Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителя государственного заказчика - ФГБНУ ФНЦ ВНИИ сои (далее - Заказчик) Зуевой Н.А., действующей на основании доверенности от 16.01.2023 N 05/2023-Д (в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи),
без участия представителя АСО "Общественный контроль", направившего в Амурское УФАС России информацию о нарушении Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки N 0323100004322000014 (лицо уведомлено надлежащим образом о времени, дате и месте проведения внеплановой проверки закупки),
провела внеплановую проверку закупки, осуществленной способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку климатической камеры роста растений, объявленной извещением от 11.07.2022 N 0323100004322000014 на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru и Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика поддержала доводы, указанные в представленных в материалы дела письменных пояснениях, с нарушениями, указанными в обращении АСО "Общественный контроль" согласилась.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
11.07.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru размещено извещение N 0323100004322000014 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку климатической камеры роста растений.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 923,33 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 11.07.2022 в 15:20. Дата и время окончания срока подачи заявок - 19.07.2022 в 13:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 19.07.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.07.2022.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0323100004322000014 от 19.07.2022 следует, что в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки с идентификационным N 112290066.
01.08.2022 Заказчиком с ООО "Девиант" заключен государственный контракт N 009 на поставку климатической камеры роста растений.
Согласно пункту 1.2 контракта N 009 наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с приложением N 1 к контракту N 009, ООО "Девиант" обязуется поставить следующий товар - климатическая камера роста растений "Фитотрон ЛиА-1" (страна производитель - Россия).
На дату проведения Комиссией Амурского УФАС России проверки закупки N 0323100004322000014, контракт N 009 сторонами исполнен в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителя Заказчика, исследовав материалы дела, информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) в соответствии с часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях NN 1,2 к Приказу N 126н.
Как следует из извещения N 0323100004322000014 объектом закупки является климатическая камера роста растений (ОКПД 28.21.13.119 "Электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки").
Согласно пункта 1.1. Приказа N 126н (в редакции, действовавшей на момент проведения рассматриваемой закупки) при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (в редакции, действовавшей на момент проведения рассматриваемой закупки).
В силу приложения N 1 к Приказу N 126н, товар, являющийся предметом закупки N 0323100004322000014, относится к продукции, в отношении которой должны быть установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15 %.
Однако, как установлено Комиссией Амурского УФАС России, при размещении закупки N 0323100004322000014 такие преимущества участникам закупки Заказчиком в нарушение части 1 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, не установлены.
Кроме того, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как пояснила представитель Заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России, что также подтверждается материалами дела (экономическим обоснованием начальной (максимальной) цены контракта), начальная (максимальная) цена контракта определена на основании трех коммерческих предложений, в которых к поставке предложен единственный товар - климатическая камера роста растений "Фитотрон ЛиА-1" (страна производитель - Россия).
Следовательно, фактически описанию объекта закупки N 0323100004322000014 соответствует единственный товар - климатическая камера роста растений "Фитотрон ЛиА-1" (страна производитель - Россия).
При этом обоснование необходимости удовлетворения потребности заказчика конкретным производителем и конкретным товаром Заказчиком в извещении о рассматриваемой закупке отсутствует.
Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России считает, что установленное Заказчиком требование к поставляемому товару не обусловлено спецификой использования товара, а направлено на ограничение конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупок.
Вышеперечисленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку по результатам закупки государственный контракт заключен и исполнен, правовое основание для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе у Комиссии Амурского УФАС России отсутствует.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку по информации, поступившей от АСО "Общественный контроль", о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при проведении осуществлении закупки, осуществленной способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку климатической камеры роста растений, объявленной извещением от 11.07.2022 N 0323100004322000014 на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru и Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный научный центр "Всероссийский научно-исследовательский институт сои" нарушившим часть 1 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 18 января 2023 г. N 028/06/99-805/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023