Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГКУ "Техническая дирекция государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представило письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33782-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Администрирование ОС Linux (Linux Professional Institute - level 1, Linux Professional Institute - level 2, Linux Professional Institute - level 3)" для СПб ГКУ "ТД" для государственных нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200047322000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Администрирование ОС Linux (Linux Professional Institute - level 1, Linux Professional Institute - level 2, Linux Professional Institute - level 3)" для СПб ГКУ "ТД" для государственных нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200047322000019) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 203 799,98 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.09.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано АНО ДПО "Институт переподготовки кадров".
По результатам закупки Заказчиком с АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" заключен государственный контракт N 0372200047322000019-4 от 09.09.2022 на сумму 87 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае следующих существенных нарушений Участником условий Контракта:
- Участник оказал услуги с нарушением порядка сдачи-приемки оказанных услуг, в том числе не представил отчетные документы, предусмотренные Контрактом.
- Если отступления от условий Контракта или иные недостатки не были устранены Участником в процессе оказания услуг либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с АНО ДПО "Институт переподготовки кадров".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Администрирование ОС Linux (Linux Professional Institute - level 1, Linux Professional Institute - level 2, Linux Professional Institute - level 3)" для СПб ГКУ "ТД" для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в срок, со дня заключения Контракта (срок размещения Участником документа о приемки в ЕИС) до 30.11.2022 (п. 3.1 Контракта).
По состоянию на 30.11.2022 Участник не приступил к выполнению своих обязательств по Контракту, Услуги не оказаны в полном объеме.
В соответствии с п. 3.4 Контракта Участник не согласовал с Заказчиком график обучения.
Заказчик неоднократно обращался к Участнику по вопросу согласования графика обучения и начале непосредственного обучения (20.09.2022, 03.10.2022, 04.10.2022, 10.10.2022, 31.10.2022, 01.11.2022, 07.10.2022).
Однако по состоянию на 15.12.2022 Участником не были исполнены обязательства, установленные в п. 1.1, п. 3.3, п. 3.4, п.п. 5.1.4-5.1.6, п.п. 5.1.8-5.1.9 Контракта, график обучения не согласован, Участник не приступил к оказанию Услуг по обучению.
Таким образом, в установленные Контрактом сроки Участник не исполнил свои обязательства по Контракту.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст.ст. 783, 782, 708 ГК РФ, п. 10.1 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало следующее:
03.10.2022 в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N 130 от 03.10.2022) с графиком обучения и перечнем документов для зачисления, на что представитель Заказчика в простой форме предложил новые даты для обучения.
Вместе с тем Заказчик своевременно не предоставил личные почты обучающихся (личный кабинет в информационно-образовательной среде создается исключительно персонально для каждого обучающегося), что привело к задержке начала оказания Услуг.
После направления данных слушатели были зачислены, в системе у каждого обучающегося были подключены курсы в соответствии с заявкой Заказчика. Однако обучающиеся не заходили в систему, итоговую аттестацию не сдали. В систему заходил только Максим Сергеевич Рублев, согласно отчету, последний доступ у него был 22.11.2022 в 12:37, первый доступ 22.11.2022 в 11.42, т.е. в системе он был чуть больше часа.
В соответствии с п. 5.3.2. Контракта Заказчик обязан принимать образовательные услуги, оказанные Участником и при отсутствии претензий относительно их объема, качества и соблюдения сроков их оказания подписать акт об оказании услуг.
Заказчик нарушил п. 5.3.2 Контракта и не принял образовательные Услуги - никто из обучающихся не проходил обучение и, соответственно, не принимал (не получал) образовательные Услуги по Контракту.
В соответствии с п. 14 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Итоговую аттестацию обучающиеся не прошли.
В соответствии со ст. 60 Закона об образовании лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Претензии, изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, не имели своего основания, что подтверждается скриншотом из информационно-образовательной среды.
Все требования Заказчика в соответствии с Контрактом были учтены. Вместе с тем появились требования, не предусмотренные Контрактом, которые также после принятия решения об одностороннем отказе были учтены и устранены, что подтверждается скриншотом, о чем Заказчик был уведомлен, также, как до этого и о том, что его обучающиеся не учатся и не проходят аттестацию.
Заказчик не имел законных оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, после устранения даже не предусмотренных Контрактом замечаний Заказчик был обязан отменить Решение, чего не сделал в нарушение Закона о контрактной системе. Заказчик нарушил п. 14. ст. 95 Закона о контрактной системе.
Направленные Заказчиком обучающиеся не проходили обучение и не прошли аттестацию. После того как Участник сообщил Заказчику, что никто не учится и не прошел аттестацию, в связи с чем не получит документы об образовании, а только справки, Заказчик незаконно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" (ИНН: 9722019470), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-32/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023