Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": (по доверенности), (по доверенности)
заказчика - ГКУ НСО "СТК И РМТБ": (по доверенности), (по доверенности),
в отсутствие представителей:
подателя жалобы - ООО "ФАРИНГЕЙТ": уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме ООО "ФАРИНГЕЙТ" на действия заказчика - ГКУ НСО "СТК И РМТБ" при проведении электронного аукциона N 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный, начальная (максимальная) цена контракта 57 822 197 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ФАРИНГЕЙТ" с жалобой на действия заказчика - ГКУ НСО "СТК И РМТБ" при проведении электронного аукциона N 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный.
Суть жалобы ООО "ФАРИНГЕЙТ" заключается в следующем.
1. В соответствии с ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
При размещении закупки заказчиком был применен код ОКПД2 26.60.11.111 "Томографы компьютерные". Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, заказчик при формировании описания объекта закупки должен был применить соответствующий код КТРУ.
2. Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно установлены отсутствующие в позиции КТРУ дополнительные характеристики к закупаемому товару.
В рамках данной закупки установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
В соответствии с пп. "а" п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Между тем, податель жалобы считает, что заказчик в нарушение положений ст.33 Закона о контрактной системе установил в описании объекта закупки требования к характеристикам товара без обоснования необходимости установления таких требований.
3. Федеральным законом от 26.06.2018 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 установлены допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания. Так, для величины "Электрическое напряжение" установлены единица измерения "вольт", имеющая обозначение "В", для величины измерения "Мощность" установлена единица измерения "ватт", имеющая обозначения "Вт".
Заказчиком в п.5.3.1, п.5.3.2 описания объекта закупки для показателей "минимальное напряжение", "максимальное напряжение" использована единица измерения "кВт".
Податель жалобы считает, что указанное несоответствие может ввести участников закупки в заблуждение при подготовке заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. По мнению ООО "ФАРИНГЕЙТ", в п.1.10 описания объекта закупки заказчиком установлено избыточное требование к весу гентри: не более 1995 кг. Податель жалобы считает, что указанное требование не влияет на технические характеристики медицинского оборудования. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
ГКУ НСО "СТК И РМТБ" в возражениях на жалобу ООО "ФАРИНГЕЙТ" сообщило следующее.
1, 2. Согласно п.2, п.3 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе, в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки. Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.
В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться п.7 Правил, то есть осуществлять описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Товару, приобретаемому заказчиком, соответствует позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", при этом, указанная позиция КТРУ является обязательной для применения с 01.01.2023 (версия 6).
Извещение о проведении закупки N 0851200000622009063 было размещено в ЕИС 16.12.2022, то есть до начала обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000022 (версия 6). Кроме того, на момент размещения извещения о закупке в ЕИС предыдущие версии КТРУ 26.60.11.119-00000022 (4 и 5) с 19.07.2022 и 06.09.2022 имели статус "Недействительно".
На основании изложенного, заказчик считает, что ГКУ НСО "СТК И РМТБ" правомерно сформировало описание товара в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе и применило код ОКПД2 - 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях".
3. По мнению заказчика, обстоятельство, указанное в доводе жалобы N 3, не вводит участников закупки в заблуждение и не препятствует корректному заполнению заявки на участие в закупке.
Кроме того, в отношении вышеуказанного довода не поступали запросы на разъяснение положений извещения о закупке, что, как считает ГКУ НСО "СТК И РМТБ" также свидетельствует о том, что положения извещения о закупке понятны участникам и не требуют каких-либо уточнений.
4. Пунктом 1.10 описания объекта закупки предусмотрено требование к весу гентри в сборе: не более 1995 кг. Данная характеристика была сформирована ГКУ НСО "СТК И РМТБ" на основании поданных коммерческих предложений и непосредственным образом влияет на требования производителей к подготовке помещения для установки компьютерного томографа. Так, по заявлению заказчика, большая масса компьютерного томографа требует дополнительного усиления бетонных перекрытий и армирования пола. Таким образом, ГКУ НСО "СТК И РМТБ" считает данный довод жалобы не обоснованным.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1, 2. Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться п.7 Правил.
При этом, согласно п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 данного закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе, соответственно.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику необходим к поставке томограф рентгеновский компьютерный. При размещении закупки заказчиком применена позиция ОКПД2 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях".
По заявлению заказчика, товару, приобретаемому ГКУ НСО "СТК И РМТБ", соответствует позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела". Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, указанная позиция КТРУ является обязательной для применения с 01.01.2023.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что извещение о проведении закупки N 0851200000622009063 было размещено в ЕИС 16.12.2022, то есть до начала обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000022.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ст.23, ст.33 Закона о контрактной системе, Правил, поскольку позиция КТРУ, которая соответствует закупаемому товару, обязательна к применению с 01.01.2023. Довод жалобы не подтвержден.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы N 2 также не находит своего подтверждения, поскольку в данной закупке заказчиком правомерно не применена позиция КТРУ, следовательно, положения Правил относительно запрета на установление в описании объекта закупки характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в данном случае применению не подлежат.
3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" установлены единицы величин, их наименования и обозначения. В частности, для величины "Электрическое напряжение" установлены единица измерения "вольт", имеющая обозначение "В".
Вместе с тем, в п.5.3.1, п.5.3.2 описания объекта закупки установлены следующие требования к показателям: минимальное напряжение, кВт: не более 80; максимальное напряжение, кВт: не менее 140.
Кроме того, на заседании Комиссии представители заказчика подтвердили факт ошибочного указания неверной единицы измерения напряжения.
Таким образом, поскольку заказчиком в описании объекта закупки неверно указаны единицы измерения напряжения, в действиях ГКУ НСО "СТК И РМТБ" содержатся нарушения положений ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Довод жалобы подтвержден.
4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1.10 описания объекта закупки заказчиком установлено требование к весу гентри: не более 1995 кг.
Согласно возражениям, представленным ГКУ НСО "СТК И РМТБ", данное требование было установлено ввиду необходимости подготовки помещения для установки компьютерного томографа, а именно, дополнительного усиления бетонных перекрытий и армирования пола. Между тем, заказчиком не было представлено каких-либо документов, подтверждающих обоснованность установления указанных требований.
Кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии заявили, что требование к весу гентри: не более 1995 кг установлено исходя из поступивших коммерческих предложений, т.е. в случае поступления от потенциальных участников закупки предложения о поставке томографа с весом гентри равном 5000 кг, заказчиком в описании объекта закупки было бы установлено требование к весу гентри в соответствии со значением, указанном в таком коммерческом предложении. Вместе с тем, указанное свидетельствует о том, что описание объекта закупки в данной части сформировано не исходя из потребностей заказчика, а из представленных коммерческих предложений. При этом, изучив указанные коммерческие предложения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявки на представление коммерческих предложений содержали установленные заказчиком требования к характеристикам товара, в том числе, к весу гентри.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что описание объекта закупки в указанной части составлено не в соответствии с реальными потребностями заказчика, что является нарушением положений ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФАРИНГЕЙТ" на действия заказчика - ГКУ НСО "СТК И РМТБ" при проведении электронного аукциона N 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный частично обоснованной (обоснованы доводы N 3, N 4).
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Зам. председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-79/2023
20 января 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-79/2023 от 20.01.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО "ФАРИНГЕЙТ" на действия заказчика - ГКУ НСО "СТК И РМТБ" при проведении электронного аукциона N 0851200000622009063 на поставку медицинских изделий - томограф рентгеновский компьютерный,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику прекратить нарушение ч.3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, надлежащим образом установить в описании объекта закупки единицы измерения величин.
2. Заказчику прекратить нарушение ч.1 ст.33 Закон о контрактной системе, а именно, сформировать описание объекта закупки в соответствии с реальными потребностями заказчика.
3. Единой комиссии отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
4. Заказчику внести изменения в извещение об электронном аукционе в соответствии с решением N 054/06/33-79/2023 от 20.01.2023 и настоящим предписанием.
5. Заказчику продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0851200000622009063 в соответствии с Законом о контрактной системе.
6. Оператору электронной площадки отменить протокол подачи ценовых предложений N ИЭА1 от 19.01.2023.
7. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-79/2023 от 20.01.2023 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 08.02.2023 с приложением подтверждающих документов, в том числе, представить сведения о товарах различных производителей, соответствующих требованиям заказчика, а также сведения о технических характеристиках соответствующих моделей оборудования.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Зам. председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 января 2023 г. N 054/06/33-79/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023