На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (далее - Заказчик), Администрации города Нижний Тагил (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Нижний Тагил в 2022-2024 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0162300000822000015) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.12.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.01.2023.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 180 721 538,58 руб.;
4) источник финансирования - средства местного бюджета,КБК - 90304090330110000244, 9030409033R143932244, 9030409033R1S3932244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.03.2022;
6) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на момент размещения Извещения) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подана ни одна заявка;
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочёк-Бежецк-Сонково на участках: км 32+300- км 35+896,км 36+838- км 42+410, км 43+053- км 92+530, км 96+150- км 131+610,км 162+690- км 178+270, в Вышневолоцком, Удомельском городских округах, Максатихинском, Бежецком, Сонковском районах Тверской области.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации ФАС России письмом от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации 1-3 климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках 1-3 климатических зон.
Вместе с тем согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 180 721 538,58 руб.
Комиссия приходит к выводу, что формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 180 721 538,58 руб., обеспечением заявки на участие в Аукционе в размере 59 036 076,93 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 354 216 461,57 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу,что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 180 721 538,58 руб. для 1-3 климатических зон не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки,о чем свидетельствует отсутствие поданных заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших объект закупки закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом проведена новая процедура, по которой заключен муниципальный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 17.01.2023 по делу N П-10/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2023 г. N П-10/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023