На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ "Дирекция ТДФ" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочёк-Бежецк-Сонково на участках: км 32+300 - км 35+896, км 36+838 -км 42+410, км 43+053 - км 92+530, км 96+150 - км 131+610, км 162+690 -км 178+270, в Вышневолоцком, Удомельском городских округах, Максатихинском, Бежецком, Сонковском районах Тверской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0136500001122001005) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.12.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.01.2023.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 04.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 306 771 380 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджета Тверской области,КБК - 10404095810357840244, 1040409581R110040244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.04.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на момент размещения Извещения) Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "ТЕХНОСТРОЙ" заключен государственный контракт от 17.05.2022 N 6/2022-ИС (реестровый номер в ЕИС - 2690500901822000023).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочёк-Бежецк-Сонково на участках: км 32+300- км 35+896,км 36+838- км 42+410, км 43+053- км 92+530, км 96+150- км 131+610,км 162+690- км 178+270, в Вышневолоцком, Удомельском городских округах, Максатихинском, Бежецком, Сонковском районах Тверской области.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации ФАС России письмом от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации 1-3 климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется во второй климатической зоне.
Вместе с тем согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 306 771 380 руб.
При этом формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2 306 771 380 руб., обеспечением заявки на участие в Конкурсе в размере 115 338 569 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 230 677 138 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2 306 771 380 руб. во второй климатической зоне не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Конкурсе, а именно 1 заявка.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших объект закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 16.01.2023 по делу N П-8/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2023 г. N П-8/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023