Резолютивная часть объявлена 18 января 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 23 января 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя заказчика - Комитета городского хозяйства города Курска (далее - Комитет городского хозяйства г. Курска) <_> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" (далее - ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ") <_> (личность удостоверена) и представителя <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/2269305047, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N72 от 12.01.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом городского хозяйства г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" (адрес: 305009 Курская область г. Курск ул. Маяковского, д 48 а, комната 18; ИНН: 4632230648), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 11.01.2023 г. (вх. N78) поступило обращение заказчика - Комитета городского хозяйства г. Курска о включении информации в отношении ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" (адрес: 305009 Курская область г. Курск ул. Маяковского, д. 48 а, комната 18; ИНН: 4632230648) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Благоустройство мест отдыха в урочище Солянка, по адресу: г. Курск, ул. Парк Солянка, 16" (закупка N0744200000222001924).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
24.03.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного конкурса N0744200000222001924 для нужд заказчика по предмету: "Благоустройство мест отдыха в урочище Солянка, по адресу: г. Курск, ул. Парк Солянка, 16", проект контракта, ИКЗ:223463226279146320100100320014299244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 983 715 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2022 NИЭОК1, по результатам рассмотрения заявок участников закупки победителем было признано ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" (идентификационный номер участника закупки 1).
25.04.2022 г. между заказчиком Комитетом городского хозяйства г. Курска и ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" был заключён Контракт N045.2022.КЗ от 25.04.2022 г. по предмету: "Благоустройство мест отдыха в урочище Солянка, по адресу: г. Курск, ул. Парк Солянка, 16" на сумму 2 700 000 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 34632262791 22 000019) (далее - Контракт).
Пунктом 4.1. Контракта определено: "Общий срок выполнения работ - по 01.10.2022 г. со дня, следующего за днем заключения контракта.
Объем работ по контракту должен быть исполнен в один этап".
Как следует из п. 3.2. Контракта: "Представителем Заказчика является Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Курска" (г. Курск, ул. Советская, 47 а, телефон: +7(4712)549558), (далее - Технический заказчик)".
Как следует из документов, представленных в материалы дела ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" 07.06.2022 направило в адрес МКУ "УКС г. Курска" письмо N39 от 07.06.2022 с просьбой оказать содействие в поставке лома асфальтобетонного (асфальтная крошка/фрезерат).
29.07.22 от МКУ "УКС г. Курска" в адрес Общества поступило письмо N1433 от 29.07.22, в котором представитель Заказчика, указал на то, что "лом асфальтобетонный (асфальтная крошка/фрезерат) находится на базе МКУ "УКС Города Курска" по адресу: ул. 50 лет Октября, 118 б. Вывоз материала прошу организовать самостоятельно".
Как следует из письменных пояснений ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ", представленных в материалы дела: "По факту приезда на базу МКУ "УКС Города Курска" лом асфальтобетонный (асфальтная крошка/фрезерат) нам отпустить отказались. В свободной продаже лом асфальтобетонный (асфальтная крошка/фрезерат) отсутствует. По устой договорённости с МКУ "УКС г. Курска" нам согласовали выполнение работ без засыпки фрезератом. Вместе с тем, места засыпки фрезерата были полностью подготовлены, засыпаны песком, которого нет в контракте".
19.10.2022 ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" было отправлено письмо в адрес МКУ "УКС г. Курска" N61 с просьбой согласовать диаметр трубы.
Из устных и письменных пояснений ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ", представленных в материалы дела следует, что официального ответа на данное обращение в адрес общества не поступало, диаметр трубы ПНД был согласован с МКУ "УКС г. Курска в устной форме.
19.10.2022 ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" было отправлено письмо N 62 в адрес МКУ "УКС г. Курска" с просьбой согласовать светильники.
Как следует из материалов дела, ответа на данное письмо в адрес Общества не поступало, в связи с чем 23.11.22 ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" было отправлено ещё одно письмо по согласованию светильников.
29.11.2022 МКУ "УКС г. Курска" как следует из письма N2389 от 29.11.2022, согласовало замену светильников без увеличения сметной стоимости контракта.
19.10.2022 Подрядчиком было направлено письмо N60 в адрес МКУ "УКС г. Курска" с просьбой согласовать ширину дорожки, так как сделать дорожку в соответствии с документацией невозможно из-за растущих деревьев.
Из устных и письменных пояснений ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ", представленных в материалы дела следует, что официального ответа на данное обращение в адрес общества не поступало, ширина дорожки была согласована с МКУ "УКС г. Курска в устной форме.
26.12.2022 был составлен Акт осмотра, в котором были указаны выявленные нарушения, с которыми, как указано в акте ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" не согласно.
26.12.2022 в адрес Заказчика ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" было направлено письмо N70 от 26.12.2022 с просьбой дать пояснение причины отказа в приёмке выполненных работ.
27.12.22 в адрес Заказчика ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" было направлено письмо N71 с повторной просьбой дать пояснение причины отказа в приёмке выполненных работ.
Комитетом городского хозяйства г. Курска в связи с неисполнением ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" условий Контракта, 29.12.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из устных пояснений представителя ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ", ответа в адрес Общества на письма N70 от 26.12.202, N71 от 27.12.2022 от Заказчика не поступало.
Генеральный директор ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" в своих письменных пояснениях, представленных в материалы дела, указал на то, что "Представитель МКУ "УКС города Курска" присутствовал на объекте и видел отхождение от проектно-сметной документации, согласовывал в устной форме ширину дорожки, светильники, трубы ПНД, не составлял акт и не производил запись в общем журнале работ о нарушениях выполняемых работ, не приостанавливал работы.
Таким образом считаем, что выполненные работы произведены без нарушений.
Считаем, что выполнили все действия и приложили все силы для исполнения контракта".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Вместе с тем, в установленный контрактном срок, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.5. Контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
нарушения Подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 15 дней или в случае, если Подрядчик выполняет работу, таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
-нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 15 дней;
-несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 дней;
нарушение Подрядчиком условий контракта, которое влечет для Заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта;
существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству товара (материалов) используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ)".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы 27.12.2022.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 27.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 09.01.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ", направленного на уклонение от исполнения обязательств по контракту N045.2022.КЗ от 25.04.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено принятие ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения абз. 4 пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении ООО "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету городского хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХСТРОЙМОНТАЖ" (адрес: 305009 Курская область г. Курск ул. Маяковского, д 48 а, комната 18; ИНН: 4632230648) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 23 января 2023 г. N РНП-46-713
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023