Постановление Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 февраля 2018 г. N 75/2
"О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 1 октября 2014 года N 1085/2"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с решением Городской думы города Ижевска от 14.12.2017 г. N 455 "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", постановлением Администрации города Ижевска от 27.12.2013 г. N 1648 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования и реализации муниципальных программ и Методических рекомендаций по разработке муниципальных программ", руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:
Внести в постановление Администрации города Ижевска от 1 октября 2014 года N 1085/2 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Город Ижевск" "Социальная поддержка населения" на 2015 - 2020 годы" (далее - Муниципальная программа) следующие изменения:
1. Строку 2 Паспорта Муниципальной программы дополнить пунктом 7 следующего содержания "7. "Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни".
2. Строку 4 Паспорта Муниципальной программы дополнить словами:
"Образовательные учреждения;
Медицинские организации;
Учреждения социального обслуживания населения;
Социальные центры и другие учреждения,
Организации и предприятия;
Общественные организации и объединения".
3. Строку 5 Паспорта Муниципальной программы дополнить словами:
"сохранение и укрепление здоровья населения города Ижевска".
4. Строку 6 Паспорта Муниципальной программы дополнить словами:
"- совершенствование межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний;
- повышение мотивации населения к здоровому и активному образу жизни;
- формирование информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность;
- выстраивание партнерских отношений для повышения уровня физической активности во всех группах населения:
- образовательные учреждения (школы и детские сады);
- рабочие места (предприятия и организации);
- микрорайоны, придомовые территории;
- медицинские организации;
- социальные центры;
- места досуга и спорта;
- формирование городской среды, способствующей развитию социальных связей, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности;
- внедрение пилотного проекта "Оздоровительная финская ходьба";
- подготовка кадров по вопросам здорового и активного образа жизни;
- внедрение в деятельность структурных подразделений Администрации города Ижевска, администраций районов города и муниципальных, государственных учреждений современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья и повышения качества жизни всех категорий населения города Ижевска, на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний".
5. Из строки 7 Паспорта Муниципальной программы исключить слова "- количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения".
6. Строку 7 Паспорта Муниципальной программы дополнить словами:
"Подпрограмма "Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни";
- удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия подпрограммы;
- удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия подпрограммы;
- удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия подпрограммы;
- уровень информированности населения по вопросам профилактики туберкулеза (по данным соцопросов БУЗ УР РКТБ МЗ УР);
- уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций;
- распространенность потребления табака среди взрослого населения;
- уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рациональному питанию, двигательной активности;
- уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний".
7. Строку 9 Паспорта Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию муниципальной программы |
Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск", всего 3 330 835,6 тыс. рублей, в т.ч. по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 525 381,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 346 182,2 тыс. рублей; в 2016 году - 572 950,4 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 381 602,4 тыс. рублей; в 2017 году - 607 179,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 342 033,8 тыс. рублей; в 2018 году - 565 075,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 291 239,8 тыс. рублей; в 2019 году - 526 374,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 282 539,3 тыс. рублей; в 2020 году - 533 875,1 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 290 039,9 тыс. рублей. |
8. Строку 10 Паспорта Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Конечным результатом реализации Муниципальной программы является стабильное функционирование системы социальной поддержки населения муниципального образования "Город Ижевск", способствующей улучшению качества жизни отдельных категорий населения города; формирование системы мер и мероприятий по всестороннему укреплению института семьи и ликвидации социального сиротства. Продолжение эффективной межведомственной деятельности по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний; развитие информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность населения; внедрение современных социальных технологий в области общественного здоровья и приоритеты VI фазы проекта ВОЗ "Здоровые города" в отношении равенства в вопросах здоровья; продолжение формирования новых поведенческих стереотипов у населения в отношении здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового питания, физической активности, активного отдыха; внедрение в практику городского планирования направленности на формирование среды, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности населения; развитие современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья.
Показатели результативности и эффективности реализации подпрограмм Муниципальной программы и их значения по годам реализации определены в составе подпрограмм".
9. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Социальная поддержка семьи и детей" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1 402 632,8 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 189 594,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 189 594,5 тыс. рублей; в 2016 году - 217 760,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета РФ и бюджета УР - 217 760,6 тыс. рублей; в 2017 году - 235 128,1 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета РФ и бюджета УР - 235 128,1 тыс. рублей; в 2018 году - 250 108,4 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета РФ и бюджета УР - 250 108,4 тыс. рублей; в 2019 году - 255 194,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета РФ и бюджета УР - 255 194,0 тыс. рублей; в 2020 году - 254 847,2 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета РФ и бюджета УР - 254 847,2 тыс. рублей. |
10. Абзацы 2-9 Раздела 1.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Социальная поддержка семьи и детей" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1 402 632,8 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы:
2015 год - 189 594,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 189 594,5 тыс. рублей;
2016 год - 217 760,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 217 760,6 тыс. рублей;
2017 год - 235 128,1 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 235 128,1 тыс. рублей;
2018 год - 250 108,4 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 250 108,4 тыс. рублей;
2019 год - 255 194,0 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 255 194,0 тыс. рублей;
2020 год - 254 847,2 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета РФ и бюджета УР - 254 847,2 тыс. рублей.".
11. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов и инвалидов, иных категорий граждан" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета города Ижевска составит 1 322 035,8 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 155 457,5 тыс. рублей; в 2016 году - 181 008,4 тыс. рублей; в 2017 году - 253 587,9 тыс. рублей; в 2018 году - 263 994,0 тыс. рублей; в 2019 году - 233 994,0 тыс. рублей; в 2020 году - 233 994,0 тыс. рублей. |
12. Абзацы 1-9 Раздела 2.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов и инвалидов, иных категорий граждан" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства бюджета муниципального образования "Город Ижевск". Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1 322 035,8 тыс. рублей.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 1 322 035,8 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы:
в 2015 году - 155 457,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 181 008,4 тыс. рублей;
в 2017 году - 253 587,9 тыс. рублей;
в 2018 году - 263 994,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 233 994,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 233 994,0 тыс. рублей.".
13. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются: - средства бюджета муниципального образования "Город Ижевск"; - средства бюджета Удмуртской Республики (федеральный бюджет), привлеченные на условиях софинансирования мероприятий подпрограммы. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы составит 36 460,7 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 36 460,7 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 27 260,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 13 224,8 тыс. рублей; в 2016 году - 2 770,1 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 2 573,1 тыс. рублей; в 2017 году - 6 430,3 тыс. рублей, в т.ч. иной межбюджетный трансферт из бюджета УР - 6 430,3 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей. |
14. Абзацы 4-11 Раздела 3.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 36 460,7 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы:
в 2015 году - 27 260,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 13 224,8 тыс. рублей;
в 2016 году - 2 770,1 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 2 573,1 тыс. рублей;
2017 год - 6 430,3 тыс. рублей, в т.ч. иной межбюджетный трансферт из бюджета УР 6 430,3 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.".
15. В строке 3 Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы исключить слова: "Управление по делам молодежи Администрации города Ижевска".
16. В строке 5 Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы исключить слова: "- предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство жилого дома эконом-класса;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома эконом-класса".
17. В строке 6 Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы исключить слова: "- количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения".
18. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 227 365,6 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 39 356,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 39 353,6 тыс. рублей; в 2016 году - 42 359,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 42 322,1 тыс. рублей; в 2017 году - 41 970,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 41 539,8 тыс. рублей; в 2018 году - 41 134,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 41 131,4 тыс. рублей; в 2019 году - 27 348,5 тыс. руб., в т.ч. субвенция из бюджета УР - 27 345,3 тыс. рублей; в 2020 году - 35 195,9 тыс. руб., в т.ч. субвенция из бюджета УР - 35 192,7 тыс. рублей. |
19. В строке 9 Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы исключить слова: "- обеспечение жильем молодых семей города Ижевска;
- создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан".
20. Раздел 4.1. "Характеристика состояния сферы деятельности, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы этой сферы и прогноз ее развития" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Жилищная проблема - одна из наиболее важных и сложных социальных проблем на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Острота проблемы обусловлена низкой доступностью жилья. Как правило, отдельные категории граждан, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки.
Создание эффективных механизмов обеспечения жильем отдельных категорий граждан является особенно актуальным.
Одной из основных проблем в сфере улучшения жилищных условий нуждающихся граждан являются:
- обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Единовременные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, для строительства или приобретения жилья предоставляются за счет средств федерального бюджета.
За счет средств республиканского бюджета предоставляются безвозмездные субсидии многодетным семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2014 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 7 ветеранам Великой Отечественной войны и 1 инвалиду и семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, предоставлены единовременные денежные выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, 2 многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлены безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилого помещения.
В соответствии с постановлением Администрации города Ижевска от 13 июня 2013 года N 636 "О реализации Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска (далее - Управление) осуществляется проверка документов, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, для включения в республиканский список. В течение 2013 года подготовлено и направлено в Министерство образования и науки Удмуртской Республики 109 заключений с рекомендациями о включении лиц данной категории в республиканский список. Совместно с Администрациями районов города Ижевска и муниципальным автономным учреждением "Центр сохранности жилья" Управлением осуществляются мероприятия по сохранению закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На 1 января 2014 года количество жилых помещений, закрепленных за детьми данной категории, составило 1382. В рамках переданных полномочий приняты меры по заключению с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа договоров найма специализированного жилого помещения - на 9 жилых помещений.
В 2014 году жилыми помещениями обеспечено 72 человека из числа детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, на основании судебных решений.
На 1 мая 2014 года на территории муниципального образования "Город Ижевск" в очереди на получение мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий состоят 13 ветеранов Великой Отечественной войны; 661 ветеран боевых действий и приравненные к ним лица, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; 203 многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; подлежат обеспечению жилыми помещениями 98 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на основании судебных решений о предоставлении жилых помещений, принятых в целях реализации Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе в 2014 году - 72 сироты.
Таким образом, настоящая подпрограмма необходима для объединения и координации деятельности по реализации всех мероприятий, направленных на решение вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан на территории муниципального образования "Город Ижевск". Острота указанных проблем определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения, поскольку они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов. Решение жилищных вопросов окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие граждан, общее экономическое развитие муниципального образования "Город Ижевск".".
21. Из раздела 4.2. "Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" в сфере реализации подпрограммы" Муниципальной программы абзацы 10,11 исключить:
"- предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство жилого дома эконом-класса;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома эконом-класса".
22. Раздел 4.3. "Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение поставленных целей и задач, обоснование их состава и значений" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"В целях количественной оценки достижения целей и задач подпрограммы определены следующие целевые показатели (индикаторы):
- доля семей, улучшивших жилищные условия, из числа отдельных категорий, установленных законодательством, в общей численности семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях/количество семей, улучшивших жилищные условия;
- количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями на основании судебных решений;
Показатели характеризуют работу органов местного самоуправления по обеспечению доступным и комфортным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, молодых семей за счет предоставления мер социальной поддержки;
- доля граждан, использующих механизм получения муниципальных услуг в электронной форме;
- время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган местного самоуправления для получения государственных и муниципальных услуг.
Показатели характеризуют работу органов местного самоуправления по предоставлению гражданам муниципальных услуг в электронной форме и соблюдения требований регламента предоставления услуг.
Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в приложении 1 к Муниципальной программе.".
23. Абзацы 3-11 Раздела 4.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 227 365,6 тыс. рублей.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 227 365,6 тыс. рублей, в т.ч. за счет субвенций и субсидий из бюджета РФ и бюджета УР - 227 365,6 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы:
2015 год - 39 356,8 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 39 353,6 тыс. рублей;
2016 год - 42 359,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 42 322,1 тыс. рублей;
2017 год - 41 970,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 41 539,8 тыс. рублей;
2018 год - 41 134,6 тыс. руб., в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 41 131,4 тыс. рублей;
2019 год - 27 348,5 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 27 345,3 тыс. рублей;
2020 год - 35 195,9 тыс. рублей, в т.ч. субвенции и субсидии из бюджета РФ и бюджета УР - 35 192,7 тыс. рублей.".
24. Абзац 3 раздела 4.9. "Конечные результаты реализации подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации" подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, стимулирование улучшения жилищных условий" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Реализация всех мероприятий подпрограммы позволит в полном объеме выполнить возложенные на муниципальное образование "Город Ижевск" обязательства по социальной поддержке отдельных категорий граждан.
Реализация подпрограммы позволит сократить число состоящих на учете нуждающихся в жилье отдельных категорий граждан посредством предоставления мер социальной поддержки в целях улучшения жилищных условий.
Реализация подпрограммы позволит улучшить жилищные условия 242 семей, в том числе, за счет предоставления безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилого помещения 7 многодетным семьям; за счет предоставления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения 20 ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 213 инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц; 2 военнослужащим, уволенным в запас, обеспечить жилыми помещениями 23 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании судебных решений.
Также реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить сохранность закрепленных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и своевременную подготовку необходимых документов лиц данной категории для последующего их включения в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике; а также эффективно управлять специализированным жилым фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от 20 марта 2014 года N 255.".
25. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг (выполнение переданных полномочий)" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 281 891,5 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 104 009,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 104 009,3 тыс. рублей; в 2016 году - 118 946,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 118 946,6 тыс. рублей; в 2017 году - 58 935,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенция из бюджета УР - 58935,6 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей. |
26. Абзацы 2-9 Раздела 5.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг (выполнение переданных полномочий)" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 281 891,5 тыс. рублей, в т.ч. за счет субвенций из бюджета УР - 281 891,5 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы:
2015 год - 104 009,3 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 104 009,3 тыс. рублей;
2016 год - 118 946,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 118 946,6 тыс. рублей;
2017 год - 58 935,6 тыс. рублей, в т.ч. субвенции из бюджета УР - 58935,6 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
27. Строку 8 Паспорта подпрограммы "Создание условий для реализации Муниципальной программы" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" составит 58 799,2 тыс. рублей. Сведения о ресурсном обеспечении программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по годам реализации Муниципальной программы: в 2015 году - 9 702,6 тыс. рублей; в 2016 году - 10 105,2 тыс. рублей; в 2017 году - 11 127,4 тыс. рублей; в 2018 году - 9 288,0 тыс. рублей; в 2019 году - 9 288,0 тыс. рублей; в 2020 году - 9 288,0 тыс. рублей. |
28. Абзацы 1-8 Раздела 6.7 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" подпрограммы "Создание условий для реализации Муниципальной программы" Муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства бюджета муниципального образования "Город Ижевск". Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за 2015 - 2020 годы составит 58 799,2 тыс. рублей.
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы по годам реализации Муниципальной программы:
в 2015 году - 9 702,6 тыс. рублей;
в 2016 году - 10 105,2 тыс. рублей;
в 2017 году - 11 127,4 тыс. рублей;
в 2018 году - 9 288,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 9 288,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 9 288,0 тыс. рублей.".
29. Муниципальную программу дополнить подпрограммой "Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни" в следующей редакции:
"7. Подпрограмма "Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни".
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни" |
Ответственный исполнитель |
Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска |
Соисполнители |
- Образовательные учреждения, медицинские организации, учреждения социального обслуживания населения, социальные центры и другие учреждения, организации и предприятия; - общественные организации и объединения. |
Цели |
Сохранение и укрепление здоровья населения города Ижевска |
Задачи |
- Совершенствование межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний; - повышение мотивации населения к здоровому и активному образу жизни; - формирование информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность; - выстраивание партнерских отношений для повышения уровня физической активности во всех группах населения: - образовательные учреждения (школы и детские сады); - рабочие места (предприятия и организации); - микрорайоны, придомовые территории; - медицинские учреждения; - социальные центры; - места досуга и спорта; - формирование городской среды, способствующей развитию социальных связей, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности; - внедрение пилотного проекта "Оздоровительная финская ходьба"; - подготовка кадров по вопросам здорового и активного образа жизни; - внедрение в деятельность структурных подразделений Администрации города Ижевска, администраций районов города и муниципальных, государственных учреждений современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья и повышения качества жизни всех категорий населения города Ижевска, на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний. |
Целевые показатели (индикаторы) |
- удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия подпрограммы; - удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия подпрограммы; - удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия подпрограммы; - уровень информированности населения по вопросам профилактики туберкулеза ; - уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций; - распространенность потребления табака среди взрослого населения; - уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рациональному питанию, двигательной активности, потребления; - уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний |
Сроки реализации |
2015 - 2020 годы |
Объем средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на реализацию подпрограммы |
Всего по подпрограмме: 1 650,0 тыс. руб.: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 550,0 тыс. рублей; в 2019 году - 550,0 тыс. рублей; в 2020 году - 550,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации |
Продолжение эффективной межведомственной деятельности по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний; развитие информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность населения; внедрение современных социальных технологий в области общественного здоровья и приоритеты VI фазы проекта ВОЗ "Здоровые города" в отношении равенства в вопросах здоровья; продолжение формирования новых поведенческих стереотипов у населения в отношении здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового питания, физической активности, активного отдыха; внедрение в практику городского планирования направленности на формирование среды, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности населения; развитие современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья. |
7.1. Характеристика состояния сферы деятельности, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в этой сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма "Создание условий для оказания медицинской помощи населению, профилактики и формирования здорового образа жизни" Муниципальной программы направлена на выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, по укреплению здоровья населения и развитию системы профилактики заболеваний.
Профилактическая направленность подпрограммы обусловлена стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации, определенной "Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации" (далее - Государственная программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. N 2511-р, в которой первостепенная роль наряду с укреплением системы первичной медико - санитарной помощи и обеспечением высокого качества медицинской помощи отводится профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.
В подпрограмме сформулированы основные приоритеты муниципального образования "Город Ижевск" в сфере охраны здоровья граждан. По вопросам развития общественного здоровья в подпрограмме представлены основные подходы к решению таких основополагающих вопросов, как формирование единой профилактической среды, повышение качества межведомственного и межсекторального взаимодействия в области профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ), формирование благоприятной для здоровья городской среды. Подпрограмма определяет цели, задачи, основные направления работы, мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения города.
В основу подпрограммы легли решения Координационного комитета по реализации проекта ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске, она является логическим продолжением муниципальной долгосрочной целевой программы развития общественного здоровья города Ижевска "Здоровье города - здоровье ижевчан" на 2011 - 2014 годы.
Формулирование целей и задач Подпрограммы, выбор приоритетных направлений основаны на опыте работы Ижевска в рамках проекта ВОЗ "Здоровые города" до 2013 года и на содержании предстоящей VI фазы проекта (2014 - 2018 гг.).
При формировании Подпрограммы использовались предложения структурных подразделений Администрации города Ижевска - разработчиков и исполнителей Программы, предложения жителей Ижевска, изложенные в резолюции международной научно-практической конференции "Ижевск - активный город", город Ижевск (11 - 12 декабря 2012 года) и в документе "Рамочные предложения к стратегическому плану "Активный город". А также использовались:
- результаты анализа деятельности Администрации города Ижевска в рамках проекта ВОЗ "Здоровые города";
- итоги реализации муниципальных целевых программ развития общественного здоровья города Ижевска "Здоровье города - здоровье ижевчан" за предыдущие периоды, приоритетного национального проекта "Здоровье";
- опыт, накопленный в результате сотрудничества Ижевска с городами - участниками европейской сети Здоровых городов ВОЗ, с российскими городами - участниками проекта Здоровые города, с центром поддержки проекта ВОЗ Здоровые города в России;
- материалы "Стратегии устойчивого развития города Ижевска", 2001 года, изданных профилей здоровья населения города Ижевска (Профиль здоровья города Ижевска "Вчера, сегодня, завтра", 2002 года; "Профиль здоровья старшего поколения города Ижевска", 2008 года; "Профиль физической активности жителей города Ижевска", 2012 года); документы и резолюции городских конференций, выработанные с участием широкой общественности в период становления проекта "Здоровые города" в Ижевске (резолюция конференции "Стратегия устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы", 2005 года и резолюция Городского форума здоровья, 1998 года), которые остаются актуальными и в настоящее время.
Перечень правовых актов для разработки подпрограммы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р).
2. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 1563-р).
3. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2128-р).
4. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. N 690).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
8. Федеральный закон от 24.04.2008 г. N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака".
9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. N 1873-р "Об основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года".
11. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 07.10.2013 г. N 457 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы".
Документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
1. Документ ВОЗ "Phase VI (2014 - 2018) of the WHO European Healthy Cities Network goals and requirements" ( "Фаза VI (2014 - 2018 годы) европейской сети ВОЗ "Здоровые города": цели и требования к участникам").
2. Новая европейская политика здравоохранения "Здоровье - 2020" Всемирной организации здравоохранения (утвержденная на 62 Ассамблее Европейского регионального комитета ВОЗ, 10 - 13 сентября 2012 года).
Документы, выработанные с участием населения города:
1. Резолюция международной научно-практической конференции "Ижевск - активный город", город Ижевск (11 - 12 декабря 2012 года).
2. "Рамочные предложения к стратегическому плану "Активный город" (11 - 12 декабря 2012 года).
3. Профиль здоровья города Ижевска "Вчера, сегодня, завтра", 2002 года.
4. "Профиль здоровья старшего поколения города Ижевска", 2008 года.
5. "Профиль физической активности жителей города Ижевска", 2012 года.
Понятия и термины, используемые в подпрограмме:
общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексом воздействий социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение способствует увеличению продолжительности и качества жизни, благополучию людей, гармоничному развитию личности и общества.
Детерминанты здоровья - к детерминантам здоровья относятся факторы, влияние на здоровье которых научно доказано: уровень доходов, качество жилья, уровень образования, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи, качество питания, зависимости (курение табака, алкоголизм и наркомания), условия работы, безработица, социальная изоляция, а также факторы внешней среды.
Охрана здоровья - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (из "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р).
Проект ВОЗ "Здоровые города" - комплекс современных развивающихся социальных технологий ВОЗ по внедрению на местном муниципальном уровне программ укрепления здоровья населения, реализации Стратегии ВОЗ "Здоровье для всех".
Межведомственное взаимодействие - один из основополагающих принципов проекта ВОЗ "Здоровые города", предполагает участие в городских программах здоровья всех ветвей власти, заинтересованных секторов и ведомств, ученых, представителей общественности, СМИ.
Школы здоровья - метод просветительской работы с населением, направленный на повышение гигиенической грамотности, культуры здоровья и на формирование ответственного отношения людей к здоровью, на формирование навыков здорового образа жизни. Школы здоровья могут проводиться в медицинских организациях, других учреждениях, на рабочих местах и т.д.
Содержание проблемы:
здоровье населения является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития общества, а показатели состояния здоровья - важным критерием для развития общества, поэтому профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения - одно из важнейших направлений государственной социальной политики.
Здоровье - это категория социально-экономическая, так как самочувствие людей порой зависит не только от физической, но и от социальной составляющей и возможности участия человека в жизни общества.
В настоящее время доказано влияние на здоровье целого ряда социально-экономических и культурных факторов (детерминант здоровья), к которым относятся образ жизни, уровень образования, физическая активность, качество питания, вредные привычки и зависимости, уровень дохода, безработица, социальная изоляция, качество жилья, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, доступность медицинской помощи.
В глобальном масштабе проблемы здоровья обусловлены финансовым и экономическим развитием общества. Финансово-экономические кризисы оказывают негативное влияние на социальные условия и, как следствие, на распространение неинфекционных заболеваний, психических расстройств, угрозу пандемий инфекционных заболеваний, рост производства вредных для здоровья товаров и услуг (в том числе алкоголя и табака).
Эти процессы оказывают огромное влияние на здоровье и демографическую ситуацию в масштабах не только планеты или европейского региона, но конкретных городов.
Анализ демографических тенденций показал, что в течение последних десятилетий наибольший вклад в общую смертность населения страны вносят неинфекционные заболевания (НИЗ), в первую очередь болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования и внешние причины. Город Ижевск не является исключением, поэтому в настоящее время на территории города реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.
Эпидемия неинфекционных заболеваний в Российской Федерации (артериальная гипертония, ожирение и сахарный диабет) в основном обусловлена распространенностью таких факторов образа жизни, как злоупотребление алкоголем, табакокурение, нерациональное (нездоровое) питание и низкая физическая активность.
По оценке экспертов, основными причинами преждевременной смертности взрослого населения (факторы риска ХНИЗ) являются:
- повышенное артериальное давление - 35,5%;
- гиперхолестеринемия - 23%;
- курение - 17,1%;
- нездоровое питание (недостаточное употребление фруктов и овощей) - 12,9%;
- ожирение - 12,5%;
- злоупотребление алкоголем - 11,9%;
- недостаточная физическая активность - 9%.
На здоровье жителей города Ижевска оказывают влияние следующие детерминанты здоровья: образ жизни, уровень образования, физическая активность, качество питания, вредные привычки и зависимости, уровень дохода, безработица, социальная изоляция, качество жилья, благоустройство мест обитания, развитие транспорта, доступность медицинской помощи.
Воздействие на данные детерминанты и снижение влияния факторов риска НИЗ может предупредить или замедлить развитие, а также прогрессирование многих неинфекционных заболеваний как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно обоснованные эффективные методы профилактики.
Охрана и укрепление здоровья населения является одной из приоритетных задач, в соответствии с которой в настоящее время получило развитие принципиально новое направление деятельности - развитие системы, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.
Программно-целевой подход является одним из инструментов системы управления развитием города Ижевска, средством реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" социальной политики в пределах полномочий с целью формирования условий для повышения качества жизни населения города, в том числе в вопросах охраны здоровья.
Об эффективно проводимых мероприятиях в этой области свидетельствует ежегодная тенденция к улучшению основных показателей состояния здоровья населения. Начиная с 2007 года в городе Ижевске наблюдается увеличение рождаемости населения. В 2013 году уровень рождаемости составил 14,0 (на 1000 населения), что выше показателей по Российской Федерации, где рождаемость составила 13,2 (на 1000 населения).
Благодаря грамотной политике городских властей, концентрации усилий всех секторов и ведомств, организации межведомственной и межсекторальной работы, направленной на ликвидацию демографического кризиса, который имел место в начале 21 века, были преодолены: динамика отрицательного естественного прироста, падение рождаемости и рост смертности населения, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Комплексные меры, в которых значительная роль отводится просветительской деятельности по вопросам сохранения здоровья, изменили негативные демографические тенденции. В 2009 году в г. Ижевске впервые начиная с 1992 года отмечен положительный естественный прирост населения. Эта тенденция продолжилась и в 2013 году: естественный прирост населения составил +2,7.
По данным Управления ЗАГС Администрации города Ижевска, в 2013 году зарегистрировано актовых записей о рождении 10198 (в 2012 году - 10185). В 116 семьях зарегистрировано рождение двойни (2012 году - 129); в 5 семьях - тройни (2012 году - 2).
За 2013 год составлено 7269 актов о смерти, что на 59 меньше, чем в прошлом году. Показатель смертности в городе Ижевске традиционно ниже уровня смертности населения в Удмуртской Республике, Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.
Таблица 1. Динамика изменений демографических показателей города Ижевска
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год по УР |
Рождаемость (на 1000 населения) |
10,8 |
11,3 |
11,9 |
13,0 |
12,9 |
13,0 |
14,0 |
14,0 |
14,6 |
Смертность (на 1000 населения) |
12,3 |
12,7 |
12,2 |
11,7 |
11,9 |
11,6 |
11,5 |
11,3 |
12,7 |
Естественный прирост |
- 1,5 |
- 1,4 |
- 0,3 |
+ 1,3 |
+ 1,0 |
+ 1,4 |
+ 2,5 |
+ 2,7 |
+ 1,9 |
Из общего числа зарегистрированных в городе актов о смерти в 2013 году мужчины составили 52,5%, женщины - 47,50%. Среди женщин основная доля умерших приходится на возрастную группу старше 70 лет (68,4%), почти каждый второй мужчина умер в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет - 42,4%.
В структуре смертности населения города Ижевска:
- первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания - 47,7%;
- на втором месте - онкологические заболевания - 13,1%;
- на третьем месте - несчастные случаи, отравления и травмы - 12,3%.
В структуре общей и первичной заболеваемости ведущее место занимают патология органов дыхания, кровообращения, нервной системы, пищеварения, болезни костно-мышечной и мочеполовой систем, что в целом соответствует показателям по Российской Федерации. В патологии сердечно-сосудистой системы превалирующее значение имеют ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и сосудистые поражения головного мозга во всех возрастных группах. Неинфекционные заболевания признаны основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.
В Ижевске, как и по Российской Федерации, продолжает быть актуальной проблема неинфекционных заболеваний, причиной которых часто становится нерациональное питание, гиподинамия, социальный стресс, чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, употребление психоактивных веществ, социальная изоляция. По данным ВОЗ, здоровье людей зависит на 50% от образа жизни. Безопасное поведение самих людей и безопасная информационная, социальная и городская среда являются самыми эффективными и значимыми инструментами профилактики заболеваний.
Образ жизни неразрывно связан с городской политикой в отношении здоровья, развитием служб общественного здоровья, степенью информированности, грамотности и ответственности населения в вопросах как собственного здоровье, так и здоровья окружающих.
Зачастую межведомственному взаимодействию в сфере укрепления здоровья препятствуют формализм, недооценка систематического подхода к формированию и сохранению здоровья населения. Профилактическое звено вынуждено противостоять сложившейся системе здравоохранения, которая имеет финансовую поддержку как со стороны государства, так и фармацевтических компаний в ущерб профилактическому направлению. СМИ наводнены потоками негативной информации, рекламой продукции фирм и преступных организаций, производящих алкоголь, табак, наркотики. Производители вредных для здоровья услуг и товаров используют технологии агрессивного маркетинга для продвижения своих товаров.
На городском уровне неоспоримое влияние на здоровье людей оказывает поддержка городскими властями межведомственной деятельности по укреплению здоровья. Совместная работа разных ведомств и общественности, направленная на формирование мотивации к здоровью и к самой жизни, может сдержать потоки негативной информации и выработать у населения, в первую очередь у детей и молодежи, правильные приоритеты в вопросах охраны здоровья.
Благодаря реализации социальных программ здоровья продолжается формирование мотивации жителей города на здоровый и активный образ жизни, ответственное и осознанное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. В обществе формируется новое отношение к жизни как к непреложной ценности.
Для достижения поставленных в Подпрограмме стратегических целей необходимо объединить имеющиеся городские ресурсы - кадровые, материально-технические, финансовые и другие, привлечь все заинтересованные структурные подразделения Администрации города, негосударственный сектор, деловые круги, СМИ, что возможно осуществить только программно-целевыми методами.
Для осуществления поставленных в подпрограмме целей и задач Ижевск располагает достаточными ресурсами и опытом работы:
- подпрограмма аккумулирует весь предыдущий опыт города Ижевска по развитию общественного сектора здравоохранения и деятельности в рамках проекта ВОЗ "Здоровые города" с 1995 года;
- подпрограмма является логическим продолжением муниципальных целевых программ развития общественного здоровья города Ижевска "Здоровье города - здоровье ижевчан" на 2011 - 2014 годы и на 2007 - 2010 годы; "Программы развития Ижевска как Здорового города на 2002 - 2005 годы"; подпрограммы "Ижевск - здоровый город" муниципальной программы "Развития физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни на 2015 - 2020 годы";
- подпрограмма поддерживает успешный опыт работы структурных подразделений Администрации и муниципальных учреждений в области общественного здоровья;
- в подпрограмме используется российский и международный опыт планирования в области общественного здравоохранения и общественного здоровья.
Город Ижевск с 2000 года как город аккредитован в европейской сети "Здоровых городов" ВОЗ, работает в сотрудничестве с европейской сетью Здоровых городов ВОЗ, российской сетью Здоровых городов, использует методические рекомендации, материалы и разработки ВОЗ, участвует в международных проектах, направленных на укрепление здоровья населения города.
В Ижевске отработаны механизмы вовлечения населения в мероприятия по воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни, проводимые в рамках проекта "Здоровые города" в Ижевске. В них участвует значительное число жителей города, представителей НКО, ученых, журналистов, студентов, школьников и их родителей, пожилых людей. Так, например, в мероприятия муниципальной долгосрочной целевой программы развития общественного здоровья города Ижевска "Здоровье города - здоровье ижевчан" на 2011 - 2014 годы в 2012 году были вовлечены 106059 человек. В школах здоровья прошли обучение в 2012 года более 25000 человек.
При проведении социологического исследования по вопросам укрепления здоровья получены следующие результаты:
1. Жители города Ижевска отметили, что здоровье людей в большей степени зависит от "образа жизни (72,5%). На второе место была поставлена "наследственность" (41,2%), далее обозначен "фактор окружающей среды и экология" (29,3%). Замыкает список "состояние медицинского обслуживания", как фактор, влияющий на здоровье (25,2%). Кроме того, опрошенные отметили влияние таких политических составляющих, как "внимание органов государственной и муниципальной власти" к вопросам охраны здоровья населения.
2. Укреплением и сохранением своего здоровья занимаются 80,7% опрошенных. Большинство респондентов стараются правильно питаться (70,2%). Двигательную активность, занятия физкультурой и спортом отмечают 45,8% опрошенных; увлечены системой закаливания 13,6%.
3. Учитывая, что здоровый образ жизни популярен среди респондентов, закономерно, что вредные привычки в виде табакокурения среди них не распространены. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что не курят (73,6%).
Таким образом, проведенные исследования выявили осведомленность населения города о значимости всех факторов на показатели здоровья. Большинство опрошенных возлагают ответственность за свое здоровье на самих себя.
7.2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" в сфере реализации подпрограммы
Цели Подпрограммы:
1. Сохранение и укрепление здоровья всех категорий населения города Ижевска, достижение равенства в вопросах здоровья и благополучия.
2. Повышение уровня информированности населения города Ижевска в вопросах здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ).
3. Формирование культуры здоровья, привитие навыков здорового и активного образа жизни у населения.
4. Снижение уровня распространенности вредных привычек.
5. Здоровое городское планирование, создание благоприятной среды для развития физической активности с учетом потребности всех категорий жителей города Ижевска.
Задачи подпрограммы:
1. Совершенствование межведомственной деятельности по укреплению здоровья населения, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний.
2. Повышение мотивации населения к здоровому и активному образу жизни.
3. Формирование информационной среды, поддерживающей здоровый образ жизни и физическую активность.
4. Выстраивание партнерских отношений для повышения уровня физической активности во всех группах населения:
- образовательные учреждения (школы и детские сады);
- рабочие места (предприятия и организации);
- микрорайоны, придомовые территории;
- медицинские учреждения;
- социальные центры;
- места досуга и спорта.
5. Формирование городской среды, способствующей развитию социальных связей, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности.
6. Внедрение пилотного проекта "Оздоровительная финская ходьба".
7. Подготовка кадров по вопросам здорового и активного образа жизни.
8. Внедрение в деятельность структурных подразделений Администрации города Ижевска, администраций районов города и муниципальных учреждений современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья и повышения качества жизни всех категорий населения города Ижевска, на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний.
7.3. Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение поставленных целей и задач, обоснование их состава и значений
В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 N 121-Р "О порядке взаимодействия при разработке муниципальных программ городских округов и муниципальных районов, образованных на территории Удмуртской Республики, на период до 2020 года", в целях выполнения муниципальным образованием "Город Ижевск" полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", количественной оценки достижения целей и задач подпрограммы установлены целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение поставленных целей и задач с учетом показателей Государственной программы Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.10.2013 г. N 457, и приведены в приложении N 1.
Показатель "Удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия подпрограммы" включен как индикатор подпрограммы для определения охвата разных слоев населения города в проведении совокупности образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности граждан, продление их активной жизни, улучшения демографической ситуации в городе Ижевске, а также в целях реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и майского Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 07.05.2012 г. N 598.
Показатель "Удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия подпрограммы" включен как индикатор подпрограммы для определения охвата учащихся общеобразовательных организаций города в проведении совокупности образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, улучшения демографической ситуации в городе Ижевске, а также в целях реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Показатель "Удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия подпрограммы" включен как индикатор подпрограммы для определения охвата детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения города в проведении совокупности образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, улучшения демографической ситуации в городе Ижевске, а также в целях реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Показатель "Уровень информированности населения по вопросам профилактики туберкулеза" включен как индикатор подпрограммы в целях улучшения ситуации в городе Ижевске по заболеваемости туберкулезом, относящегося к категории социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а так же в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", предусматривающим полномочия органов местного самоуправления по предотвращению возможного распространения туберкулеза на территории муниципального образования, а также в целях реализации майского Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 07.05.2012 г. N 598. В 2014 году в городе Ижевске был зафиксирован рост заболеваемости туберкулезом среди детей, что послужило поводом принятия экстренных мер по профилактике туберкулеза среди населения.
Показатель "Уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций" включен как индикатор подпрограммы в связи с напряженной эпидемической ситуации по заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, в частности заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) и клещевым энцефалитом, среди жителей Удмуртской Республики и прежде всего города Ижевска, а также в целях реализации Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". За последние пять лет заболеваемость ГЛПС в городе практически не имела тенденции к снижению и существенно превышала аналогичные показатели заболеваемости по Российской Федерации. Территория Удмуртской Республики и города Ижевска являются эндемичными по заболеваемости клещевым энцефалитом.
Показатель "Распространенность потребления табака среди взрослого населения" включен как индикатор в подпрограмму в целях выполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан по предупреждению воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на граждан в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и определяет степень информированности населения о заболеваниях, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака.
Показатель "Уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рационального питания, двигательной активности" включен как индикатор подпрограммы для определения информированности населения города по вопросам формирования здорового образа жизни, рационального питания, двигательной активности, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности граждан, увеличение продолжительности жизни, и как результат улучшение демографической ситуации в городе, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 294, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. N 1873-р "Об основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года".
Показатель "Уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний" включен как индикатор подпрограммы в связи с лидирующими позициями данных заболеваний в общей структуре смертности по городу Ижевску, в целях профилактики данных заболеваний, повышения выявляемости злокачественных новообразований на ранних стадиях, улучшения демографической ситуации в городе Ижевске, а также в целях реализации майского Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 07.05.2012 г. N 598. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в городе Ижевске выше среднего показателя по Удмуртской Республике на 3%, смертность от злокачественных новообразований растет с каждым годом как в городе Ижевске и Удмуртской Республике, так и в целом в Российской Федерации.
Оценка достижения целевых показателей эффективности реализации подпрограммы производится по каждому показателю в отдельности.
Расчет эффективности реализации подпрограммы производится следующим образом:
- "Удельный вес населения, вовлеченного в мероприятия подпрограммы" рассчитывается на основании данных, представленных соисполнителями подпрограммы в процентном соотношении от числа населения города Ижевска
- "Удельный вес школьников, вовлеченных в мероприятия подпрограммы" рассчитывается на основании данных, представленных Управлением образования Администрации города Ижевска в процентном соотношении от числа детей посещающих общеобразовательные организации города Ижевска
- "Удельный вес детей, посещающих МДОУ, вовлеченных в мероприятия подпрограммы" рассчитывается на основании данных, представленных Управлением дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска в процентном соотношении от числа детей посещающих МДОУ города Ижевска
- "Уровень информированности населения по вопросам профилактики туберкулеза" рассчитывается на основании данных соцопросов, представленных БУЗ УР РКТБ МЗ УР в процентном соотношении от количества опрошенных жителей города Ижевска
- "Уровень информированности населения по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций" рассчитывается на основании данных соцопросов, представленных БУЗ УР РКИБ МЗ УР в процентном соотношении от количества опрошенных жителей города Ижевска
- "Распространенность потребления табака среди взрослого населения" рассчитывается на основании данных, представленных БУЗ УР "РЦМП МЗ УР" в процентном соотношении от количества опрошенных жителей города Ижевска
- "Уровень информированности населения по вопросам здорового образа жизни, рационального питания, двигательной активности" рассчитывается на основании данных соцопросов, представленных БУЗ УР "РЦМП МЗ УР" в процентном соотношении от количества опрошенных жителей города Ижевска
- "Уровень информированности населения по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний" рассчитывается на основании данных соцопросов, представленных БУЗ УР "РКОД МЗ УР" и БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" в процентном соотношении от количества опрошенных жителей города Ижевска
7.4. Сроки реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2015 - 2020 годах.
7.5. Основные мероприятия, направленные на достижение целей и задач в сфере реализации подпрограммы
Перечень основных мероприятий, направленных на достижение цели и задач в сфере реализации Подпрограммы, определен исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов ее реализации, а также исходя из полномочий Управления по профилактике и охране здоровья граждан Администрации города Ижевска и соисполнителей мероприятий Подпрограммы.
В рамках Подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
1. Формирование здорового образа жизни на протяжении всей жизни.
Данное направление включает в себя проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации к здоровому образу жизни среди всех категорий и слоев населения, работу с населением по формированию культуры здорового питания, осуществление редакционно-издательской и информационной деятельности по вопросам сохранения здоровья.
Совершенствование материально-технического обеспечения муниципальных учреждений, в том числе приобретение лечебно-профилактического оборудования.
2. Ижевск - активный город.
Реализация мероприятия направлена на развитие физической активности населения, внедрение и реализация проекта "Оздоровительная финская ходьба".
3. Город, свободный от табачного дыма.
Реализация данного мероприятия направлена на ограничение доступности табака в сети предприятий розничной торговли и общественного питания, снижение распространенности употребления табака среди жителей города путем информирования сетей предприятий розничной торговли, общественного питания в проводимой акции "Город, свободный от табачного дыма" в рамках Всемирного дня без табачного дыма, путем отказа от продажи табака, распространения внутренней корпоративной культуры отказа от курения.
Организация и проведение акций, рейдов по борьбе с курением среди несовершеннолетних.
4. Профилактика инфекционных, природно-очаговых и социально значимых заболеваний.
Мероприятия проводятся в целях информирования населения о путях заражения инфекционными заболеваниями, профилактики трансмиссивных болезней.
Обработка очаговых мест распространения заболеваний.
5. Здоровое городское планирование.
В рамках данного направления планируется создание условий для физической активности, проектирование мест для физической активности, озеленение, информирование населения о проводимых мероприятиях.
6. Подготовка кадров.
7. Подведение итогов и распространение опыта:
- мониторинг здоровья населения и оценка эффективности;
- проведение социологических исследований;
- анализ статистических показателей;
- проведение итоговых конференций по вопросам здорового, активного образа жизни.
7.6. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), осуществляемых в рамках подпрограммы
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), осуществляемых в рамках подпрограммы.
В рамках реализации муниципальной подпрограммы оказание муниципальных услуг не предусмотрено.
7.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется в пределах средств, выделенных на реализацию программы и утвержденных в бюджете города на очередной финансовый год. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной подпрограммы утверждается решением Городской думы города Ижевска о бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на очередной финансовый год и плановый период. Параметры финансового обеспечения реализации муниципальной подпрограммы будут ежегодно уточняться в рамках процедур формирования и утверждения бюджета.
Для реализации программных мероприятий возможно привлечение иных источников финансирования (спонсорских средств и грантов) в установленном порядке.
7.8. Анализ рисков и меры управления рисками
Риски реализации подпрограммы, а также соответствующие меры по управлению данными рисками представлены в таблице 2.
Таблица 2. Риски реализации подпрограммы
Вид риска |
Меры по управлению рисками |
Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий подпрограммы |
Определение приоритетных направлений реализации подпрограммы, оперативное внесение соответствующих корректировок в подпрограмму |
Возможное изменение федерального и регионального законодательства |
Внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов города Ижевска, касающихся сферы реализации подпрограммы |
Неисполнение (некачественное исполнение) мероприятий соисполнителями, участвующими в реализации подпрограммы |
Мониторинг поэтапного исполнения соисполнителями мероприятий подпрограммы |
Потеря актуальности мероприятий подпрограммы |
- мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий; - реализация в случае необходимости новых мероприятий за счет перераспределения средств внутри подпрограммы |
7.9. Конечные результаты реализации подпрограммы, оценка планируемой эффективности ее реализации
В результате реализации подпрограммы:
- продолжится и будет более эффективной межведомственная деятельность по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний;
- получит развитие информационная среда, поддерживающая здоровый образ жизни и физическую активность населения;
- внедрятся современные социальные технологии в области общественного здоровья и приоритеты VI фазы проекта ВОЗ "Здоровые города" в отношении равенства в вопросах здоровья;
- продолжится формирование новых поведенческих стереотипов у населения в отношении здорового образа жизни и устойчивые навыки здорового питания, физической активности, активного отдыха;
- будут внедрены в практику городского планирования направленности на формирование среды, благоприятствующей здоровому образу жизни и физической активности населения;
- в деятельности отраслей города Ижевска продолжится развитие современных здравоохранных социальных технологий, направленных на достижение равенства в вопросах укрепления здоровья.
Бюджетная эффективность подпрограммы заключается в том, что происходит оптимизация расходов в результате концентрации усилий структурных подразделений Администрации города Ижевска и организаций для достижения общих межведомственных целей.
Социальная эффективность подпрограммы заключается в:
- повышении в общественном сознании ценности здоровья как непременной составляющей качества жизни и человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие города;
- развитии социальной активности горожан всех возрастных групп в интересах здоровья и качества жизни;
- изменении ценностей общества в сторону семьи, ответственного родительства, рождения и воспитания здорового ребенка, активной жизни в пожилом возрасте;
- улучшении социально-психологического климата в обществе и трудовых коллективах;
- формировании благоприятного информационного пространства с участием СМИ;
- улучшении демографической ситуации в городе и повышении качества жизни населения.
Экономическая эффективность подпрограммы заключается в том, что в обществе создаются условия для социального выбора людей в пользу созидательных целей, так как укрепление здоровья является условием для повышения качества жизни и улучшения социально-психологического климата".
30. Приложения 1, 2, 3, 4, 5 к Муниципальной программе изложить в редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5 к настоящему постановлению.
Глава муниципального образования "Город Ижевск" - |
Ю.А. Тюрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 февраля 2018 г. N 75/2 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 1 октября 2014 года N 1085/2"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск" в сети Интернет http://www.izh.ru 2 марта 2018 г.
Постановлением Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 декабря 2019 г. N 2471 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.