Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
с участием прокурора Демидова Д. С.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
представителя административного истца М.Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (доверенность выдана сроком на один год),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.К.А. к об оспаривании в части пункта нормативного правового акта, установил:
А.К.А. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1063 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что он является собственником объекта недвижимости - склад, назначение: складское, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 1 044,4 кв. м., инв. N, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>. Помещение расположено на земельном участке: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания прирельсового склада. Считает, что постановление в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца М.Н.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. На рассмотрении требований о взыскании судебных расходов не настаивал.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Т.К.Ю. по существу, заявленных требований не возражала, пояснила, что фактическое обследование спорного объекта в 2018 году не проводилось, объект включен в Перечень на основании сведений, предоставленных в результате межведомственного взаимодействия.
В судебное заседание административный истец А.К.А. не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Д.Д.С., суд приходит к следующему.
Правительством Удмуртской Республики принято 29 ноября 2017 года постановление N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года N 55, от 23 марта 2018 года N 70, от 16 мая 2018 года N 179, от 16 августа 2018 года N 349, от 21 сентября 2018 года N 402, от 22 ноября 2018 года N 496).
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту - Перечень).
В пункт 1063 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный нормативной правовой акт опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 28 декабря 2016 года, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики 8 декабря 2017 года N RU18000201701224.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов административного дела А.К.А. является собственником объекта недвижимости - склад, назначение: складское, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 1 044,4 кв. м., инв. N, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный объект включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 года (пункт 1063).
Из изложенного следует, что А.К.А. согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, А.К.А., полагающий, что пункт 1063 Перечня не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого нормативного парового акта) предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктами 3,5, 22 которого предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: 1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики; 2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 3) обследований объектов недвижимости; министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспаривая пункт 1063 Перечня, административный истец исходит из того, что исходя из документации на спорный объект недвижимости и его фактического использования условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
В обоснование указанных доводов административным истцом в материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации права от 29 мая 2012 года, согласно которого назначение складское; технический паспорт здания, из которого следует, что в здании располагаются следующие помещения: мастерские, склад, кабинеты, комната хранения спецоборудования, подсобное помещение, раздевалка, туалеты, умывальная.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, видом его разрешенного использования является "для эксплуатации и обслуживания прирельсового склада", что также не позволяет идентифицировать его назначение в качестве административно-делового центра, торгового центра (комплекса), а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта на момент включения его в Перечень Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводились.
Сведения о том, что в складском помещении имеются помещения, предназначенные для торговли, общественного питания, бытового обслуживания, делового, административного или офисного назначения, в представленных в суд документах отсутствуют.
Анализ предоставленных суду доказательств, дает основания полагать, что спорный объект недвижимости по своему назначению и функциональным характеристикам однозначно не свидетельствует о том, что он предназначен для использования в указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, соответственно не может служить основанием для включения его в Перечень.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 1063 Перечня не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечень из кадастровой стоимости спорного объекта.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению, а пункт 1063 Перечня - признанию не действующим.
Определяя дату, с которой пункт 1063 Перечня подлежит признанию не действующим, суд, исходя из положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество организаций, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Принимая во внимание то, что предметом спора является оспаривание нормативного правового акта в части, изданного Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленной ему компетенции, заявленные требования к Министерству имущественных отношений Удмуртской республики в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление А.К.А. к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункт 1063 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики 29 ноября 2017 года за N 502.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2018 года.
Судья |
Н. Ф. Машкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 г. N 3а-244/2018
Настоящее решение вступает в силу с 20 декабря 2018 г.
Текст решения официально опубликован не был