункта 62 Основ ценообразования в неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа.
Неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 28 и 39 настоящего документа (пункт 64 Основ ценообразования).
На основании пунктов 36, 37 Методических указаний расходы на первый год долгосрочного периода определены методом экономически обоснованных расходов на основании представленных документов о деятельности теплоснабжающей организации.
При рассмотрении дела об установлении тарифов орган регулирования исключил расходы по конкретным статьям затрат, а по отдельным статьям затрат - уменьшил заявленные величины, провел экспертизу представленных расчетных материалов и предложений и снизил размер необходимой валовой выручки, посчитав отдельные заявленные расходы регулируемой организации экономически необоснованными.
Из экспертного заключения по делу N Т-72/16 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" на 2016 год", составленного 26 ноября 2015 г., протокола заседания Правления от 27 ноября 2015 г. N 142 следует, что в состав операционных расходов по статье "Прочие расходы" предприятием предусмотрены расходы по данной статье 107 331,66 тыс. руб., в состав неподконтрольных расходов по статье "Расходы по сомнительным долгам" предприятием предложено было принять расходы в размере 12 800 тыс. руб.
По результатам анализа представленных обосновывающих документов экспертами Госкомтарифэнерго Хакасия были скорректированы расходы и затраты.
В составе операционных расходов по статье "Расходы на оплату иных работ и услуг" приняты в расчет 38 041,85 тыс. руб., в том числе "Затраты службы энергообеспечения и автоматики" 1 972,94 тыс. руб., из заявленных 22 847,39 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из представленных в материалы дела документов, показаний свидетеля Лихмановского М.А. следует, что при определении экономически обоснованных расходов по статье "Затраты службы энергообеспечения и автоматики" с 01.07.2016 был применен индекс потребительских цен промышленной продукции в размере 107,4% к затратам, принятым при установлении тарифов в базовом периоде 2015 год - 1 837 тыс. руб. (данные затраты на 2015 год были приняты с учетом фактического исполнения за 9 месяцев 2014 года). С учетом пояснений предприятия о том, что численность службы энергообеспечения и автоматики в результате различных мероприятия за 2014 - 2015 года снижена на 7 человек, а также представленных в материалы тарифного дела документов, регулирующий орган пришел к выводу о том, что обоснований целесообразности изменений учетной политики предприятия на 2016 год в заявленном размере представлено не было.
Затраты по статье "Агентское вознаграждение" приняты регулирующим органом в расчет 2 604,63 тыс. руб. из заявленных 27 613,08 тыс. руб.
Пункт 10 Методических указаний предусматривает, что при установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
С учетом приведенной нормы, регулирующим органом по статье затрат "Агентское вознаграждение" был произведен расчет агентского вознаграждения только по прямым договорам с потребителями, проживающими в частном секторе на основании обосновывающих документов, из которых исключены расходы, связанные с обслуживанием агентских договоров с потребителями, проживающими в многоквартирных жилых домах.
В расчет тарифа включены затраты по агентскому вознаграждению в размере 1,5%, что соответствует среднему значению по Республике Хакасия от объемов оказанных услуг по прямым договорам.
В составе неподконтрольных расходов по статье "Расходы по сомнительным долгам" АО "Байкалэнерго" в административном исковом заявлении указало размер разногласий 10 090,37 тыс. руб., в тарифном деле предлагаемая сумма составляла 12 800 тыс. руб.
Согласно подпункта "а" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Из пункта 12 Методических указаний следует, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются, в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
В силу пункта 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
В нарушение изложенных нормативных положений административный истец в подтверждение суммы расходов по статье "Расходы по сомнительным долгам" к заявлению об установлении тарифов приложил только расчет резерва за 2015 год без предоставления документальных обоснований суммы затрат, в связи с чем органом регулирования обосновано исключена заявленная организацией сумма 12 800 тыс. руб. в полном объеме.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление (теплоснабжение)
Из частей 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
С учетом указанного, суд приходит к выводу, что установленные оспариваемым в части Приказом N 140-т тарифы на тепловую энергию экономически обоснованы, рассчитаны с соблюдением баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.
При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Расчет затрат по спорным статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска АО "Байкалэнерго" не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Байкалэнерго" к Министерству экономического развития Республики Хакасия о признании недействующим пункта 1 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 ноября 2015 г. N 140-т "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ОП "СТС" ЗАО "Байкалэнерго" на 2016 - 2018 годы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Е.П. Редько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 мая 2018 г. N 3а-112/2018
Текст решения официально опубликован не был