Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
с участием:
представителя административного истца Ж.А.А. - Ж.А.Г., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком на три года, диплом о высшем юридическом образовании ВСА 0175827 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании 1018050053913 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ж.А.А. о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части пунктов <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год установил:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
ДД.ММ.ГГГГ Постановление N зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за N RU 18000201701224.
Пунктом 1 названного постановления утвержден прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 в соответствие со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В силу пункта 3 Постановления N оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время Постановление N действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункту <данные изъяты> в Перечень на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Согласно пункту <данные изъяты> в Перечень на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Согласно пункту <данные изъяты> в Перечень на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Ж.А.А. (далее - Ж.А.А., административный истец), являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года N 502 в части включения в Перечень на 2018 год пунктов 1206, 1207, 1208, ссылаясь на то, что указанные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике". Указывает, что включение нежилых зданий в Перечень на 2018 год противоречит вышеприведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
Административный истец Ж.А.А. была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.
В силу требований части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Ж.А.А. - Ж.А.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что основанием для включения объектов в оспариваемый Перечень послужил акт обследования от 29 июня 2017 года составленный сотрудниками Минимущества Удмуртской Республики, согласно которому площадь помещений, используемых в целях размещения торговых объектов, превышает 20%.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля П.С.А. (член комиссии) суду показала, что фактические замеры помещения при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялись. Комиссия исходила из данных технического паспорта проверяемых объектов.
Прокурор, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился. Явка прокурора не была признана судом обязательной.
В связи с изложенными обстоятельствами, дело рассмотрено в отсутствие прокурора, в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если его явка не была признана судом обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, показания свидетеля, изучив материалы административного дела, проверив Постановление N 502 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту 2 "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
В связи с чем, суд признает, что на основании положений ст. 14, п. 2 ст. 372, п. 7 ст. 378.2 НК РФ, ст.ст. 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления N 502 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.
Постановление N 502 подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введено в действие, опубликовано и зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в УР налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включенным в Перечень, который утвержден в соответствии с требованиями ст. 378.2 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением N 502 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Пунктом <данные изъяты> в Перечень на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данное нежилое здание с наименованием: склад, площадью 2509,7 кв. м принадлежит на праве собственности Ж.А.А. (л.д.9-10).
Пунктом <данные изъяты> в Перечень на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данное нежилое здание с наименованием: склад, площадью 1474,9 кв. м принадлежит на праве собственности Ж.А.А. (л.д.12-13).
Пунктом <данные изъяты> в Перечень на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данное нежилое здание с наименованием: склад, площадью 1002,2 кв. м принадлежит на праве собственности Ж.А.А. (л.д.15-16).
Указанные нежилые здания расположены на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащем административному истцу на праве собственности, с видом разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, строений, сооружений складской базы (л.д.18).
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в Перечень на 2018 год, исходя из следующего.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что торговым центром признается здание (строение, сооружение), предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения, в том числе, торговых объектов.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.
Актом проведенных мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> от 29 июня 2017 года установлено следующее:
Объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - нежилое здание, наименование: склад, 1-этажный, общая площадь 2509,7 кв. м, инв. N, лит. Б содержит помещения, используемые в торговых целях - N, часть N, часть N, N, N, N, N, общая площадь указанных помещений составляет 1114,2 кв. м; в здании располагаются помещения N,5 площадью 47,1 кв. м, которые используются для оформления документации. <адрес> здания, используемая в коммерческих целях и в целях размещения торговых объектов составляет 1161,3 кв. м или более 45% от общей площади всего здания.
В соответствии с техническим паспортом:
- помещение N общей площадью 42,5 кв. м, является складом;
- помещение N общей площадью 401,5 кв. м, является складом;
- помещение N общей площадью 85 кв. м, является складом;
- помещение N общей площадью 498,8 кв. м, является складом;
- помещение N общей площадью 286,5 кв. м, является складом;
- помещение N общей площадью 37,3 кв. м является складом;
- помещение N общей площадь. 6,4 кв. м, является бытовым помещением.
Актом обследования от 29.06.2017 г. установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> литера В разделен на несколько помещений, помещения со 2 по 44 используются для осуществления оптово-розничной торговли овощами, фруктами, ягодами, грибами, зеленью, производится выкладка товаров, обслуживание покупателей, проводятся денежные расчеты.
Спорное помещение согласно выписке из ЕГРН является складским помещением, общая площадь 1474,9 кв. м.
Литера В, согласно техническому паспорту представляет собой помещение, разделенное коридором (помещение N), с обеих сторон от которого расположены складские помещения (помещения с номерами 2, 4, 6, 8, 10, 13, 14, 16-18, 20- 22, 24-26, 28, 30, 31, 34, 38), комнаты кладовщиков (помещения с номерами 3, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 19, 23, 27, 29, 32, 33, 43), а также имеет торговые помещения за номерами 37, 39, 40, 42, 44.
Общая площадь торговых помещений согласно техническому плану составляет 49,2 кв. м.
Согласно акту обследования установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> литера Г помещения с номерами 4, 5,7-12 используются для размещения торговых объектов, на которых осуществляется реализация овощей и фруктов.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.05.2017 г. общая площадь объекта составляет 1002,2 кв. м.
В соответствии с техническим паспортом, в помещении расположены складские помещения и комнаты кладовщика.
В техническом паспорте содержатся сведения о том, что спорные объекты недвижимости являются складами, объекты недвижимости состоят из складских помещений, холодильных камер, коридоров, комнат кладовщиков, санузлов, подсобных помещений, тамбуров, что не отвечает критериям торгового центра, указанным в статье 378.2 НК РФ.
В технической документации (экспликации к поэтажному плану лит. В) имеются сведения о наличии в данном строении помещений, которые имеют название "торговое".
Вместе с тем сведений о том, что их площадь составляет более 20% общей площади спорных объектов недвижимости, суду не представлено. Как следует из показаний П.С.А., при исчислении площади взяты данные, содержащиеся в техническом паспорте 2013 года. Вместе с тем, из пояснений представителя административного истца, показаний свидетеля следует, что в помещениях, относящихся к спорным зданиям, произведены перепланировки, с возведением перегородок, изменением конфигурации помещений, не соответствующих данным, содержащимся в техническом паспорте и экспликации.
Согласно пунктам 11-13 Постановления Правительства УР от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (в редакции от 21.03.2016, действовавшей на дату проведения обследования) для проведения обследования Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики может привлекать специалистов и (или) экспертов; в ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (пункт 12); члены комиссии имеют право проводить измерения объектов недвижимости, осуществлять иные действия в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости (пункт 13).
Вывод, содержащийся в акте от 29 июня 2017 года об использовании помещений для размещения торговых объектов более 20% от общей площади зданий допустимыми, достаточными и достоверными доказательствами не подтвержден, поскольку измерения объектов недвижимости в ходе обследования 29 июня 2017 года не проводилось.
Не принимается во внимание и довод представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что фототаблицами, которые являются приложением к Акту, подтверждается оснащенность складов оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара.
Понятие "торгового объекта" дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В названном ГОСТе указано, что торговое оборудование - это технические средства (стационарные или перемещаемые предметы мебели, устройства и (или) механизмы), устанавливаемые в торговом помещении предприятия розничной и оптовой торговли для размещения, фасовки, хранения и демонстрации товара, реализации, а также для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей (п. 118а).
Следовательно, для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, пункт 33, склад - это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные объекты недвижимости соответствуют требованиям, необходимым для признания их торговыми объектами, а также фактически не установлено превышение 20% от общей площади здания, используемых под торговую деятельность.
Между тем, суд критически подходит к оценке представленных фотографий по следующим основаниям: из представленного суду акта проведенных мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости от 29 июня 2017 года не следует, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка обследуемых помещений; из представленных фотографий не представляется возможным их идентифицировать со спорными объектами, так как они не содержат привязки к литере, дате и времени их исполнения; из представленных фотографий не представляется возможным проверить способ расчета площадей, в частности по помещениям N 1 и N 4 литеры Б, так как для расчета они были взяты частично. Кроме того, на отдельных снимках, представленных Минимуществом УР в материалы дела, видно, что помещения используются для хранения, складирования товара, осуществляется перебор товара и его сортировка от испорченного товара.
Также судом учитывается вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены нежилые здания, который не предполагает использование расположенных на нем спорных объектов недвижимости в целях коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов.
Таким образом, по результатам осмотра не опровергнуто нецелевое использование спорных помещений административным истцом, равно как и использование для целей торговли площади, превышающей 20% от общей площади каждого из помещений.
Обстоятельства вида фактического использования помещений, в том числе с учетом сведений, содержащихся в акте от 29 июня 2017 года, были предметом судебной проверки. Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2017 года административный иск Ж.А.А. об оспаривании включения нежилых зданий с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в Перечень объектов недвижимого имущества на 2016, 2017 год был удовлетворен.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень на 2018 объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащих административному истцу, поскольку спорные помещения не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска Ж.А.А. и исключению спорных зданий из Перечня объектов недвижимого имущества на 2018 год.
В оспариваемой части нормативные правовые акты в силу положений статьи 6 НК РФ являются не соответствующим НК РФ.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления N 502 в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежит уплаченная им при подаче административного иска госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, так как заявленные им требования удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики решил:
административное исковое заявление Ж.А.А. удовлетворить.
Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, с момента принятия.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Ж.А.А. <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 1 июня 2018 года.
Судья Верховного Суда |
Г.Р. Багаутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 31 мая 2018 г. N 3а-110/2018
Настоящее решение вступает в силу с 31 мая 2018 г.
Текст решения официально опубликован не был