Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 611-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, в границах кадастрового квартала 78:40:0008519 в районе Станционного поселка (координаты 59.49.11.0/30.09.17.4 и 59.49.07.6/30.09.21.4) (извещение N 0172200005522000169),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, в границах кадастрового квартала 78:40:0008519 в районе Станционного поселка (координаты 59.49.11.0/30.09.17.4 и 59.49.07.6/30.09.21.4) (извещение N 0172200005522000169) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 52 671 467,86 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" заключен государственный контракт N 01722000055220001690001 от 07.11.2022 на сумму 52 408 110,53 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.11 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 27.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно п. 2.1. Контракта порядок и условия выполнения работ, требования к качеству и безопасности работ, требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам работ определены техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
В ходе исполнения Контракта Подрядчик неоднократно нарушал свои обязательства:
- В соответствии с п. 6.11. Технического задания при сдаче выполненных работ Подрядчик передает Заказчику полный комплект оригиналов исполнительной документации.
- Согласно п. 6.12. Технического задания Подрядчик передает Заказчику паспорт (а) отходов IV класса, протоколы лабораторных исследований на все виды отходов.
Указанные обязательства Подрядчиком исполнены надлежащим образом не были, в связи с чем Работы, выполненные Подрядчиком, не могут быть приняты.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" пояснил, что 07.11.2022 Заказчиком был передан объект в работу. Срок окончания работ - 10.12.2022. Срок действия контракта - 30.12.2022.
В этот же день 07.11.2022 были заключены два субподрядных договора N 992КТ/СП2 от 07.11.2022 между ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" и ИП Метельков Александр Владимирович и договор N 992КТ/СП1 от 07.11.2022 между ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" и ООО "СП "Энергия" для исполнения Контракта.
Заказчик был проинформирован о заключенных субподрядных договорах Исх N б/н от 07.11.2022.
10.12.2022 Подрядчик закончил выполнение работ по ликвидации свалки, о чем уведомил Заказчика. В процессе выполнения работ со стороны Заказчика, а также представителями технического надзора СПБ ГБУ "Служба технического заказчика администрации Красносельского района", осуществлялся контроль за выполнением работ, в том числе проверке первичной исполнительной документации (фотофиксации, ведение журнала работ, оформление ттн и т.д.) Никаких нареканий и замечаний к выполнению работ предъявлено не было. Ликвидация свалки была осуществлена, работы были выполнены в полном объеме в установленные Контрактом сроки.
12.12.2022 была проведена выездная проверка рабочей группы в составе начальника отдела благоустройства дорожного хозяйства Красносельского р-на Ладоха Д.А., начальника сектора экологии отдела благоустройства дорожного хозяйства администрации Красносельского р-на Завариной М.В., главного специалиста отдела закупок администрации Пшеничниковой М.Ю., заместителя директора СПб ГБУ "Служба технического заказчика администрации Красносельского района" Шеховцова С.А., представителя ОМВД России по Красносельскому району Гривцова А.В., представителя ОМВД России по Красносельскому району Шестипалова А.Г., представителя Генерального подрядчика Бартова В.А., Осадчий Н.В., Евчиц В.В., Лебедева А.Э., Метелькова А.В. По результатам проверки территории на предмет по факту проведения работ замечаний со стороны рабочей комиссии не выявлено.
14.12.2022 согласно условиям п 6.1. Контракта, Подрядчик, по окончанию исполнения Контракта, сформировал с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписал усиленной электронной подписью и разместил документы о приемке.
Ввиду сжатых сроков приемки работ, а также срока действия Контракта, вся исполнительная документация была передана в отдел благоустройства.
В силу п. 6.4 Контракта для проверки результатов выполнения работ в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Согласно п. 6.4.1 Контракта эксперты, имеют право запрашивать у Подрядчика документы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Согласно п. 6.4.5 Контракта, при обнаружении нарушений Заказчиком составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень недостатков и сроки их устранения Подрядчиком.
Согласно п. 6.5, 6.6, 6.7 Контракта Заказчик, в случае выявления нарушений, допущенных со стороны Подрядчика, обязан дать мотивированный отказ от подписания документа о приемке по средствам размещения информации в ЕИС в течение 10 рабочих дней. Согласно п. 6.8, 6.9 Контракта Подрядчик обязан устранить все обнаруженные в ходе приемки недостатки. Согласно п. 6.11 Контракта внесение исправлений в документ о приемке, осуществляется путем формирования и подписания таких документов усиленной квалифицированной подписью в ЕИС. При этом срок исправления Подрядчиком документов о приемке при получении от Заказчика уведомления составляет 5 дней.
На 10 день 27.12.2022, со стороны Заказчика, по средствам направления через единую информационную систему, было направлено в адрес Подрядчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи не предоставлением исполнительной документации. При этом Заказчик в период с 14.12.2022 по 27.12.20222 информации о выявленных нарушениях в адрес Подрядчика не направлял, а сразу принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Руководствуясь п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем от исполнения контракта, если в течении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, Заказчик не представил Подрядчику возможности устранить выявленные нарушения.
Таким образом, не предоставив в адрес Подрядчика мотивированного отказа с предоставлением рекламационного акта, Заказчик ограничил Подрядчика в правах и нарушил порядок выполнения условий Контракта.
Несмотря на это, 29.12.2022 Подрядчиком повторно были сформированы документы по государственному контракту в ЕИС, с учетом замечаний, указанных в решении об одностороннем отказе.
30.12.2022 в Заказчика в очередной раз была сдана исполнительная документация, исх. номер 254 от 29.12.2022 (вх. номер 07-61-1037/22-0-0 от 30.12.2022).
10.01.2023 в ЕИС Заказчиком был сформирован Мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в котором он указывает, что Подрядчиком не предоставлены журнал учета удаления отходов, актов сдачи-приемки отходов, ттн, договоров с объектами размещения отходов, лицензий объекта размещения отходов, товарной накладной на щит. Согласно п. 6.2 Контракта, Подрядчик обязан предоставить следующие документы:
- счет на оплату;
- комиссионный акт передачи освобожденного земельного участка от свалочных масс;
- акт выполненных работ по форме КС-2;
- справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3;
- журнал учета удаления (вывоза) отходов;
- акт сдачи-приемки отходов, направляемых на переработку, использование, обезвреживание, захоронение;
- товарно-транспортные накладные, по которым вывозился мусор;
- контрольно-исполнительные схемы по Объекту;
- копии договоров с объектами размещения отходов, специально оборудованными сооружениями (полигоны), определяющие отношения по размещению и/или использованию отходов, организации приема отходов.
Данные документы были загружены в ЕИС Подрядчиком 29.12.2022, а также переданы оригиналами 30.12.2022 Заказчику исх. номер 254 от 29.12.2022 (вх номер 07-61-1037/22-0-0 от 30.12.2022).
ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" не имело никакого намерения или умысла не выполнить работы по Контракту.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "КОРДОН "ТЕПЛОБЕТОННЫЙ" (ИНН: 7811680906) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-129/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023