Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июля 2018 г. N 3а-149/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакан в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Хакасия к Верховному Совету Республики Хакасия об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием: прокуроров Васильевой Е.В., Батура Ю.И.,
представителя Верховного Совета Республики Хакасия - Чустеевой И.А.,
представителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - Кунучакова В.Г., установил:
15.02.2006 Верховным Советом Республики Хакасия принят и 28.02.2006 подписан председателем Правительства Республики Хакасия Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия", который официально опубликован 09.03.2006 в издании "Вестник Хакасии", N 12 (далее - Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ).
Как следует из пункта 3 ст. 12 Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ, лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия, устанавливаются ежемесячные доплаты к государственной или страховой пенсии.
С учетом положений пункта 1 ст. 12 Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ право на ежемесячные доплаты к государственной или страховой пенсии распространяется также на лиц, замещавших должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.
Приложением N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ является Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия (далее - Приложение N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 указанного Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ (в редакции Законов Республики Хакасия от 29.04.2013 N 32-ЗРХ и от 14.07.2015 N 71-ЗРХ) лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным иском, в котором оспаривал вышеприведенные положения абзаца первого пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что оспариваемой нормой Закона Республики Хакасия в противоречии с положениями статей 2.1 и 19 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") необоснованно расширен круг лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе, которым предоставляются дополнительные гарантии в связи с прекращением полномочий в виде ежемесячной доплаты к пенсии по государственному пенсионному обеспечению или страховой пенсии.
Уточнив административные исковые требования в ходе судебного разбирательства, прокурор просит признать абзац первый пункта 1 приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии, имеют лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 184-ФЗ), либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона о N 184-ФЗ, а также в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии имеет лицо, замещавшее должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия и не достигшее пенсионного возраста или не потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица Республики Хакасия, а также полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ.
В судебном заседании прокуроры прокуратуры Республики Хакасия Васильева Е.В. и Батура Ю.И. заявленные требования поддержали полностью.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия - Чустеева И.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, приводя следующие доводы. Положения пункта 4 статьи 2.1 и пункта 12 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ регулируют и распространяются лишь на дополнительные социальные и иные гарантии, предоставляемые лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочным), в то время как оспариваемой нормой предоставляются дополнительные социальные гарантии указанным лицам в виде пенсионных доплат в связи с самим фактом исполнения ими полномочий. Выход на пенсию и связанная с этим выплата ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии не является социальной гарантией, предоставляемой в связи с прекращением полномочий, ее предоставление связано с самим фактом исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Ежемесячные доплаты к пенсиям устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Оспариваемая прокурором норма Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ федеральному законодательству не противоречит, поскольку порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия, федеральным законодательством не урегулированы.
Законодатель субъекта Российской Федерации, обладая в системе действующего правового регулирования всей широтой полномочий, вправе за счет средств бюджета субъекта вводить и изменять порядок и условия предоставления дополнительных гарантий деятельности лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе самостоятельно устанавливать критерии, при наличии которых у данной категории граждан возникает право на получение доплаты к пенсии. При этом подобный порядок, условия и критерии вводятся на усмотрение субъекта Российской Федерации. Данный вывод основывается на положениях пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 19.08.1995 N 854, а также подтверждается позицией Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, обозначенной в связи с обращением Верховного Совета Республики Хакасия в письме от 20.04.2016 N 3.20-22/311, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 15.01.2008 N 107-О-О, от 02.04.2009 N 473-О-О, от 03.02.2010 N 150-О-О), позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в апелляционном определении от 24.05.2017 N 38-АПГ17-1.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица по его ходатайству привлечен Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия.
Представитель Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - Кунучаков В.Г. в судебном заседании также возражал против удовлетворения требований прокурора, привел доводы, аналогичные доводам Верховного Совета Республики Хакасия.
Выслушав объяснения представителей сторон, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор обратился в суд с настоящим административным иском в порядке ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 ст. 213 КАС РФ, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 ст. 213 Кодекса.
В силу статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Статья 87 Конституции Республики Хакасия предусматривает, что Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом. Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Согласно ст. 34 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" и ст. 28 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
15.02.2006 Верховным Советом Республики Хакасия принят и 28.02.2006 подписан председателем Правительства Республики Хакасия Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия", который официально опубликован 09.03.2006 в издании "Вестник Хакасии", N 12.
В указанный Закон Республики Хакасия неоднократно вносились изменения и дополнения Законами Республики Хакасия от 26.06.2006 N 25-ЗРХ, от 11.12.2006 N 70-ЗРХ, от 25.12.2007 N 100-ЗРХ, от 30.06.2008 N 25-ЗРХ, от 04.05.2009 N 35-ЗРХ, от 09.06.2009 N 53-ЗРХ, от 19.10.2009 N 100-ЗРХ, от 09.07.2010 N 77-ЗРХ, от 02.12.2010 N 113-ЗРХ, от 12.05.2011 N 41-ЗРХ, от 01.07.2011 N 56-ЗРХ, от 30.09.2011 N 79-ЗРХ, от 20.12.2011 N 127-ЗРХ, от 20.12.2011 N 128-ЗРХ, от 09.07.2012 N 74-ЗРХ, от 29.04.2013 N 32-ЗРХ, от 03.06.2013 N 38-ЗРХ, от 22.10.2013 N 89-ЗРХ, от 03.12.2013 N 99-ЗРХ, от 14.04.2014 N 22-ЗРХ, от 15.12.2014 N 116-ЗРХ, от 11.03.2015 N 17-ЗРХ, от 08.04.2015 N 29-ЗРХ, от 14.07.2015 N 71-ЗРХ, от 19.08.2015 N 74-ЗРХ, от 12.10.2015 N 79-ЗРХ, от 05.02.2016 N 07-ЗРХ, от 11.11.2016 N 80-ЗРХ, от 20.12.2016 N 108-ЗРХ, от 13.06.2017 N 45-ЗРХ, от 07.12.2017 N 85-ЗРХ, от 12.02.2018 N 02-ЗРХ, от 15.03.2018 N 13-ЗРХ.
Прокурором оспаривается абзац первый пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ с изменениями, внесенными Законами Республики Хакасия от 29.04.2013 N 32-ЗРХ и от 14.07.2015 N 71-ЗРХ.
Закон Республики Хакасия от 29.04.2013 N 32-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" принят Верховным Советом Республики Хакасия 17.04.2013 и 29.04.2013 был подписан исполняющим обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, официально опубликован 30.04.2013 в издании "Вестник Хакасии", N 25.
Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 N 71-ЗРХ принят Верховным Советом Республики Хакасия 01.07.2015 и был подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 14.07.2015, официально опубликован 14.07.2015 в издании "Вестник Хакасии", N 58.
Из представленных протоколов сессий Верховного Совета Республики Хакасия от 15.02.2006, от 17.04.2013 и от 01.07.2015 видно, что кворум для принятия решений (не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия) имелся, оспариваемые Законы Республики Хакасия приняты большинством голосов депутатов.
Абзац первый пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ, содержание которого оспаривается прокурором по настоящему делу, в действующей редакции устанавливает, что лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии.
Как следует из пункта 3 ст. 12 Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ в системном толковании с пунктом 1 ст. 12 этого же Закона, лица, замещавшие должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия, также имеют право на ежемесячную доплату к страховой или государственной пенсии на условиях, предусмотренных абзацем первым пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое положение Закона Республики Хакасия принято по предмету совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия, в пределах полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия, опубликования и введения в действие нормативного правового акта. По данным основаниям указанный нормативный правовой акт прокурором Республики Хакасия не оспаривается.
Поскольку Закон Республики Хакасия N 9-ЗРХ принят по предмету, относящемуся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Хакасия, он не может противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Проверив соответствие оспариваемой нормы Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
С учетом вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона N 184-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлениях от 30.11.1995 N 16-П и от 01.02.1996 N 3-П, субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.1998 N 145-О).
В абзаце первом пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ определен круг лиц, которым предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде доплат к пенсиям. К ним отнесены лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, а также лица, замещавшие должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Размер ежемесячных доплат определен в абзаце втором пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ. Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.
По своей правовой цели ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия и государственные должности Республики Хакасия, является дополнительной мерой социальной поддержки в связи с прекращением их полномочий, не установленной федеральным законодательством.
Верховный Совет Республики Хакасия, приняв оспариваемый закон, предусматривающий право указанных лиц на ежемесячную доплату к страховой или государственной пенсии, действовал в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, поскольку на момент принятия оспариваемого закона Республики Хакасия федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные социальные и иные гарантии лицам, замещавшим высшую и государственные должности субъектов Российской Федерации, их размер, порядок и условия их предоставления, кроме Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", не имелось.
В последующем Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ статья 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ была дополнена пунктом 4, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же федерального закона.
Этим же Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ статья 19 Федерального закона N 184-ФЗ дополнена пунктом 12, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лицо, достигшее пенсионного возраста или потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицу, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 этого же федерального закона.
Следовательно, оспариваемая норма Закона Республики Хакасия в части, предусматривающей право лиц, замещавших должность главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия и государственные должности Республики Хакасия, на ежемесячную доплату к пенсиям, подлежит приведению в соответствие с вышеприведенными обновленными нормами Федерального закона N 184-ФЗ.
Между тем, абзац первый пункта 1 Приложения N 3 к Закону Республики Хакасия N 9-ЗРХ в соответствие с указанными требованиями не приведен, поскольку в оспариваемой норме не закреплены ограничения, содержащиеся в пункте 4 статьи 2.1 и в пункте 12 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ, в связи с чем ежемесячная доплата к страховой или государственной пенсии вопреки требованиям федерального законодательства, может быть назначена лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и не достигшим пенсионного возраста и не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 184-ФЗ, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же федерального закона.
Аналогичным образом ежемесячная доплата к страховой или государственной пенсии вопреки требованиям федерального законодательства может быть назначена лицам, замещавшим должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия и не достигшим пенсионного возраста и не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий по данной должности, а также лицам, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ.
Оспариваемой нормой Закона Республики Хакасия N 9-ЗРХ в сравнении с федеральным законодательством расширен круг лиц, замещавших названные должности, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки и гарантии в связи с прекращением полномочий.
Довод представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что мера дополнительной социальной поддержки названных должностных лиц не связана с прекращением их полномочий (в том числе досрочным), а предоставляется в связи с самим фактом исполнения ими полномочий по названным должностям, судом признается несостоятельной исходя из следующего.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 6-О закреплена правовая позиция, что введение ограничений при определении условий предоставления дополнительного материального обеспечения, таких как достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий по названным должностям, призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, которое реализуется в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.
Необходимость компенсации утраченного заработка (дохода) проистекает из законодательного ограничения для названных должностных лиц на занятие другой оплачиваемой деятельностью в период замещения должностей Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и государственных должностей Республики Хакасия.
Таким образом, предоставление дополнительных мер социальной поддержки лицам, чьи полномочия по названным должностям были прекращены ранее наступления пенсионного возраста или до утраты трудоспособности, и не испытывающих каких -либо ограничений на занятие оплачиваемой деятельностью, вступает в противоречие с компенсационной природой соответствующих доплат к государственной или страховой пенсии, принципом социальной справедливости.
Иные доводы возражений административного ответчика и заинтересованного лица не содержат фактов, которые при рассмотрении настоящего дела имели бы юридическое значение, основываются на неверном толковании норм материального права и судебной практики.
С учетом изложенного административные исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд признает оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных источниках: в газетах "Хабар" и "Хакасия", в бюллетене "Вестник Хакасии", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать абзац первый пункта 1 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия (Приложение 3 к Закону Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия", с изменениями, внесенными Законами Республики Хакасия от 29 апреля 2013 года N 32-ЗРХ и от 14 июля 2015 года N 71-ЗРХ) недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии имеют лица, замещавшие должность Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также лица, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных источниках: в газетах "Хабар" и "Хакасия", в бюллетене "Вестник Хакасии", а также разместить на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июля 2018 г. N 3а-149/2018
Текст решения официально опубликован не был