Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 N 11-П "По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда" признаны не соответствующими Конституции РФ положения статьи 217 НК РФ, поскольку они в силу своей неопределенности допускают возможность налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.
Статьей 217 НК РФ определены доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. К таким доходам, в частности, относятся отдельные государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределенность, поскольку нормы статьи 217 НК РФ не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет НДФЛ ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий. Например, такой налог не удерживается с указанной выплаты, получаемой ветеранами боевых действий в отделениях Пенсионного фонда России, а налоговые органы исходят из буквального понимания положений закона: поскольку такая выплата не поименована в п. 3 ст. 217 НК РФ, это влечет необходимость ее включения в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Как указал Конституционный Суд РФ, положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Регламентация этих вопросов - прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости.
Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, выделены категории ветеранов, в частности ветеранов боевых действий (статья 1), а также определен круг лиц, относящихся к данной категории, и предусмотрены для них меры социальной поддержки (статьи 3, 16 и 23.1).
Так, для ветеранов боевых действий устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в фиксированном размере и подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством, ежемесячная денежная выплата, которая по волеизъявлению получателя может направляться на финансирование предоставления ему социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", к числу которых отнесены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Ежемесячные денежные выплаты ветеранам, в том числе ветеранам боевых действий, как это следует из федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей.
Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им социальных услуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.
Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев. Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.
В связи с чем, Конституционный Суд РФ рекомендовал федеральному законодателю внести в статью 217 НК РФ соответствующие изменения. До внесения необходимых поправок, положения статьи 217 НК РФ не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.
Старший помощник |
Е.Н. Барабаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Приморского края от 26 апреля 2016 г. "Ежемесячная выплата ветеранам боевых действий не должна облагаться НДФЛ"
Текст информации официально опубликован не был
Текст информации размещен на сайте Прокуратуры Приморского края в Internet (http://prosecutor.ru)