Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителей: от заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью Издательский центр "Мой учебник" (далее - ООО "Мой учебник", Заявитель); от муниципального заказчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Школа N 16 города Благовещенска" (далее - Заказчик); от уполномоченного органа - администрации города Благовещенска (далее - Уполномоченный орган); от участников закупки - ИП Грудиновой С.Ю., ООО "Програмлаб" (сторонам разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителя ООО "СИГМА-АВИ" (жалоба обществом отозвана до рассмотрения по существу, по информации, изложенной в жалобе проводится внеплановая проверка), а также ООО "Аванта",
рассмотрела поступившие в Амурское УФАС России от ООО "Мой учебник" и ООО "Аванта" жалобы на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку атласа трёхмерного интерактивного для оснащения объекта "Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область", объявленного извещением от 29.12.2022 N 0123300008222000517 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: описании предмета закупки, соответствующем товару единственного производителя и неправомерном объединении в один лот товаров с различными кодами ОКПД 2.
Заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель ООО "Мой учебник" доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии Амурского УФАС России с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах, представленных в материалы дела. Просили признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, исследовав материалы дела, проведя внеплановую проверку закупочной процедуры
УСТАНОВИЛА:
Решением Благовещенской городской Думы от 23.12.2021 N 34/131 администрация города Благовещенска наделена полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков муниципального образования города Благовещенска, а также утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом (далее - Порядок N 34/131).
Пунктом 2.1 Порядка N 34/131 определено, что в целях осуществления закупок заказчики в порядке, утвержденном уполномоченным органом, формируют заявку на закупку в "АЦК-Госзаказ" в виде электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя заказчика или иного лица, уполномоченного на подписание заявки на закупку, с указанием информации, предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона. Подаваемая заявка на закупку свидетельствует о решении заказчика осуществить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и наличии у него на то правовых оснований, в том числе предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней с даты поступления заявки на закупку рассматривает поступившую заявку на закупку и выносит в "АЦК-Госзаказ" решение о принятии в обработку заявки на закупку с последующим формированием с помощью ЕИС и размещением в ЕИС извещения об осуществлении закупки с электронными документами, указанными в статье 42 Закона, в том числе предусмотренными подпунктами 1 - 6 пункта 2.1.1 настоящего Порядка, содержание которых определяют заказчики, или выносит решение об отказе в принятии в обработку заявки на закупку (пункт 2.2 Порядка N 34/131).
Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании заявки муниципального заказчика на закупку, созданной в автоматизированной системе "АЦК-Госзаказ" в виде электронных документов, подписанных электронной подписью руководителя МАОУ "Школа N 16 города Благовещенска", с указанием информации, предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, с приложением описания объекта закупки, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, требований к содержанию, составу заявки па участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, проекта контракта, уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - администрацией города Благовещенска в лице управления муниципального заказа, 29.12.2022 объявлен электронный аукцион на поставку атласа трёхмерного интерактивного для оснащения объекта "Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область" N 0123300008222000517.
Закупка осуществлена в рамках реализации национального проекта "Образование", регионального проекта "Современная школа", государственной программы "Развитие образования Амурской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 997 280,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 29.12.2022 17:45 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.01.2023 08:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 16.01.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18.01.2023.
Предмет закупки определен заказчиком по коду позиции 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Изменения в извещение не вносились, запросы на разъяснении извещения не поступали.
По окончании срока подачи заявок поданы 4 заявки на участие в электронном аукционе с идентификационными номерами заявок 113392805 (ООО "ПКФ "БК- студия"), 113378987 (ИП Груднова Светлана Юрьевна), 113392853 (ООО "ПрограмЛаб") и 113394681 (ООО "ТБС").
По результатам проведения электронного аукциона и подачи ценовых предложений снижения начальной (максимальной) цены контракта составила 9,00% (3 637 524,80 рублей).
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0123300008222000517 от 18.01.2023 комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании заявок всех участников соответствующими извещению об осуществлении закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113392805, с ценовым предложением 3 637 524,80 рублей.
Доводы заявителей жалоб о нарушениях законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания па товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией па указанные машины и оборудование.
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использовании такой информации.
Однако, пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Определение кода по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции КТРУ с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код КТРУ как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг.
Предмет рассматриваемой закупочной процедуры заказчиком определен с учетом требований пункта 2.24.91 "Трехмерный анатомический атлас" приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2022 N 70483).
Из пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что заказчику требуется товар, не соответствующий имеющимся в КТРУ позициям - атлас трехмерный интерактивный, являющийся целым комплексом, содержащим трехмерные модели и состоящий из:
1) анатомического сенсорного стола со встроенной графической станцией;
2) беспроводного устройства воспроизведения иммерсионной виртуальной реальности;
3) устройства беспроводной связи с управлением воспитательной и внеучебной работы (УВиВР);
4) сетевого USB-ключа активации;
5) программного обеспечения комплекса на USB носителе;
6) модуля запуска ресурсов;
7) модуля ресурсов "Интерактивный трехмерный атлас анатомии человека".
Таким образом, Заказчику для оснащения строящегося объекта к поставке необходим комплекс, реализованный в виде системы из взаимосвязанных и совместимых между собой компонентов, то есть сложное устройство, образующее единое целое, и предполагающее использование по его общему назначению. Закупка же отдельных товаров с целью их дальнейшего объединения в комплекс не может быть осуществлена силами заказчика, так как подобное решение не может гарантировать совместимость указанных товаров, а, следовательно, и возможность их использования в качестве комплекса для обеспечения учебного процесса.
Следует отметить, что указание Заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы ему с учетом специфики его деятельности, либо специфики использования закупаемого товара, не может рассматриваться как самостоятельное основание для вывода о наличии признаков ограничения конкуренции, круга участников закупки.
В данном случае наличие конкуренции подтверждается не только количеством участников закупки, непосредственно претендовавших на заключение контракта на условиях, объявленных в извещении и подавших свои заявки на участие в аукционе, но и поступившими в адрес заказчика коммерческими предложениями, полученными последним с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Довод заявителей жалоб о неправомерности включения в данную закупку позиции 1.3.3 Приложения N 1 "Описание объекта закупки" - устройство беспроводной связи с управлением воспитательной и внеурочной работы (УВиВР) (объединения в один лот указанной позиции и иных позиций предмета закупки) является несостоятельным.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае атлас трехмерный интерактивный закупается как единое целое и неделимое решение, работоспособность которого не гарантируется в случае разделения на разные закупки. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе техническим заданием (описанием объекта закупки), согласно которому в строке 1 указано наименование товара - атлас трёхмерный интерактивный (ОКПД2 32.99.53.139), требуемое значение помимо прочего: виртуальный комплекс с программным обеспечением, позволяющим произвести демонстрацию устройства организма человека, в том числе с помощью радиологических снимков, поддерживающего работу в системе виртуальной реальности, а также на сенсорной демонстрационной панели.
В раздел 1.3 "Общий состав комплекса" описания объекта закупки входит неотъемлемая часть данного комплекса - устройство беспроводной связи с управлением воспитательной и внеурочной работы (УВиВР) (строка 1.3.3) и программное обеспечение комплекса на USB носителе (строка 1.3.5).
Необходимость приобретения заказчиком указанных позиций по отдельности, равно как и отсутствие взаимосвязи товаров, названных в этих позициях заявителями жалоб не доказана, материалы дела такого обоснования не содержат.
В части доводов жалоб об ограничении конкуренции путем описания объекта закупки, соответствующего единственному производителю опровергается материалами дела.
Так, в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком сделан запрос о предоставлении ценовой информации от 21.12.2022 N б/н пяти потенциальным участникам. По результатам такого запроса получены три коммерческих предложения.
В ходе проведения закупочной процедуры поступило 4 заявки на участие в аукционе с предложением о поставке товара различных производителей: атлас трехмерный интерактивный PL-Anatomy и интерактивный анатомический трехмерный атлас-стол "Пирогов".
Нарушений законодательства о контрактной системе в ходе проведенной внеплановой проверки рассматриваемого аукциона Комиссией Амурского УФАС России не установлено.
Рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью Издательский центр "Мой учебник" и общества с ограниченной ответственностью "Аванта" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку атласа трёхмерного интерактивного для оснащения объекта "Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область", объявленного извещением от 29.12.2022 N 0123300008222000517 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, проведя внеплановую проверку названной закупочной процедуры, в том числе по информации, представленной обществом с ограниченной ответственностью "СИГМА - АВИ", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Издательский центр "Мой учебник" необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аванта" необоснованной.
3. Нарушений законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Школа N 16 города Благовещенска" и уполномоченного органа - Администрации города Благовещенска не выявлено.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 20 января 2023 г. N 028/06/105-36/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - учебники - участники закупок - электронный аукцион - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023