Приказ Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 8 февраля 2019 г. N 24
"Об организации подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, подведомственными Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики организациями социального обслуживания в "пилотном" режиме"
В целях реализации пункта 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927, а также оценки возможности подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, подведомственными Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики организациями социального обслуживания приказываю:
1. Организовать подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - подготовку опекунов), в "пилотном" режиме в бюджетном учреждении социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "СоДействие" и автономном учреждении социального обслуживания Удмуртской Республики "Комплексный центр социального обслуживания населения города Можги" (далее - Учреждения).
2. Установить срок подготовки опекунов в "пилотном" режиме с 15 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года.
3. Утвердить прилагаемую Примерную программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
4. Установить следующий порядок подготовки опекунов в "пилотном" режиме:
1) Управление социальной защиты населения в городе Можге и Отдел социальной защиты населения в Можгинском районе, Управление социальной защиты населения в Устиновском районе города Ижевска:
заключают с Учреждениями, расположенными на подведомственных территориях, договоры о передаче полномочий по подготовке опекунов;
направляют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в Учреждения;
2) Учреждения в рамках осуществления иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности, на безвозмездной основе:
осуществляют подготовку опекунов в соответствии с Примерной программой, предусмотренной пунктом 3 настоящего приказа;
выдают документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, подготовки опекунов.
5. Учреждениям в срок до 1 февраля 2020 года представить в управление мер социальной поддержки (Иутина О.В.) отчет о результатах осуществления подготовки опекунов в "пилотном" режиме.
6. Начальнику управления мер социальной поддержки Иутиной О.В. в срок до 1 марта 2020 года подготовить информацию о целесообразности организации подготовки опекунов подведомственными Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики организациями социального обслуживания.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Белоусову М.Е.
Министр |
Т.Ю. Чуракова |
Примерная программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
(утв. приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 8 февраля 2019 года N 24)
I. Пояснительная записка
В программу включены: учебные и тематические планы, программы.
Продолжительность обучения от 24 до 70 часов.
Обучение осуществляется групповым и индивидуальным методом.
Допускается лекционный материал предоставлять дистанционно.
Слушатель научится грамотно и самостоятельно исполнять опекунские (попечительские) обязанности.
Курс также будет полезен тем, кто обладает знаниями в объеме настоящей программы, но хочет их систематизировать, а также повысить свою эффективность за счет новых приемов и методов работы.
Цель курса:
Дать слушателю практические навыки ухода за совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином (далее - подопечный). Полученные знания помогут надлежащим образом осуществлять уход за подопечным.
Научить слушателя исполнять опекунские (попечительские) обязанности надлежащим образом. Приобретенные знания помогут создать безопасную среду и будут способствовать успешной социализации подопечного. Курс не только позволит кандидатам определиться в готовности к установлению опеки (попечительства), но и позволит приобрести навыки ухода и общения с подопечным.
Задачи:
1. Сформировать основные понятия о правах и обязанностях опекуна (попечителя).
2. Сформировать навыки работы с подопечными.
3. Овладеть основными средствами ухода за подопечным, методам и способам защиты прав и интересов подопечных.
4. Ознакомить с основами законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере опеки и попечительства.
5. Ознакомить с обеспечением психиатрической помощью граждан, страдающих психическими заболеваниями.
6. Ознакомить с возможностью предоставления социального обслуживания граждан на территории Удмуртской Республики, с формами социального обслуживания и видами социальных услуг.
7. Освоить навыки осуществления ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому с целью осуществления контроля за состоянием здоровья подопечных.
8. Сформировать представление о мотивации опекунов (попечителей), а также о проведении оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности подопечного.
9. Сформировать навыки, необходимые для обеспечения безопасности подопечных, а также по принятию мер по предотвращению противоправных деяний подопечными.
10. Сформировать знания о роли семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного.
11. Сформировать знания о взаимодействии с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги.
Планируемый результат обучения
Обучающийся должен овладеть понятиями:
о правах и обязанностях опекуна (попечителя);
об организации ухода за подопечным;
о защите интересов подопечного;
об осуществлении контроля за здоровьем подопечного;
о принятии мер к обеспечению безопасности подопечных.
По окончании курса слушатель должен знать:
права и обязанности опекуна (попечителя);
способы и мероприятия по уходу за подопечным;
способы обеспечения безопасности подопечного;
способы предотвращения противоправных действий подопечного на улице и в общественных местах.
По окончании курса слушатель должен уметь:
ухаживать за подопечным;
защищать его интересы;
взаимодействовать с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, предоставляющими социальные услуги.
Тематический план и программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
Учебно-тематический план
Рекомендуемый срок обучения: от 24 до 70 часов
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Форма обучения |
||
всего |
теория |
практические занятия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Введение в курс подготовки кандидатов в опекуны или попечители (информационно-диагностический этап) | ||||
1. Цели и задачи курса. Содержание программы. Принципы и методы подготовки кандидатов. Требования к уровню освоения кандидатами содержания программы |
1 |
1 |
|
Индивидуальное, групповое, очное |
2. Индивидуальное собеседование с кандидатом в целях выяснения мотива, ожиданий, правовых и иных последствий при назначении опеки или попечительства, ресурсов кандидата. Выявление у кандидата навыков для исполнения опекунских обязанностей. Оказание помощи кандидату в определении готовности к установлению опеки или попечительства |
2 |
|
2 |
Индивидуальное, очное |
Основы законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан | ||||
1. Понятие недееспособности, ограничения дееспособности судом, опеки и попечительства. Порядок назначения опекуна и попечителя. Права и обязанности опекуна или попечителя. Защита интересов подопечного. |
1 |
1 |
|
Групповое, очное, очно-заочное |
2. Порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан. Порядок предоставления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества подопечного и управлении таким имуществом. Ответственность опекуна и попечителя. Порядок прекращения опеки. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства |
1 |
1 |
|
Групповое, очное, очно-заочное |
Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами | ||||
1. Права лиц, страдающих психическими заболеваниями. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи. Основания для госпитализации в недобровольном порядке |
1 |
1 |
|
Групповое, очное |
Предоставление социального обслуживания недееспособных и не полностью дееспособных граждан на территории Удмуртской Республики | ||||
1. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг. Оказание социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания. Права лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, и обязанности этих организаций. |
1 |
1 |
|
Групповое, очное, очно-заочное |
Особенности состояния здоровья подопечных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому | ||||
1. Изучение особенностей состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Методы контроля за изменением состояния здоровья |
1 |
1 |
|
Групповое, очное |
1. Изучение потребностей недееспособных и не полностью дееспособных граждан |
1 |
1 |
|
Групповое, очное |
2. Обучение кандидата принципам общего ухода |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
3. Обучение кандидатов способам оказания первой доврачебной помощи |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
4. Обучение психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода, профилактики стрессовых состояний |
3 |
|
3 |
Групповое, очное |
Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности подопечных | ||||
1. Проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности подопечных с учетом условий жизни семьи |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
2. Проведение оценки кандидатами имеющихся у них компетенций по исполнению опекунских или попечительских обязанностей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний недееспособными и не полностью дееспособными гражданами | ||||
1. Создание безопасных условий для жизни подопечных в доме и в обществе в зависимости от его состояния здоровья и опыта жизни 2. Предотвращение противоправных действий подопечного на улице и в общественных местах |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
3. Медицинские аспекты ухода за недееспособным гражданином |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного | ||||
1. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
2. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
3. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги | ||||
1. Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги, а также важность такого взаимодействия 2. Взаимодействие опекунов и попечителей с социальным окружением |
1 |
|
1 |
Групповое, очное |
Подведение итогов освоения программы, подготовки кандидатов в опекуны или попечители | ||||
1. Обсуждение результатов освоения программы, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения программы и подготовки кандидатов. Проведение самооценки кандидатов и выявление их готовности для установления опеки или попечительства |
1 |
|
1 |
Индивидуальное, очное |
4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов для установления опеки и попечительства |
1 |
|
1 |
Индивидуальное, очное |
Итого: |
24 |
7 |
17 |
|
Программа
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в опекуны или попечители
Содержание курса, задачи, цели. Принципы и методы подготовки кандидатов. Требования к уровню освоения кандидатами содержания программы.
Индивидуальное собеседование с кандидатом в целях выяснения мотивов, ожиданий, правовых и иных последствий при назначении опеки или попечительства, а также выявления ресурсов кандидата.
Выявление у кандидата навыков для исполнения опекунских обязанностей. Оказание помощи кандидату в определении готовности к установлению опеки или попечительства.
Тема 2. Основы законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан
Понятие недееспособности, ограничения дееспособности судом, опеки и попечительства.
Порядок назначения опекуна и попечителя.
Права и обязанности опекуна или попечителя. Защита интересов подопечного.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан.
Порядок предоставления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества подопечного и управлении таким имуществом.
Ответственность опекуна и попечителя. Порядок прекращения опеки. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.
Тема 3. Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами
Права лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания.
Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи. Основания для госпитализации в недобровольном порядке.
Тема 4. Предоставление социального обслуживания недееспособных и не полностью дееспособных граждан на территории Удмуртской Республики
Формы социального обслуживания и виды социальных услуг.
Оказание социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания.
Права лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, и обязанности этих организаций.
Тема 5. Особенности состояния здоровья подопечных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому
Изучение особенностей состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Методы контроля за изменением состояния здоровья.
Изучение потребностей недееспособных и не полностью дееспособных граждан.
Обучение кандидата принципам общего ухода.
Обучение кандидатов способам оказания первой доврачебной помощи.
Обучение психологическим аспектам, связанными с вопросами организации ухода, профилактики стрессовых состояний.
Тема 6. Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности подопечных
Проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности подопечных с учетом условий жизни семьи.
Проведение оценки кандидатами имеющихся у них компетенций по исполнению опекунских или попечительских обязанностей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Тема 7. Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний недееспособными и не полностью дееспособными гражданами
Создание безопасных условий для жизни подопечных в доме и в обществе в зависимости от его состояния здоровья и опыта жизни.
Предотвращение противоправных действий подопечного на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за недееспособным гражданином.
Тема 8. Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Тема 9. Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги
Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги, а также важность такого взаимодействия.
Взаимодействие опекунов и попечителей с социальным окружением.
Тема 10. Подведение итогов освоения программы, подготовки кандидатов в опекуны или попечители
Обсуждение результатов освоения программы, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения программы и подготовки кандидатов.
Проведение самооценки кандидатов и выявление их готовности для установления опеки или попечительства.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов для установления опеки и попечительства.
Формы аттестации. Оценочные материалы
По итогам освоения программы, обучающиеся проходят итоговое собеседование.
По итогам освоения программы обучающимся выдается документ о подготовке: заключение о прохождении подготовки кандидатом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 8 февраля 2019 г. N 24 "Об организации подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, подведомственными Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики организациями социального обслуживания в "пилотном" режиме"
Настоящий приказ вступает в силу с 8 февраля 2019 г.
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 г. N 343
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.