Резолютивная часть объявлена 24 января 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 27 января 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (далее - ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА") <_> (личность удостоверена) и представителя <_> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителя заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска) Быковой К.Г. (по доверенности, личность удостоверена), <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0834847180, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N157 от 19.01.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом ЖКХ г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 18.01.2023 г. (вх. N208) поступило обращение заказчика - Комитета ЖКХ г. Курска о включении сведений в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения N2022.1109461 от 10.10.2022 по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N39 по проезду Магистральный 18, д. 31" (ИКЗ:223462905030046320100100020000000243).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
03.10.2022 г. в Региональной информационной системе в сфере закупок с использованием электронного магазина муниципального образования "Город Курск"" "https://zmokursk.rts-tender.ru" Заказчиком размещены извещение о закупке у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе_", проект договора и спецификация. Предмет закупки малого объема: "Капитальный ремонт квартиры N39 по проезду Магистральный 18, д. 31"".
Начальная (максимальная) цена контракта - 505 074 руб. 47 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N5031539 от 05.10.2022, победителем закупки было признано ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (порядковый номер заявки 1).
10.10.2022 г. между заказчиком Комитетом ЖКХ г. Курска и ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" был заключён Контракт N2022.1109461 от 10.10.2022 по предмету: "Капитальный ремонт квартиры N39 по проезду Магистральный 18, д. 31" (ИКЗ:223462905030046320100100020000000243) на сумму 449 516 руб. 28 коп. (далее - Контракт).
Пунктом 3.1. Контракт определено: "Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Начало работ: со дня заключения контракта.
Сроки выполнения работ: по 14.12.2022 г.".
Как следует из п 5.5.1, проекта Контракта: "В случае, если представленные результаты работ в полной мере соответствуют условиям Контракта, установленным требованиям к качеству, безопасности, МКУ "Городская инспекция ЖКХ" в течение 2-х рабочих дней осуществляет проверку исполнительной документации на соответствие условиям Контракта и направляет "Заказчику" на утверждение. "Заказчик" принимает результат работ, подписывает и утверждает акт сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2)".
В соответствии с п. 5.5.2. Контракта, "В случае, если представленные результаты работ содержат отклонения от условий Контракта, МКУ "Городская инспекция ЖКХ" составляет перечень замечаний к результату выполненных работ, в котором указывает недостатки результатов работ, явившиеся причиной для отказа от их приемки, а также порядок и сроки для устранения выявленных недостатков и в письменном виде об этом извещает "Подрядчика" и "Заказчика". При этом представитель "Заказчика" не подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2).
Результаты работ с замечаниями и (или) претензиями подлежат доработке "Подрядчиком" в установленные сроки.
Доработка результатов работ осуществляется "Подрядчиком" за свой счет без последующей компенсации этих расходов "Заказчиком".
В случае обнаружения ошибок в представленной "Подрядчиком" исполнительной документации, МКУ "Городская инспекция ЖКХ" в течение двух рабочих дней составляет перечень замечаний для их устранения и в письменном виде уведомляет "Подрядчика" и "Заказчика".
В пункте 5.6. Контракта установлено следующее: "МКУ "Городская инспекция ЖКХ", обнаружившее после приемки работ отступления от настоящего Контракта, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки работ (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты "Подрядчиком", обязан известить об этом "Подрядчика" в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения, а "Подрядчик" обязуется устранить допущенные нарушения в сроки, установленные МКУ "Городская инспекция ЖКХ".
Как следует из документов, представленных в материалы дела ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" 14.12.2022 направило в адрес Комитет ЖКХ г. Курска письмо N25 от 14.12.2022, в котором уведомило заказчика об окончании работ, предусмотренных Контрактом.
15.12.2022 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" была направлена претензия N12331/02.1.01-01 в которой указано на то, что "По состоянию на 16.12.2022 работы не завершены. Сроки выполнения работ нарушены", а также указано на "немедленное завершение работ и предъявление к сдаче".
Комитетом ЖКХ г. Курска 20.12.2022 в ответ на уведомление ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" N24 от 14.12.2022 направлена претензия N12489/02.1.01-01, в которой указано: "Исходя из информации, представленной сотрудниками Инспекции по состоянию на 19.12.2022 работы не завершены. Сроки выполнения работ нарушены.
Не выполнены следующие виды работ:
- замена напольного покрытия;
- отделка стен и потолков;
- смена дверных и оконных заполнений;
- смена сантехники, газовой плиты;
- установка /смена/ счетчиков.
На основании вышеизложенного, прошу Вас полностью завершить выполнение работ и предъявить к сдаче".
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" направлены претензии (N12331/02.1.01-01 от 15.12.2022 г. и N12489/02.1.01-01 от 20.12.2022 г.), в которых как это предусмотрено пунктами 5.5.2, 5.6. Контракта не указаны сроки и порядок устранения выявленных недостатков.
Как следует из пояснений ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА", представленных в материалы дела: "По готовности к сдачи выполненных работ, по условиям главы 5 Муниципального контракта N2022.1109461 подрядчик исходящим N24 от 14.12.2022 г. сообщил в адрес Заказчика об окончании работ по выполнению капитального ремонта квартиры N39 по проезду Магистральный 18, д.31 (основание уведомление / извещение посредством эл.
Почты от 14.12.2022 г).
Так как Заказчик отказался от получения Актов выполненных работ КС-2/КС-3 от 14.12.2022 г. нарочно, указанные акты направлены Подрядчиком посредством эл. почты 21.12.2022 г. charyevasvetlana@mail.ru специалисту отдела контроля МКУ "Городская инспекция ЖКХ"".
20.12.2022 Подрядчик повторно уведомил Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ.
27.12.2022 Комитетом ЖКХ г. Курска в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" направлено письмо N12855/02.1.01-01 с повторной претензией, из которой следует, что на дату 27.12.2022 работы не завершены, а также указано на срок (29.12.2022 г.), в который необходимо завершить выполнение работ и предъявить к сдаче.
Вместе с тем, Заказчиком 28.12.2022 до наступления указанного в претензии от 27.12.2022 г. срока (29.12.2022 г.) проведен осмотр объекта. Таким образом, Заказчик сократил Подрядчику срок по устранению недостатков на 1 день, который сам предоставил подрядчику.
29.12.2022 Заказчиком в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" была направлена претензия N13012/02.1.01-01, в которой указано, что согласно составленному до истечения срока установленного Комитетом ЖКХ г. Курска для завершения работ (29.12.2022 г.) Акту осмотра муниципальной квартиры N91 по ул. Республиканская, д. 50А от 28.12.2022, в ходе обследования выявлено следующее: "в ходе обследования работ по капитальному ремонту рассматриваемой квартиры выявлено следующее:
- частично не выполнены работы по устройству потолочного плинтуса;
- частично не выполнены работы по окраске поверхности потолков;
- частично не выполнено оштукатуривание поверхности стен;
- оклейка обоями поверхности стен выполнена с нарушениями (имеются дефекты в виде вздутий; обои в углах стен разорваны; стыки на обоях выполнены внахлест и отклеиваются);
- не выполнены работы по окраске поверхности стен;
- не установлены пластиковые вентиляционные решетки;
- частично не выполнены работы по устройству плинтуса для полов;
- не выполнены работы по укладке металлических стыкоперекрывающих профилей (порожков);
- не выполнена работа то установке дверей из ПВХ профиля "зимнего холодильника" под окном на кухне;
- не выполнены работы по ремонту штукатурки и окраске дверных откосов;
- не выполнена установка сантехнического оборудования (унитаз; умывальник, ванна; смесители; мойка на одно отделение; полотенцесушитель; счетчиков холодной и горячей воды);
- не выполнена окраска труб и радиаторов;
- не выполнены работы по установке газовой плиты и газового счетчика;
- не установлен антрессольный шкаф;
- выключатели не закреплены в установленных коробках".
Кроме того, в вышеуказанной претензии Заказчик сообщил Подрядчику о принятии решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. При том, что Заказчиком ни в одном письменном документе, имеющемся в материалах дела, не отражены причины отказа в подписании документа о приемке, предусмотренного п. 5.5.2. Контракта.
В соответствии с п. 5.7. Контракта "При возникновении между "Заказчиком" и "Подрядчиком" спора по поводу недостатков выполненных работ или их причин, по требованию любой из Сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет "Подрядчик", за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений "Подрядчиком" условий настоящего Контракта или причинной связи между действиями "Подрядчика" и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет Сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между Сторонами- обе Стороны поровну".
При этом, как подтверждается материалами дела, несмотря на наличие недостатков выявленных работ, экспертиза Заказчиком назначена и проведена не была.
При этом, ни в одной претензии и акте осмотра, Заказчиком не указано, какая позиция сметы и в каком объеме не выполнена Подрядчиком, а указаны лишь общие формулировки, что не позволяет сопоставить, какой объем подрядчиком выполнен и какие виды работ на объекте выполнены надлежаще. При таких обстоятельствах, невозможно определить, существенный ли недостатки легли в основу принятия отказа об одностороннем порядке.
Комитетом ЖКХ г. Курска в связи с неисполнением ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" условий Контракта, 29.12.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" в пределах предоставленного законом срока для устранения недостатков после принятия решения о расторжении Контракта, в адрес Заказчика 06.01.2023 направлено уведомление N33: "В настоящее время, указанные в Акте осмотра муниципальной квартиры N°39 по проезду Магистральный 18, д.31, недостатки проведенных работ устранены Подрядчиком в полном объеме.
Т.е., указанные в Акте осмотра муниципальной квартиры N39 по проезду Магистральный 18, д.31 недостатки устранены Подрядчиком в добровольном порядке до окончания срока добровольного исполнения, а равно вступления в силу Решения об одностороннем расторжении Муниципального контракта.".
Комитетом ЖКХ г. Курска 13.01.2023 в адрес ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" было направлено письмо N277/02.1.05-20 в котором Заказчик согласно акту осмотра жилого помещения от 10.01.2023 г. указал на ряд невыполненных работ, а также указал на то, что "работы, которые в соответствии с технологией производства не могут быть проконтролированы после выполнения других работ (скрытые работы) к освидетельствованию предъявлены не были".
ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" 17.01.2023 направило в адрес Комитета ЖКХ г. Курска письмо, в котором уведомило Заказчика о своем обращении в экспертное учреждения, в целях разрешения спора посредством проведения строительно-технической экспертизы.
Генеральный директор ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" в своих письменных пояснениях, представленных в материалы дела, указала на то, что "после получения сведений от заказчика по замечаниям, приведенным выше, подрядчиком направлено уведомление в адрес заказчика от 06.01.2023 г., организовано участие комиссии в совместном осмотре, в процессе которого подрядчиком проводилась фото-видео фиксация, акты выполненных работ были направлены в адрес заказчика.
В свою очередь мотивированные возражения по факту отказа приемки выполненных работ в адрес подрядчика своевременно не направлены.
Возникший спор о недостатках в настоящее время разрешается посредством реализации права подрядчика права на проведение строительно-технической экспертизы назначенной на 27.01.2023 г. в 11 ч. 00 мин.".
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.2. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в разделе "Дополнительная информация" ЕИС 30.12.2022 г.
Исходя из материалов дела установлено, что решение об одностороннем отказе, направлено Заказчиком в адрес Исполнителя 30.12.2022 г. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА", указанному в Контракте.
Как подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, 04.01.2023 г. письмо вручено адресату (ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА").
В силу ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 04.01.2023 г. признается датой надлежащего уведомления Заказчиком ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 16.01.2023 г.
Представители Заказчика на заседании Комиссии указали, что дата расторжения Контракта - 16.01.2023 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 16.01.2023 г.
Как подтверждается материалами дела, в принятом Заказчиком Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, основанием для принятия решения служит нарушение пункта 3.1. Контракта, ссылки на иные пункты Контракта, неисполнение которых повлекло решение расторжении Контракта не указано.
При таких обстоятельствах, со стороны Заказчика порядок принятия решения о расторжении Контракта не соблюден.
Кроме того, как следует из материалов дела и устных пояснений представителей Комитета ЖКХ г. Курска, неустойка за нарушение сроков исполнения обязательств ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" не начислялась, штрафные санкции не выставлялись.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА", направленного на уклонение от исполнения обязательств по контракту N2022.1109461 от 10.10.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела, Комиссией выявлены нарушения к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, что является самостоятельным основанием для отказа во включении информации в РНП.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения абз. 1, 3 пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении ООО "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЖЁЛТАЯ ХРИЗАНТЕМА" (адрес: 305001, г. Курск, ул. Александра Невского, д. 23, офис 30; ИНН: 4632283061) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 27 января 2023 г. N РНП-46-714
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023