Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июня 2017 г. N 3а-108/2017~М-75/2017
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием: прокурора - Вострокнутовой В.К., представителя административного истца Желудовой А.Г., представителя П.У. Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - Тихомировой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мизирева В.И. о признании пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", недействующим,
установил:
Мизирев В.И. (далее по тексту - административный истец) обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", недействующим.
Требования мотивированы тем, что является собственником помещения имущественного комплекса - здание с тамбуром, назначение нежилое, 1-этажное, площадью <данные изъяты> м, инв. N, лит. З, кадастровый N, расположенное по адресу: У. Республика, <адрес>. Земельный участок на котором расположено нежилое помещение относится к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N.
П.У. Республики постановлением N 586 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в котором в пункте <данные изъяты> указан объект с кадастровым номером <данные изъяты>.
Включение в данный Перечень названного объекта недвижимости считает незаконным, так как это противоречит ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона У. Республики "О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике", ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявших отнести спорный объект недвижимости к административно-деловому центру, торговому центру либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплатить имущественный налог в большем размере.
Мизирев В.И. просил суд признать пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", недействующим.
Представитель административного истца Желудова А.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель П.У. Республики и Министерства имущественных отношений У. Республики - Тихомирова К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что Мизиреву В.И. принадлежит на праве собственности: здание с тамбуром, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> м, инв. N, лит. З, кадастровый N, расположенное по адресу: У. Республика, <адрес>.
Данный объект расположен на учтенном с ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции действовавшей в декабре 2015 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Статьей 1.1. Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов У. Республики, государственных учреждений У. Республики, органов местного самоуправления в У. Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый П.У. Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в У. Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является П.У. Республики.
П.У. Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией У. Республики, настоящим Законом, другими законами У. Республики, актами Главы У. Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П.У. Республики (ст. 13 Закона УР "О П.У. Республики").
Реализуя свои полномочия П.У. Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год издав постановление N 586 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, нежилое помещение, принадлежащие административному истцу вошло в данный Перечень, что нашло отражения в пункте 1491.
Названное постановление П.У. Республики N от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР "О П.У. Республики" на официальный сайте Главы У. Республики и П.У. Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того данное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем в постановление П.У. Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ вносились неоднократно изменения. Однако данные изменения не касались п. 1491.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на декабрь 2015 года) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункта 3 названного Положения утвержденного постановлением П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений У. Республики.
Исходя из положений пункта 22 названного Положения утвержденного постановлением П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Министерство имущественных отношений У. Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения П.У. Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт П.У. Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 ст. 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Указанный ранее вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания производственных, складских зданий и здания канализационной насосной станции N земельного участка с кадастровым номером 18:26:041327:61, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из кадастрового паспорта помещения и сводного технического паспорта на имущественный комплекс инвентарный N не следует, что в имущественном комплексе в том числе и спорном помещении предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку назначение помещений в комплексе - магазин (площадью 119,5 кв. м), здания, мясоперерабатывающий цех, гаражи, здание АБК, котельная, склады, теплицы, овчарня, весы - проходная, цех деревообработки, насосная, свинарник, коровник, весы, мойка, жироловка, распределительный пункт, КНС, пристрои, склады, навесы, ж/д тупик. Данный вывод основан на том, что названные назначения помещений не являются тождественными понятию офис, объект общественного питания и бытового обслуживания. Размер торгового объекта не соответствует по площади.
Из объяснений представителя П.У. Республики и Министерства имущественных отношений У. Республики следует, что в данном случае основанием для включения нежилого помещения принадлежащего административному истцу в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год послужили данные о фактическом его использовании, полученные в порядке межведомственного взаимодействия.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами У. Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории У. Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (п. 5 "Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 270).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений У. Республики; Министерства торговли и бытовых услуг У. Республики; Министерства экономики У. Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по У. Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории У. Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 8 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 12 названного Положения).
По результатам обследования в срок не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения обследования составляется акт обследования (п. 15 названного Положения).
Судом не установлено, что Министерством в ходе подготовки проекта постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" было проведено обследование имущественного комплекса включая спорный объект недвижимости.
Наоборот представителем П.У. Республики и Министерства имущественных отношений У. Республики в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование спорного объекта недвижимости не производилось.
Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о том, что имущественный комплекс к которому относится спорное нежилое помещение является административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), а также о том, что его предназначением является для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использовании для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно о использовании более 20 процентов общей площади имущественного комплекса, Министерство имущественных отношений У. Республики не располагало.
Данное обстоятельство могло быть подтверждено актом обследования, что предусмотрено названным Положением утвержденным постановлением П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270.
Однако данное доказательство суду не представлено, как и доказательств позволявших отнести названное ранее помещение к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год утвержденных постановлением П.У. Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ объекта недвижимости принадлежащего административному истцу с кадастровым номером: <данные изъяты> поскольку спорное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике".
В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений ст. 6 НК РФ является не соответствующим НК РФ, а также не соответствует ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике".
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления П.У. Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части требованиям ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике", то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Суд отклоняет доводы административного ответчика о фактическом использовании имущественного комплекса для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания так как каких-либо доказательств этому не представлено.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ N -П от ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названного ранее объекта недвижимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ поэтому, оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы У. Республики и П.У. Республики - http://www.udmurt.ru.
Суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления к Министерству имущественных отношений У. Республики, которое оспариваемый нормативный правовой акт не принимало.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Мизирева В.И. о признании пункта 1491 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", недействующим удовлетворить.
Признать недействующим пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" с момента принятия.
Возложить обязанность на П.У. Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы У. Республики и П.У. Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к Министерству имущественных отношений У. Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд У. Республики.
Председательствующий |
О.В.Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июня 2017 г. N 3а-108/2017~М-75/2017
Текст решения официально опубликован не был