Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 ноября 2018 г. N 3а-144/2018
Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакан в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
при секретаре Ербягиной М.С.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" к администрации муниципального образования город Черногорск и совету депутатов муниципального образования город Черногорск об оспаривании нормативных правовых актов в части,
с участием: представителя административного истца-Колягина И.В.,
представителя администрации города Черногорска -Немцовой Ю.М., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (далее - ООО "Хакасский ТЭК" или "общество") обратилось в суд с административным иском к администрации и совету депутатов муниципального образования город Черногорск об оспаривании в части генерального плана города Черногорска, правил землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск.
В обоснование иска общество ссылается на следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости "котельная с теплосетью", расположенная по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, лит. В. Данный объект в установленном порядке возведен и принят в эксплуатацию, право собственности ООО "Хакасский ТЭК" зарегистрировано. Для эксплуатации котельной администрация города Черногорска предоставила обществу на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 19:02:010801:0084, общей площадью - 5861 кв. м. При постановке земельного участка на кадастровый учет была допущена реестровая ошибка, что привело к смещению земельного участка с сохранением его площади и конфигурации. Для исправления реестровой ошибки общество направило в администрацию города Черногорска схему фактического расположения земельного участка на кадастровом плане для согласования границ земельного участка. Администрация отказала в согласовании схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что котельная и соответствующий земельный участок расположены с нарушением красных линий, утвержденных в составе генерального плана города Черногорска, а также частично находятся в территориальной зоне А.Т. (зона автомобильного транспорта), определенной правилами застройки и землепользования г. Черногорска.
Общество полагает, что соответствующие положения генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск, которые были приняты и введены в действие позднее строительства котельной и без учета ее фактического расположения, нарушают права общества, препятствуя обществу владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости.
Уточнив в ходе судебного разбирательства по результатам проведенной судебной экспертизы административные исковые требования, общество просит:
- признать не действующим разбивочный план красных линий, входящий в состав генерального плана города Черногорска, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58, в части установления отрезков красной линии от точки с координатами (Х/У) 436165,32 / 190659,75 до точки с координатами 436168,14 / 190679,81 и от точки с координатами 436168,50 / 190717,58 до точки с координатами 436088,05 / 190706,20, в месте нахождения объекта - котельной с кадастровым номером N 19:02:010801:0084:9523 и земельного участка, предназначенного для ее обслуживания;
- признать не действующей карту градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск, утвержденную решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 20.09.2016 N 520, в части установления территориальной зоны А.Т. (автомобильного транспорта) в месте расположения котельной с кадастровым номером N 19:02:010801:0084:9523 и земельного участка, предназначенного для ее обслуживания.
В судебном заседании представитель ООО "Хакасский ТЭК" - Колягин И.В. заявленные требования поддержал по приведенным в административном исковом заявлении основаниям, обратив внимание суда на то, что оспариваемые нормативные правовые акты, препятствующие исправлению реестровой ошибки, были приняты позднее строительства котельной и регистрации права собственности на нее, расположение объекта не изменялось, при разработке и утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки администрация и совет депутатов не приняли во внимание сложившийся характер землепользования, в результате чего красная линия проведена через саму котельную. Автодорога, расположенная на смежном земельном участке, имеет местное значение, без твердого покрытия. Фактическое расстояние между забором, ограждающим котельную, и автодорогой составляет 3 метра, что не препятствует эксплуатации их обеих.
Представитель администрации муниципального образования город Черногорск- Немцова Ю.М. возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, процедура их принятия соблюдена, генеральный план и правила опубликованы в установленном порядке. По своему содержанию оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемыми нормативными правовыми актами не регулируются вопросы резервирования, изъятия земельных участков для муниципальных нужд, поэтому прав и законных интересов административного истца они не нарушили. Представитель администрации города Черногорска не оспаривал то обстоятельство, что в результате территориального планирования и градостроительного зонирования земельный участок, а также расположенная на нем котельная с теплосетью пересекаются красной линией и частично расположены в территориальной зоне А.Т. (зона автомобильного транспорта).
На вопросы суда представитель администрации города Черногорска пояснила, что генеральный план, правила землепользования и застройки города Черногорска приняты после того, как котельная была построена и принята в эксплуатацию, земельный участок предоставлен в пользование административному истцу. В период строительства генеральный план, правила землепользования и застройки на соответствующей территории не были приняты, красная линия и территориальная зона не были установлены. Котельная самовольной постройкой не является, является объектом жизнеобеспечения поселка Пригорск. Спорная часть земельного участка за пределами красной линии каким-либо третьим лицам не предоставлена, находится в ведении муниципалитета, так как рядом проходит автомобильная дорога местного значения. Корректировка красной линии потребует внесения изменений в генеральный план и дополнительные расходы.
Представитель совета депутатов муниципального образования город Черногорск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, письменных возражений относительно административных исковых требований в суд не направил.
Выслушав объяснения представителя ООО "Хакасский ТЭК" и представителя администрации муниципального образования город Черногорск, заключение прокурора Тулиной О.Е., полагавшей административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Генеральный план города Черногорска, совмещенный с проектом детальной планировки (за исключением северо-восточной части города) утвержден представительным органом муниципального образования- решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58, опубликован в официальном печатном издании- в приложение к газете "Черногорск", N 52 от 13.07.2012.
Приложением к генеральному плану является разбивочный план красных линий седьмого жилого района (поселок Пригорск), положения которого в вышеприведенной части установления координат красной линии оспариваются административным истцом.
Оспариваемое обществом положение об установлении координат красной линии на разбивочном плане красных линий седьмого жилого района (поселок Пригорск) в период действия оспариваемого муниципального нормативного правового акта не изменялось.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск утверждены решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 20.09.2016 N 520, опубликованы в официальных печатных изданиях- в приложении к газете "Черногорск"- "Черногорск официальный", N 38 от 28.09.2016, и дополнение в газете "Черногорск", N 39 от 05.10.2016.
Приложением N 1 к правилам землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск является карта градостроительного зонирования, которая оспаривается административным истцом в вышеприведенной части определения территориальной зоны.
Действующая редакция карты градостроительного зонирования (приложение N 1 к правилам землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск) утверждена решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 25.09.2018 N 127, опубликованным в официальном печатном издании- "Черногорск официальный" (приложение к газете "Черногорск", N 38, 26.09.2018).
Надлежащим административным ответчиком по делу является представительный орган местного самоуправления, принявший оспариваемые нормативные правовые акты,- совет депутатов муниципального образования город Черногорск.
В удовлетворении требований к администрации муниципального образования город Черногорск следует отказать, так как они заявлены к ненадлежащему административному ответчику.
Проверив полномочия совета депутатов на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст. 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 6 Устава города Черногорска к вопросам местного значения города Черногорска относятся утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории.
Пункт 18 ст. 20 Устава города Черногорска относит к компетенции совета депутатов города Черногорска утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты советом депутатов города Черногорска в пределах его компетенции.
Проверив форму и вид оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Устава города Черногорска совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Черногорска, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Решения, принятые советом депутатов, направляются в течение десяти дней главе города для подписания и обнародования. Глава города имеет право отклонить решение совета депутатов. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Черногорск".
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты советом депутатов города Черногорска в форме решений и подписаны главой города Черногорска, то есть с соблюдением установленных требований к форме и виду нормативного правового акта.
Генеральный план г. Черногорска, совмещенный с проектом детальной планировки, за исключением северо-восточной части города, утвержденный решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58 опубликован в официальном печатном издании- в приложение к газете "Черногорск", N 52 от 13.07.2012.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск, утвержденные решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 20.09.2016 N 520, опубликованы в официальных печатных изданиях- в приложении к газете "Черногорск"- "Черногорск официальный", N 38 от 28.09.2016, и дополнение в газете "Черногорск", N 39 от 05.10.2016.
Действующая редакция карты градостроительного зонирования (приложение N 1 к правилам землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск), утвержденная решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 25.09.2018 N 127, опубликована в официальном печатном издании- "Черногорск официальный" (приложение к газете "Черногорск", N 38 от 26.09.2018).
Тексты оспариваемых нормативных правовых актов размещены на официальном сайте муниципального образования город Черногорск.
Таким образом, порядок опубликования и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.
По процедуре принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Из представленных протоколов пятой сессии совета депутатов города Черногорска пятого созыва от 28.06.2012, сорок пятой сессии совета депутатов города Черногорска пятого созыва от 20.09.2016 следует, что решения совета депутатов г. Черногорска от 28.06.2012 N 58, от 20.09.2016 N 520 приняты при наличии кворума, единогласно.
Из представленного протокола семнадцатой сессии совета депутатов города Черногорска шестого созыва от 25.09.2018 следует, что решение совета депутатов г. Черногорска от 25.09.2018 N 127 принято при наличии кворума, большинством голосов при одном воздержавшемся.
Процедура проведения публичных слушаний, подготовки заключения по результатам публичных слушаний соблюдена, что сторонами административного дела не оспаривалось и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 208 и ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), административный истец обязан доказать, а суд установить, что оспариваемые положения разбивочного плана красных линий седьмого жилого района (поселок Пригорск) (приложение к генеральному плану города Черногорска, совмещенного с проектом детальной планировки (за исключением северо-восточной части города), утвержденному решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58) и оспариваемые положения карты градостроительного зонирования (приложение N 1 к правилам землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 25.09.2018 N 127, в редакции решения от 25.09.2018 N 127), регулируют отношения, субъектом которых является "ООО Хакасский ТЭК", а также то обстоятельство, что эти положения нарушают права, свободы и законные интересы общества.
Обращаясь с административным иском, ООО "Хакасский ТЭК" полагает нарушенным свое право собственности на объект недвижимого имущества- "котельная с теплосетью", расположенную по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, лит В.
Как видно из материалов дела, актом выбора и обследования земельного участка предварительного размещения объекта от 21.07.2004 N 61 определен земельный участок для размещения строящегося объекта- теплоснабжающая котельная на твердом топливе в районе поселка Пригорск. Заказчик- ООО "Хакасский ТЭК". Площадь участка- 1400 кв. м.
Постановлением администрации города Черногорска от 20.07.2004 N 2765 обществу предоставлен в аренду данный земельный участок для строительства котельной площадью 1400 кв. м, между ООО "Хакасский ТЭК" и администрацией города Черногорска заключен договор аренды земельного участка от 20.07.2004.
В последующем постановлением администрации города Черногорска от 13.09.2004 N 3507 утвержден акт выбора и обследования земельного участка предварительного размещения объекта- строительство теплоснабжающей котельной на твердом топливе в районе поселка Пригорск. Заказчик- ООО "Хакасский ТЭК". Площадь участка- 3868 кв. м.
Постановлением администрации города Черногорска от 28.07.2005 N 2784 на основании акт выбора и обследования земельного участка предварительного размещения котельной от 30.05.2005 N 42 обществу дополнительно предоставлен в аренду земельный участок площадью 4461 кв. м к ранее предоставленному земельному участку площадью 1400 кв. м до общей площади земельного участка- 5861 кв. м для строительства котельной.
Схема расположения строящейся котельной отражена на градостроительном плане территории в приложении к акту.
Между ООО "Хакасский ТЭК" и администрацией города Черногорска заключен договор аренды земельного участка от 20.09.2005, установленная площадь земельного участка для строительства теплоснабжающей котельной- 5861 кв. м, кадастровый номер земельного участка- 19:02:010801:0084.
Постановлением администрации города Черногорска от 03.10.2005 N 3577 утвержден акт приемки в эксплуатацию от 20.09.2005 законченного строительством объекта- котельная с теплосетью. Заказчик- ООО "Хакасский ТЭК".
Постановлением администрации города Черногорска от 28.06.2010 N 1507-п срок аренды земельного участка площадью 5861 кв. м для эксплуатации теплоснабжающей котельной по договору аренды от 20.09.2005 продлен до 01.01.2021.
Характеристики объекта недвижимости (котельная с теплосетью), расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, 14, лит. В, приводятся в техническом паспорте от 25.10.2005. Расположение объекта нанесено на плане земельного участка. Объекту присвоен кадастровый номер 19:02:010801:0084:9523.
Право собственности ООО "Хакасский ТЭК" на вышеприведенный объект недвижимости зарегистрировано 20.12.2005 что подтверждается свидетельством о регистрации права.
То обстоятельство, что фактическое расположение котельной с теплосетью, принадлежащих ООО "Хакасский ТЭК", оставалось неизменным, административными ответчиками не оспаривалось.
При составлении межевого плана от 13.03.2017 выявлено несоответствие сведений ЕГРН о местоположении земельного участка, предоставленного обществу для эксплуатации котельной, с кадастровым номером 19:02:010801:0084 (фактическое смещение участка на 75 м восточнее) без существенных отличий конфигурации участка, фактическая площадь участка- 5658 кв. м (по данным ЕГРН- 5861 кв. м).
Из представленного картографического материала видно, что часть здания котельной, а также часть фактически используемого для ее эксплуатации земельного участка расположены за красной линией, выходят за границы территориальной зоны П-2 (зона производственных объектов 5 класса), и расположены в территориальной зоне автомобильного транспорта. Данное обстоятельство представителем администрации города Черногорска не оспаривалось.
Таким образом, общество является субъектом отношений, которые регулируются оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 42 ГрК РФ определено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (часть 3). Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе, карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры (часть 4).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункты 11, 12 статьи 1 ГрК РФ).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Действующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Как видно из материалов дела, строительство котельной завершено, она была принята в эксплуатацию, право собственности зарегистрировано до определения административным ответчиком красных линий в 2012 году.
Установление красной линии (в восточной части спорного земельного участка) произведено без учета зоны сложившейся застройки и градостроительных отступов от производственных зданий, так как красная линия фактически пересекает здание котельной.
При этом разрешение на возведение котельной и ввод ее в эксплуатацию с утвержденными схемами их размещения на градостроительном плане земельного участка были получены заказчиком (землепользователем) в предусмотренном законом порядке, начиная с 2004 года, указанные документы содержатся в материалах дела.
Доказательств того обстоятельства, что котельная с теплосетью, принадлежащая обществу, была незаконно возведена обществом на земельном участке общего пользования, либо с нарушением градостроительных норм и правил, не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу для населения, препятствует размещению объектов федерального, регионального или местного значения, либо исключается возможность ее дальнейшего использования, суду также не представлено.
Поскольку общество построило котельную с теплосетью на земельном участке, предоставленном для этой цели, право собственности на разрешенный строительством объект возникло и зарегистрировано ранее принятия советом депутатов муниципального образования город Черногорск решения от 28.06.2012 N 58, которым утвержден генеральный план города Черногорска, то правовых оснований для отнесения части вышеуказанного земельного участка, на котором расположена котельная и которая необходима для ее обслуживания, к территории общего пользования не имелось.
Какого-либо правового обоснования для установления в 2012 году красных линий непосредственно по зданию котельной без учета градостроительных отступов и существующего права собственности административного истца на указанный объект недвижимости административным ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Следовательно, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения разбивочного плана красных линий седьмого жилого района (п. Пригорск), квартал 21 (приложение к генеральному плану города Черногорска, совмещенному с проектом детальной планировки (за исключением северо-восточной части города), в той мере, в какой установленная красная линия пересекает объект недвижимости (котельную с теплосетью), а также земельный участок, необходимый для его использования, нарушают вышеприведенные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу.
Определяя координаты границ красной линии, установленной с нарушением прав ООО "Хакасский ТЭК", суд исходит из заключения судебной экспертизы, назначенной судом по ходатайству представителя административного истца с целью определения координат точек пересечения красных линий с границами земельного участка, необходимого для эксплуатации котельной. Проведение экспертизы поручено экспертам АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий".
По заключению судебной экспертизы за красную линию по северной стороне земельного участка выходит часть земельного участка площадью 25,44 кв. м, координаты пересечения красной линии с фактическими границами земельного участка по северной стороне: от точки с координатами Х=436168,14 У=190679,81 до точки с координатами Х=436165,32 У=190659,75.
За красную линию по восточной стороне земельного участка выходит часть земельного участка площадью 1088,10 кв. м, координаты пересечения красной линии с фактическими границами земельного участка по восточной стороне: от точки с координатами Х=436168,50 У=190717,58 до точки с координатами Х=436088,05 У=190706,20.
Суд полагает возможным принять указанное заключение экспертизы в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку оно составлено экспертом, имеющим специальное образование, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения; экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования; ссылки на использованные при проведении оценки материалы; отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы эксперта понятны и соответствуют поставленным на его разрешение вопросам.
Координаты красной линии определены экспертом с использованием системы координат, принятой для ведения ЕГРН.
Возражений относительно заключения судебной экспертизы от лиц, участвующих в деле не поступило, выводы эксперта административными ответчиками не опровергнуты.
Поскольку красная линия по восточной стороне земельного участка на местности пересекает существующий объект недвижимого имущества (здание котельной), принадлежащий обществу на праве собственности, то суд приходит к выводу, что установление красной линии в границах от точки с координатами Х=436168,50 У=190717,58 до точки с координатами Х=436088,05 У=190706,20 привело к нарушению прав административного истца.
В остальной части оспариваемые положения разбивочного плана красных линий (в части красной линии по северной стороне земельного участка от точки с координатами Х=436168,14 У=190679,81 до точки с координатами Х=436165,32 У=190659,75) прав, свобод и интересов общества не нарушили, поскольку на соответствующей части земельного участка площадью 25,44 кв. м, выходящей за красную линию с северной стороны, объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу не располагаются, доказательств, что данная часть участка необходима для эксплуатации котельной и теплосети, суду не представлено. Следовательно, оснований для признания их недействующими по заявлению ООО "Хакасский ТЭК" не имеется. В удовлетворении этой части административных исковых требований следует отказать.
Таким образом, разбивочный план красных линий седьмого жилого района (п. Пригорск), квартал 21 (приложение к генеральному плану города Черногорска, совмещенного с проектом детальной планировки (за исключением северо-восточной части города), утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58), в части установления красной линии, пересекающий земельный участок, на котором расположена "котельная с теплосетью" и который необходим для использования данного объекта, по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, Лит.В, в границах с точками координат Х=436168,50 У=190717,58 и Х=436088,05 У=190706,20, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца.
Вопреки положениям пунктов 1 и 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск в оспариваемой части приняты без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования (для строительства и эксплуатации котельной с теплосетью).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В нарушение вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, а также требований ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, устанавливающих, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, объект (котельная с теплосетью) на карте градостроительного зонирования размещен в двух территориальных зонах: в зоне производственных объектов V класса П-2 и в зоне автомобильного транспорта А.Т.
Принятие публичными органами распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства, следует расценивать как согласие публичного образования, от имени которого они действуют, с размещением на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимого имущества, а изменение разрешенного вида использования земельного участка в противоречии с предназначением находящегося на нем недвижимого имущества, нарушает права и законные интересы собственника объекта недвижимого имущества, каковым является ООО "Хакасский ТЭК".
Доводы административного истца о том, что установление двух территориальных зон в границах земельного участка, который предназначен для эксплуатации "котельной с теплосетью" по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, п. Пригорск, д. 14, лит. В, препятствует реализации права собственности на объект недвижимости и права на использование по назначению соответствующего земельного участка, а также порождает неопределенность правового режима земельного участка, занятого данным объектом недвижимости, суд находит обоснованными.
Таким образом, положения карты градостроительного зонирования города Черногорска (приложение к правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Черногорск) в части установления территориальной зоны А.Т. (автомобильного транспорта) в границах земельного участка, на котором расположена "котельная с теплосетью" и который необходим для использования данного объекта, по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, Лит.В, противоречит вышеприведенным нормам права, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права общества.
Суд признает оспариваемые положения карты градостроительного зонирования города Черногорска и разбивочного плана красных линий седьмого жилого района (п. Пригорск), квартал 21, не действующими со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов города Черногорска - газете "Черногорск".
Судебные расходы по оплате госпошлины в размере 9000 руб., понесенные административным истцом, по правилам ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению за счет совета депутатов города Черногорска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" к совету депутатов муниципального образования город Черногорск об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:
- разбивочный план красных линий седьмого жилого района (п. Пригорск), квартал 21 (приложение к генеральному плану города Черногорска, совмещенного с проектом детальной планировки (за исключением северо-восточной части города), утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 28.06.2012 N 58), в части установления красной линии, пересекающей земельный участок, на котором расположена "котельная с теплосетью" и который необходим для использования данного объекта, по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, лит. В, в границах с точками координат Х= 436168,50 У= 190717,58 и Х= 436088,05 У=190706,20;
- карту градостроительного зонирования города Черногорска (приложение к правилам землепользования и застройки муниципального образования город Черногорск, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 20.09.2016 N 520 в редакции решения совета депутатов муниципального образования город Черногорск от 25.09.2018 N 127) в части установления территориальной зоны А.Т. (автомобильного транспорта) в границах земельного участка, на котором расположена "котельная с теплосетью" и который необходим для использования данного объекта, по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, пос. Пригорск, дом 14, лит. В.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Черногорск".
Взыскать с совета депутатов муниципального образования город Черногорск в пользу ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 9000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 ноября 2018 г. N 3а-144/2018
Текст решения официально опубликован не был