Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по СПБ и ЛО (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" (далее - Участник, Поставщик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 613-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - планшеты для ДНК анализа (извещение N 0872100001022000246),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - планшеты для ДНК анализа (извещение N 0872100001022000246) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 485 031,58 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" заключен государственный контракт N 0872100001022000246 от 18.10.2022 на сумму 484 831,09 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.3.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало, что считает Решение Заказчика незаконным и не обоснованным т.к. ООО "Меркатор Медика" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив, предпринимало все меры для его исполнения.
Так, согласно п. 1.1. Контракта: "Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных материалов для производства ДНК Экспертиз и исследований - планшеты для ДНК анализа (далее - Товар) для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в соответствии со Спецификацией Товара (Приложение к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар".
Так, согласно п. 1.1. Контракта: "Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных материалов для производства ДНК Экспертиз и исследований - планшеты для ДНК анализа (далее - Товар) для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в соответствии со Спецификацией Товара (Приложение к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар".
Согласно п. 1.2. Контракта: "Наименование, количество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) Товара определены в Спецификации (Приложение к Контракту)".
Согласно п. 2.1. Контракта: "Цена Контракта составляет 484 831 (Четыреста восемьдесят четыре тысячи восемьсот тридцать один) рубль 09 копеек. "НДС не облагается на основании письма ИФНС об упрощенной системе налогообложения".
Согласно п. 3.1. Контракта: "Поставка Товара должна быть осуществлена в полном объеме с момента вступления Контракта в силу до 10.12.2022, в присутствии ответственного лица от представителя Заказчика".
Действуя добросовестным образом, Поставщик незамедлительно, приступил к исполнению обязательств, в связи с чем, заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные Контрактом.
Однако, Товар, приобретенный для исполнения Контракта, на склад Поставщика в установленные сроки не поступил.
При этом, медицинские изделия, предусмотренные Контрактом в адрес ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" не поступили т.к. в связи с предельно-максимальной перегруженностью международных Российско-Китайских границ, возникла существенная задержка ввоза заказанного Товара на территорию Российской Федерации, и что привело к нарушению сроков исполнения обязательств по Контракту, о чем свидетельствует письмо Транспортной компании ООО "ТРАСКО", осуществляющей доставку Товара Поставщику.
Об изложенных выше обстоятельствах во исполнение п. 5.2.9. Контракта, было сообщено Заказчику по телефону, указанному в Контракте.
Одновременно, понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" изыскал дополнительные источники, и, 26.12.2022 сформировал в адрес Заказчика отгрузку Товара по Контракту, о чем по телефону уведомил ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области".
Согласно п. 3.2. Контракта: "Поставщик не менее чем за 3 (три) рабочих дня уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара и осуществляет поставку Товара только после согласования с Заказчиком точного времени и даты".
Однако, Заказчиком приемка Товара не была согласована, и остается не согласованной до настоящего времени, что вызвало отсутствие поставки медицинских изделий.
На основании изложенного следует, что Поставщик исполнял свои обязательства по Контракту допуская, при этом, просрочку поставки Товара по обстоятельствам, не зависящим от воли ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" (задержка медицинских изделий на Российско-Китайской границе).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" (ИНН: 5948051478) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-133/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023