Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 15 января 2019 г. по делу N 3а-247/2019
Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Токаревой М.В., с участием административного истца Барбакова Д.В., его представителя Телицина С.В., представителя Правительства УР и Министерства имущественных отношений УР Прозоровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Барбакова Д.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов Правительства УР, установил:
Барбаков Д.В. обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 N 546, и Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 586.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником здания комбинированного склада с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пойма, 37, общей площадью <данные изъяты>.
Здание включено в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:
- пункт N (утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586);
- пункт N (утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546).
Административный истец полагает, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 N 546 в части пункта N Перечня на 2017 г. и постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 586 в части пункта N Перечня на 2016 г. противоречат положениям ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, ст. 1.1 Закона Удмуртской Республике от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В судебном заседании административный истец и представитель административного истца исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства УР и Министерства имущественных отношений УР в судебном заседании пояснила, что данные по объекту недвижимости, включенному в перечень, были получены в порядке информационного взаимодействия из Управления Росреестра по УР, фактическое обследование объекта не проводилось.
Прокурор надлежащим образом (под подпись) был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие прокурора.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником здания комбинированного склада с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество физических лиц (глава 32 части 1 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статьи 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения является, в том числе, находящееся в собственности гражданина здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 402 НК РФ - налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в декабре 2015 и 2016 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется п. 7 ст. 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, издав постановление N 546 от 26.12.2016, и Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, издав постановление N 586 от 29.12.2015.
В соответствии с утвержденными Перечнями объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 год, объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, включен в данные перечни.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29.12.2015 опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 29.12.2015.
Постановление Правительства Удмуртской Республики N 546 от 26.12.2016 опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 28.12.2016.
В соответствии с п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270.
Согласно п. 3 названного Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Из положений п. 2 названного Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270, следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
Статья 378.2 НК РФ устанавливает основания для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что до включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 и 2017 годы фактическое использование не проверялось.
Соответственно следует считать, что в ходе подготовки проектов постановления Правительства УР от 26.12.2016 N 546 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и постановления Правительства УР от 29.12.2015 N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" не проведено обследование спорного помещения.
Как следует из материалов дела, здание, принадлежащее административному истцу, расположено на земельном участке с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание здания склада.
Из кадастрового паспорта и технического паспорта здания по адресу: <адрес> не следует, что здание и помещения в нем соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ.
Суду доказательств, позволявших отнести спорное помещение к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо его фактического использования в названных целях не представлено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики N 546 от 26.12.2016, и Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29.12.2015, здания, принадлежащего административному истцу, поскольку не доказано, что указанное здание обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ.
Соответственно в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики N 546 от 26.12.2016 и постановления Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29.12.2015 в оспариваемой административным истцом части требованиям ст. 378.2 НК РФ.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что иная дата, чем со дня принятия, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца как плательщика налога на имущество.
С учетом положений ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Барбакова Д.В. удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 N 546 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в части пункта N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2019 года.
Судья |
В.А. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 15 января 2019 г. по делу N 3а-247/2019 "О признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 N 586 в части пункта N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год и постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 N 546 в части пункта N Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год"
Текст решения официально опубликован не был