Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н. В.,
с участием прокурора Вострокнутовой В. К.,
представителя административного истца Арзамасцевой Е. П., действующей на основании доверенности от 05 апреля 2018 года (доверенность действительна по 31 декабря 2018 года),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Тихомировой К. Ю., действующей на основании доверенности от 28 марта 2018 года (доверенность действительна по 28 марта 2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ермак Групп" к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ермак Групп" (далее по тексту - ООО "Ермак Групп") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункт 461 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики 29 декабря 2015 года N 586.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ООО "Ермак Групп" имеет в собственности объект недвижимости-площадка территории базы ОРСА, назначение: нежилое с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Данный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год. Считает, что постановление в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" и нарушает права Общества как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца А.Е.П. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Тихомирова К. Ю., по существу заявленных требований не возражала.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Вострокнутовой В. К., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правительством Удмуртской Республики принято 29 декабря 2015 года постановление N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 04 апреля 2016 года N 138, от 25 апреля 2016 года N 174, от 15 августа 2016 года N 340, от 31 октября 2016 года N 465, от 26 декабря 2016 года N 545, от 20 марта 2017 года N 83, от 26 июня 2017 года N 282, от 18 ноября 2017 года N 477, от 01 марта 2018 года N 55).
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту - Перечень).
В пункт 461 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером N, адрес: <адрес>.
Указанный нормативной правовой акт опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 29 декабря 2015 года, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 15 января 2016 года N N.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон УР N 55-РЗ) на территории республики введен налог на имущество организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года N 65-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" с 01 января 2015 года на территории республики налог на имущество организаций введен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 1.1 Закона УР N 55-РЗ предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" (действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правого акта, утратившего силу в связи с изданием Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики"), Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов административного дела ООО "Ермак Групп" является собственником площадки территории базы ОРСА, назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв. м., инв. N, лит. <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Объект - площадка территории базы ОРСА расположена на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатации предприятия торговли и общественного питания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды ООО "Ермак Групп", что следует из публичной кадастровой карты, договора аренды от 30 сентября 2008 года, соглашения от 31 октября 2013 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли N аз от 30 сентября 2008 года и информационного письма Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области от 06 июля 2017 года N.
Данный объект включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 года (пункт 461).
Условия признания объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, установлены положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основаниями для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром является наличие одного из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно; здание (строение, сооружение) предназначено для использования офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) фактически используется в указанных целях.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии со статьей частью 1 статьи 1.1 Закона УР N 55-РЗ налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, за исключением:
а) административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений;
б) помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания;
в) административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
г) административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
д) административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения;
е) административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения;
ж) помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент вынесения оспариваемого нормативного парового акта) предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктами 3, 5, 22 которого предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: 1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики; 2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 3) обследований объектов недвижимости; министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспаривая пункт 461 Перечня, административный истец исходит из того, что исходя из документации на спорный объект недвижимости и его фактического использования условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 1.1 Закона УР N 55-РЗ, отсутствовали, указанный объект не относиться к недвижимому имуществу.
В обоснование указанных доводов административным истцом в материалы дела представлены:
кадастровая выписка, из которой следует, что объект недвижимого имущества: площадка территории базы ОРСА, площадью <данные изъяты> кв. м., расположена по адресу: <адрес>, внесена в Государственный кадастр недвижимости 20 декабря 2013 года, присвоен кадастровый N. 24 октября 2016 года указанный объект снят кадастрового учета;
акт обследования, выполненный кадастровым инженером Ш.М.В., из которых следует, что в результате обследования земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> выявлено отсутствие объекта - площадки территории базы ОРСА в связи с демонтажем сооружения;
технический паспорт на имущественный комплекс (<адрес>) по состоянию на 14 марта 2008 года, в разделе V "Ограждения и сооружения (замощения) на участке" указана площадка территории базы ОРСА, основание: щебень, покрытие: асфальто-бетон.
Анализ предоставленных суду доказательств, дает основания полагать, что объект - площадка территории базы ОРСА по своему назначению и функциональным характеристикам однозначно не свидетельствует о том, что он является административно-деловым центром или торговым центром, то есть не предназначен для использования в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, соответственно не может служить основанием для включения его в Перечень. При этом как установлено при рассмотрении дела, данный объект на момент включения его в Перечень демонтирован.
В ходе рассмотрения дела установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились. Объект включен в перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором он был расположен и в результате межведомственного взаимодействия, то есть на основании сведений, предоставленных регистрирующим органами.
Вместе с тем доказательств того, что спорный объект информационных системах ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике и Управления Росреестра по Удмуртской Республике был обозначен как торговый центр, административно-деловой центр или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.
Факт того, что спорный объект имеет площадь более 1000 кв. м., расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: эксплуатация предприятия торговли и общественного питания и на момент утверждения Перечня был зарегистрирован в установленном порядке как объект недвижимого имущества, не является безусловным основанием, для отнесения его к объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что спорный объект, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечень.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 461 Перечня не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР N 55-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисляемой ввиду включения в Перечень из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению, а пункт 461 Перечня - признанию не действующими.
Определяя дату, с которой пункт 461 Перечня подлежат признанию не действующими, суд, исходя из взаимосвязанных положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона УР N 55-РЗ о сроках уплаты налога на имущество организаций, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его не действующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ермак Групп" к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 461 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики 29 декабря 2015 года за N 586.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 24 апреля 2018 года.
Судья |
Н. Ф. Машкина |
Копия верна: судья |
Н. Ф. Машкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2018 г. N 3а-88/2018
Настоящее решение вступает в силу с 19 апреля 2018 г.
Текст решения официально опубликован не был