Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Сысоева К.В. (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172100008122000038) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требования к участникам закупки;
2) неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе предложения участника закупки о цене контракта;
3) неправомерно указавшего в проекте контракта Извещения цену контракта;
4) не установившего в проекте контракта Извещения обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком;
5) установившего ненадлежащим образом в проекте контракта Извещения сроки приемки оказанных услуг;
6) установившего ненадлежащим образом в проекте контракта Извещения ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
7) неправомерно установившего в проекте контракта Извещения требование о предоставлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии;
8) ненадлежащим образом установившего в проекте контракта Извещения требование к сроку действия независимой гарантии.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.01.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещние размещено в ЕИС - 30.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 9 490 000 руб.;
4) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 28 560,40 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020242;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.01.2023;
7) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
8) дата подачи ценовых предложений - 16.01.2023;
9) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта подано 4 участниками Аукциона;
10) по итогам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе,все заявки участников Аукциона признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки "128", с минимальным предложением о сумме цен единиц товара, работы, услуги в размере 4 757,20 руб.
1. Согласно доводу Заявителя в Извещении Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом Извещение не содержит перечень таких требований.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31
Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям,а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 Извещения Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Извещении не установлен перечень требований в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что объектом закупки является оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей, в связи с чем требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к таким участникам не предъявляются.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в Извещении, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все участники закупки соответствуют установленным требованиям Извещения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки участника предложения участника закупки о цене контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС закупка проводится в форме электронного аукциона.
Пунктом 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения установлено требование о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем положениями статьи 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление предложения о цене в составе заявки на участие в Аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки Извещения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все заявки участников Аукциона признаны соответствующими Извещению.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно в проекте контракта Извещения указана цена контракта.
Пунктом 5 части 2 статья 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 24 статьи 22 Закона о контактной системе установлено,что в случае невозможности определения количества поставляемых товаров, объема подлежащих выполнению работ, оказания услуг, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта.
Комиссией установлено, что Аукцион проводится с учетом положений части 24 статьи 22 Закона о контактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контактной системе, в проект контракта включается максимальное значение цены контракта и цена единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 2.1 проекта Контракта Извещения установлено, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и составляет 9 490 000 руб., в том числе налогом на добавленную стоимость не облагается.
Вместе с тем, Комиссией установлено, закупка осуществляется за единицу товара, работы, услуги, ввиду чего максимальное значение цены контракта определено до заключения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в нарушение положений
Закона о контрактной системе в проекте контракта Извещения не установлено обязательное требование об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком
В соответствии с пунктом 2 части 13 статья 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу,в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2.12 проекта контракта Извещения, в случае, если контракт заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом в проекте контракта Извещения установлены сроки приемки оказанных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.1.1 проекта контракта Извещения установлено, что заказчик должен принять и подписать документ о приемке в течение 3 рабочих дней после предъявления документа о приемке.
При этом пунктом 5.2.2 проекта контракта Извещения установлено,что Заказчик обязуется осуществлять приемку услуг не позднее 7 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что при составлении проекта контракта Извещения допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в проекте контракта Извещения сроки приемки услуг, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе,что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом в проекте контракта Извещения установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено,что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом,за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017
N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. руб.;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. руб. до 100 млн. руб. (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. руб. до 500 млн. руб. (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. руб. до 2 млрд. руб. (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. руб. до 5 млрд. руб. (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. руб. до 10 млрд. руб. (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. руб..
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
б) 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. руб.
до 50 млн. руб. (включительно);
в) 10000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн. руб.
до 100 млн. руб. (включительно);
г) 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб..
В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (включительно);
б) 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. руб.
до 50 млн. руб. (включительно);
в) 10000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн. руб.
до 100 млн. руб. (включительно);
г) 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб..
Разделом 7 проекта контракта Извещения установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 7.5 проекта контракта Извещения установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в виде суммы равной 5% цены контракта и составляет 474 500 руб.
Согласно пункту 7.6 проекта контракта Извещения за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом,за исключением просрочки исполнения обязательств, которые не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в размере 5000 руб.
Пунктом 7.7 проекта контракта Извещения установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) 5000 руб.
Из жалобы заявителя следует, что в проекте контракта Извещения неправомерно установлен фиксированный размер штрафа, что не соответствует Правилам.
Вместе с тем Комиссией установлено, Аукцион проводится с учетом части 24 статьи 22 Закона о контактной системе, следовательно, размеры штрафов установлены от максимального значения цены контракта, которая является неизменной.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта Извещения неправомерно установлено требование о предоставлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно пояснениям Заявителя, пунктом 12.4.2 проекта контракта Извещения установлено, что способ обеспечения исполнения Контракта определяется исполнителем самостоятельно: банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, либо внесение денежных средств на счет Заказчика.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе внесены изменения, согласно которым заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, также в части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе слова "случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую" заменить словом "независимую", после слова "гаранта" дополнить словами "при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации", слово "пять" заменить словом "десять", слова "банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии" заменить словами "независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование о возможности предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения государственного контракта вместо независимой гарантии, не соответствуют части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта Извещения ненадлежащим образом установлено требование к сроку действия независимой гарантии.
Пунктом 12.4.3 Контракта установлено, что банковская гарантия, выбранная исполнителем в качестве обеспечения исполнения Контракта, должна вступать в силу не позднее даты заключения Контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 месяц.
Пунктом 11.1 проекта контракта Извещения установлен срок действия контракта - с момента заключения контракта до 31.12.2024.
Пунктом 11.2 проекта контракт Извещения установлен срок оказания услуг - с момента заключения настоящего контракта до 21.12.2024.
Согласно жалобе Заявителя, пунктом 12.4.3 проекта контракта Извещения установлено, что срок действия независимой гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 месяц. При этом, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего условия к сроку действия независимой гарантии нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сысоева К.В. обоснованной в части пунктов 1, 2, 5, 7 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34, пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1, части 3 статьи 96
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений
Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.01.2023 по делу N 28/06/105-37/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2023 г. N 28/06/105-37/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023