В целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16:
1. Определить:
Министерство образования и науки Удмуртской Республики региональным координатором по реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы в коррекционных школах в Удмуртской Республике.
2. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по обновлению материально-технической базы в коррекционных школах в Удмуртской Республике;
Описание предполагаемых коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база.
Исполняющий обязанности |
А.И. Строков |
Комплекс мер
("дорожная карта") по обновлению материально-технической базы в коррекционных школах в Удмуртской Республике
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 4 июля 2019 г. N 796-р)
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за обновление материально-технической базы в коррекционных школах |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
25 августа 2019 года |
2 |
Утвержден перечень коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (АУ УР "РЦИиОКО") |
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
1 октября 2019 года |
3 |
Утвержден медиаплан обновления материально-технической базы в коррекционных школах |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО" |
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
1 октября 2019 года, далее ежегодно |
4 |
Утверждены дизайн-проект и зонирование коррекционных школ |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование" |
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
30 октября 2019 года |
5 |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения коррекционных школах |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование" |
письмо ведомственного проектного офиса, приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
1 ноября 2019 года |
6 |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование коррекционных школах по статьям расходов |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование" |
письмо Министерства образования и науки Удмуртской Республики |
30 ноября 2019 года, далее ежегодно |
7 |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории Удмуртской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
дополнительное соглашение |
5 февраля 2020 года, далее ежегодно |
8 |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
дополнительное соглашение |
15 февраля 2020 года, далее ежегодно (при необходимости) |
9 |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для обновления материально-технической базы в коррекционных школах |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО" |
извещения о проведении закупок |
25 февраля 2020 года |
10 |
Повышение квалификации (профмастерства) педагогов коррекционных школ, в том числе по новым технологиям преподавания предметной области "Технология" |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО" |
свидетельство о повышении квалификации и отчет по программам переподготовки кадров |
согласно отдельному графику, далее ежегодно |
11 |
Доставлены, установлены, налажены средства обучения и воспитания, оборудование |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО" |
акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной Министерством образования и науки Удмуртской Республики |
25 августа 2020 года |
12 |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и воспитания, оборудованием |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "РЦИиОКО", проектный офис национального проекта "Образование" |
анализ по форме, определенной ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" |
30 августа 2020 года |
13 |
Завершение набора детей, обучающихся по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам |
руководители организаций |
локальные акты организаций |
30 августа 2020 года |
Описание
предполагаемых коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 4 июля 2019 г. N 796-р)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья - наиболее уязвимая категория детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Ежегодно наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью. Так, на сегодняшний день в Удмуртской Республике проживают 7432 ребенка с ОВЗ.
Обеспечение детям с ОВЗ, детям-инвалидам адекватных условий для получения качественного образования, развития их самореализации является одним из приоритетных направлений развития системы образования Удмуртской Республики.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года особое внимание уделяется инновационным программам, развивающим техническое мышление, обеспечивающим техническую направленность в образовательной деятельности детей.
В 2015 году Удмуртская Республика вошла в число 25 субъектов Российской Федерации по раннему внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598, и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599 (приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 4 апреля 2013 года N 334).
В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение.
Также в республике в целях реализации права детей-инвалидов на образование функционирует сеть дистанционного обучения, состоящая из 16 образовательных организаций. Координатором данного направления является бюджетное образовательное учреждение школа-интернат Удмуртской Республики "Республиканский лицей-интернат". С использованием дистанционных образовательных технологий обучаются дети, имеющие инвалидность, с различными видами нарушений с сохранным интеллектом. В республике созданы рабочие места для обучения 240 детей-инвалидов. В 2018 - 2019 учебном году дистанционно обучается 60 детей.
Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, его физиологических возможностей, а также интересов обучающихся с ОВЗ. После окончания школы выпускники имеют возможность продолжить обучение в государственных профессиональных образовательных организациях, где по возможности соблюдается преемственность в определении профилей обучения. Все учебные и учебно-производственные мастерские оснащены необходимым оборудованием и инструментами. При этом часть оборудования морально и физически устарела. Приобретение новых, современных станков, швейных и трикотажных машин, сельскохозяйственной техники и другого оборудования осуществляется учреждениями в плановом порядке за счет бюджетных и внебюджетных средств, но данные закупки не покрывают потребностей всех образовательных учреждений, работающих исключительно по адаптированным образовательным программам.
Наряду с проводимыми инновационными изменениями в системе общего образования существует ряд нерешенных задач, которые могут существенно замедлить продвижение процессов модернизации в коррекционных школах. Остро стоит вопрос разработки и реализации программы профориентационной направленности по предметной области "Технология" для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи. Данные программы должны учитывать направления социально-экономического развития региона и потребности рынка труда. Необходимо организовать сетевое взаимодействие с образовательными организациями дополнительного образования детей, создание сетевых моделей в области внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах.
Необходимо создание современной материально-технической базы целевого назначения. Что позволит повысить качество образования, воспитания и развития обучающихся коррекционных школ. Вместе с тем необходимо и повышение уровня профессиональной компетенции методистов и педагогов, занимающихся вопросами внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах.
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования качества образования в коррекционных школах Удмуртской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы коррекционных школ для формирования у учащихся современных технологических навыков, в том числе в дополнительном образовании, и создания республиканских институциональных комплексных моделей для их развития.
Успешное участие в проекте "Современная школа" обеспечит переход и инклюзивного образования Удмуртской Республики на новый качественный уровень.
2. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В Удмуртской Республике функционирует сеть образовательных организаций, состоящая из 31 учреждения, реализующих адаптированные образовательные программы (далее - СКОУ, коррекционные школы) по различным нозологиям:
Нозология |
Количество образовательных учреждений |
Нарушение слуха |
2 |
Нарушение зрения |
2 |
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
2 |
Нарушение речи |
1 |
Задержка психического развития |
3 |
Умственная отсталость |
22 |
Расстройство аутистического спектра |
31 |
В 2018 - 2019 учебном году 7432 обучающимся с ОВЗ созданы условия для получения качественного образования. В специализированных образовательных организациях обучается 4007 детей с ОВЗ, из них 2506 - имеющих инвалидность.
Дошкольным образованием в 2018 - 2019 учебном году охвачено 985 детей-инвалидов, что составляет 93% от общего количества детей с инвалидностью в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Процент занятости обучающихся коррекционных школ, занятых во внеурочной деятельности, составляет 100%. Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, социальная, интеллектуальная, общекультурная, нравственная.
С 1 сентября 2018 года в рамках Республиканской инновационной площадки реализуется образовательная модель "Ресурсный класс" для обучающихся с расстройством аутистического спектра.
В системе образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, работают 8669 педагогов и специалистов, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе 2431 специалист со специальным образованием для работы с детьми с особыми возможностями.
В целях реализации конституционного права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, подведомственных Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, организован процесс обучения в Старозятцинской школе-интернате Якшур-Бодьинского района и в Глазовской школе N 5.
В Удмуртской Республике на базе общеобразовательных организаций создано 335 коррекционных классов. В данных классах получают образование 3425 обучающихся с ОВЗ.
Для детей, не имеющих возможности посещать образовательные организации по состоянию здоровья, организовано обучение на дому. В 2018 - 2019 учебном году на дому обучается 1081 ребенок. 308 детей получают образование в семейной форме.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятия
Курсы повышения квалификации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями прошел 1771 педагогический работник, в том числе руководители и специалисты системы образования Удмуртской Республики. 95% педагогов имеют дефектологическое образование или прошли переподготовку по специальности "Олигофренопедагогика", "Учитель-логопед", "Учитель-дефектолог", "Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ".
За 2018 - 2019 учебный год курсы повышения квалификации прошли 1077 педагогов по следующим программам:
"Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)" (72 часа);
"Профессиональная компетентность воспитателя специального (коррекционного) учреждения в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (72 часа);
"Профессиональная компетентность учителя-логопеда в рамках требований ФГОС" (72 часа);
"Психолого-педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов" (72 часа);
"Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" (16 часов).
Учебные модули по инклюзивному образованию (объем 4 - 8 часов) в рамках курсовой подготовки освоил 751 человек.
Во всех муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях созданы службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Деятельность служб направлена на определение условий для ослабления и преодоления имеющихся у детей недостатков развития.
4. Опыт Удмуртской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Реализуя свой потенциал, дети с ОВЗ и дети-инвалиды являются активными участниками муниципальных, республиканских, всероссийских олимпиад, конкурсов.
Ученица "Якшур-Бодьинской школы-интерната" с нарушением зрения стала финалисткой Вторых Международных Парадельфийских игр 2018 года.
Обучающиеся ряда коррекционных школ вошли в состав сводного хора и приняли участие в открытии Вторых Международных Парадельфийских игр.
На протяжении 5 последних лет обучающиеся с нарушением слуха муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Школа-интернат N 15" становятся обладателями Кубков России по горнолыжному спорту и призерами Первенства России по лыжным гонкам среди глухих.
В VII Всероссийской (с международным участием) выставке рисунка, живописи и прикладного творчества школьников с ограниченными возможностями здоровья "Краски всей России" наши дети стали лауреатами конкурса.
Учащиеся коррекционных школ республики стали призерами VII открытой межрегиональной конференции учебно-исследовательских, проектных и творческих работ "Крылья надежды" и дипломантами Международного творческого фестиваля "Шаг навстречу!" (г. Санкт-Петербург).
С 2018 года в республике реализуется проект "От сердца к сердцу: дополнительное образование равных возможностей" - победитель конкурса фонда президентских грантов, в рамках которого апробированы инновационные программы дополнительного образования по робототехнике и конструированию для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Автор проекта - автономная некоммерческая организация, которая привлекла в регион более 10 млн. рублей, что позволило приобрести необходимое оборудование для коррекционных школ - партнеров проекта, обучить педагогов и внедрить новые направления дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также создать межрегиональную сеть организаций-партнеров.
На создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования из федерального бюджета выделена субсидия в размере 5,75 млн. рублей, софинансирование из республиканского бюджета составляет 1,35 млн. рублей. В рамках соглашения были созданы условия архитектурной доступности для детей с ОВЗ.
Размер субсидии на создание базовой профессиональной организации (на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский политехнический колледж"), обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, из федерального бюджета составляет 3,79 млн. рублей, софинансирование из республиканского бюджета - 0,89 млн. рублей.
Старшеклассники коррекционных школ успешно осваивают программы предпрофильного образования с использованием сетевого взаимодействия с такими организациями, как акционерное общество "Ижевский механический завод" - "Школа ружейного мастерства имени Л. Васева" (получение специальности "слесарь-сборщик стрелкового оружия" учащимися 9 классов) и бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Ижевский торгово-экономический техникум" (получение специальности "пекарь" учащимися 9 классов). Также на базе образовательных учреждений Удмуртской Республики, реализующих адаптированные образовательные программы, ведется экспериментальная работа по направлениям:
1. Профессиональное образование.
2. Реабилитация детей с кохлеарным имплантом.
3. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий спортом.
4. Реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Приложение 1
к Описанию предполагаемых
коррекционных школ,
в которых будет обновлена
материально-техническая база
Таблица
индикаторов
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение начиная с 2020 года |
Значение Удмуртской Республики |
1 |
Численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, от общего числа детей указанной категории (человек) |
2783 |
2783 |
2 |
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей |
2783 |
2783 |
3 |
Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология", в год получения субсидии (процентов) |
100 |
100 |
Приложение 2
к Описанию предполагаемых
коррекционных школ,
в которых будет обновлена
материально-техническая база
Предполагаемая сеть
коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы (заполняется в порядке приоритета)
N |
Наименование субъекта РФ |
Название муниципального образования |
Название коррекционной школы (по уставу) |
Общая численность обучающихся |
Численность педагогических работников |
1 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа N 39" г. Ижевска |
240 |
54 |
2 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа N 79" г. Ижевска |
270 |
63 |
3 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Воткинск" |
МКОУ "Воткинская СКОШ" |
187 |
40 |
4 |
Удмуртская Республика |
МО "Якшур-Бодьинский район" |
МКОУ "Старозятцинская школа-интернат" |
237 |
44 |
5 |
Удмуртская Республика |
МО "Якшур-Бодьинский район" |
МКОУ "Якшур-Бодьинская школа-интернат" |
90 |
48 |
6 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа N 256" г. Ижевска |
121 |
60 |
7 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа-интернат N 15" г. Ижевска |
131 |
77 |
8 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа N 101" г. Ижевска |
96 |
35 |
9 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Сарапул" |
МКОУ "СОШИ N 19" |
167 |
48 |
10 |
Удмуртская Республика |
МО "Игринский район" |
МКОУ "Зуринская школа-интернат" |
114 |
54 |
11 |
Удмуртская Республика |
МО "Кезский район" |
МКОУ "Озоно-Чепецкая школа-интернат" |
70 |
36 |
12 |
Удмуртская Республика |
МО "Ярский район" |
МКОУ "Ярская школа-интернат" |
53 |
26 |
13 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Можга" |
МКОУ "КШ N 7" г. Можги |
136 |
37 |
14 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Глазов" |
МКОУ "ОШ N 5 г. Глазова УР" |
212 |
54 |
15 |
Удмуртская Республика |
МО "Увинский район" |
МОУ "Новомултанская школа-интернат" |
91 |
36 |
16 |
Удмуртская Республика |
МО "Малопургинский район" |
МКОУ "Кечевская школа-интернат" |
73 |
31 |
17 |
Удмуртская Республика |
МО "Завьяловский район" |
МКОУ "Завьяловская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" |
154 |
50 |
18 |
Удмуртская Республика |
МО "Город Ижевск" |
МКОУ "Школа N 75" г. Ижевска |
202 |
49 |
19 |
Удмуртская Республика |
МО "Можгинский район" |
МКОУ "Большеучинская СКОШИ" |
139 |
43 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 4 июля 2019 г. N 796-р "Об организации работы, направленной на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Удмуртской Республике"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 4 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru 8 июля 2019 г.