Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Прониной Ксении Михайловны (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 617-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку контрольных материалов, калибраторов к реагентам для выявления маркеров гепатита С, гепатита В, ВИЧ- инфекции и возбудителя сифилиса для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" в 2022 году (извещение N 0372200081122000083),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку контрольных материалов, калибраторов к реагентам для выявления маркеров гепатита С, гепатита В, ВИЧ- инфекции и возбудителя сифилиса для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" в 2022 году (извещение N 0372200081122000083) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 605 238,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Пронина Ксения Михайловна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Прониной Ксенией Михайловной заключен государственный контракт N Ф.2022.083 от 05.12.2022 на сумму 541 688,40 рублей (далее - Контракт) на поставку контрольных материалов, калибраторов к реагентам для выявления маркеров гепатита С, гепатита В, ВИЧ-инфекции и возбудителя сифилиса для СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови" в 2022 году (код ОКГ1Д 2: 21.20.23.1 10) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 30.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Прониной Ксенией Михайловной в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Пунктом 3.1.1 Контракта установлено, что Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по заявкам Заказчика на поставку Товара (далее - Заявка) (Приложение N 3 к Контракту). Заявка направляется на бумажном носителе или в электронном виде любым видом связи, в том числе по электронной почте, факсимильной связи. Поставка осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента передачи заявки Поставщику. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства по адресу: СПб ГКУЗ "Городская станция переливания крови", г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 104, литера I I, склад (далее - Место доставки). Обязанность Заказчика по частичной приемке Товара Контрактом не предусмотрена.
Заявка от 08.12.2022 Заказчиком была направлена на адрес электронной почты Поставщика 08.12.2022 со сроком поставки до 23.12.2022.
26.12.2022 Поставщиком была осуществлена поставка Товара не в полном объеме, ненадлежащего качества и с нарушением срока годности и срока поставки.
В комплекте поставки отсутствовали инструкции на русском языке. При осмотре выявлено вспенивание раствора медицинского изделия, выпадение хлопьев во флаконах, позволяющее предположить, перемораживание во время транспортировки.
Заказчиком был направлен Акт о мотивированном отказе от 26.12.2022, а также Уведомление от 27.12.2022 об отказе от приемки Товара, поставленного 26.12.2022 по заявке от 08.12.2022, содержащее требование о поставке Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и Функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками товаров (приложение N 2 к Контракту) до 28.12.2022.
29.12.2022 Поставщиком были представлены недостающие документы на Товар (инструкции на русском языке), однако недопоставленный Товар поставлен не был.
29.12.2022 Заказчиком было направлено Повторное уведомление о необходимости поставить Товар не позднее 30.12.2022.
Однако на день вынесения Решения обязательства по поставке Товара Поставщиком не исполнены.
Таким образом, Поставщик своих обязательств по Контракту не исполнил, тем самым нарушив п. 5.1 Контракта.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Прониной Ксенией Михайловной устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Прониной Ксении Михайловны пояснил, что 25.11.2022 по Договору поставки N 1/2022 от 30.08.2022, заключенному между ИП Прониной Ксенией Михайловной и ИП Павлюк И.В., произведена оплата за поставку Товара (согласно счета на оплату от 25.11.2022 N 75), что подтверждается п/п от 25.11.2022 N 15.
ИП Павлюк И. В. произвел оплату Продавцу Товара, по Proforma invoice (инвойс) от 25.11.2022, что подтверждается Заявлением на перевод в иностранной валюте от 25.11.2022 N 16.
Дата поставки (Est ship date) 20.12.2022.
Письмом от 18.12.2022 N 1298 ИП Павлюк И. В. уведомил Поставщика о задержке отгрузки товара со склада дистрибьютора и сложностями в логистике - осуществить поставку в установленный срок не представилось возможным. Данные сложности возникли в связи с проведением Российской Федерацией с 24.02.2022 специальной военной операции на территории ДНР и ЛНР и введенными санкциями.
ИП Павлюк И.В. гарантировал поставку данной заказанной партии товара до 26.01.2023.
В связи с тем, что предполагаемая дата поставки Товара находится за сроками действия Контракта, Поставщик осуществил частичную поставку Товара из того, что находилось на складе (ТН от 07.11.2022 N 188).
26.12.2022 Товар доставлен Заказчику (частичная поставка) - 26.12.2022 отказано при рассмотрении; 29.12.2022 представлены недостающие документы на Товар - 10.01.2023 отказано при приемке.
10.01.2023 увидев в ЕИС информацию об отказе в приемке, Заказчику направлено уведомление N 10 о заборе не принятого Товара.
Товар возвращен Заказчиком в полном объеме.
Вместе с тем, ранее ИП Пронина Ксения Михайловна приобреталр у ИП Павлюк И. В. товар, данные поставки осуществлены без задержек и в обозначенные предварительно сроки, о чем свидетельствуют ТН от 20.10.2022 N 149; ТН от 26.10.2022 N 150; ТН от 01.11.2022 N 151.
Кроме того, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, опубликовано 30.12.2022 в 16:34 (мск), что, учитывая Приказ N 8-к от 26.12.2022 - о сокращении рабочего дня 30.12.2022 до 16:00, а также разницу во времени (+2 к Мск.), не позволило Поставщику своевременно отреагировать на расторжение Контракта и предпринять какие либо меры.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ИП Прониной Ксении Михайловны в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Прониной Ксении Михайловны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Прониной Ксении Михайловны (ИНН: 022700090790) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-132/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023