Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГКОУ "Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ПСР" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 609-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N 0172400000422000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N 0172400000422000019) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 332 067,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2022 N ИЭОК1 победителем Аукциона признано ООО "ПСР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПСР" заключен государственный контракт N 01724000004220000019 от 20.06.2022 на сумму 3 315 407,26 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 15.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПСР" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в соответствии с заданием Заказчика и локальным сметным расчетом выполнить работы по текущему ремонту помещений ФГКОУ "Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации" (далее - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Согласно п. 2.2 Контракта срок выполнения работ Подрядчиком - в течение 45 суток с момента заключения Контракта, то есть до 04.08.2022 включительно.
Согласно п.п. 5.4.1, 5.4.5 Контракта Подрядчик обязан: своевременно и надлежащим образом выполнять работы в соответствии с требованиями настоящего контракта и Задания (Приложение N 1 к Контракту) и действующего законодательства Российской Федерации; обеспечивать надлежащее качество выполняемых работ.
В период с 20.06.2022 по 15.12.2022 Подрядчиком систематически допускается существенное нарушение исполнения Контракта, выразившееся в просрочке исполнения Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту на срок более чем 10 (десять) календарных дней (до настоящего времени работы Подрядчиком не выполнены), а также в выполнении работ ненадлежащего качества, в том числе не в полном объеме и/или с нарушением строительных норм и правил (далее - СП), которые не устранены в приемлемый для Заказчика срок, а именно:
не выполнены: масляная окраска стояков и радиаторов отопления с расчисткой старой краски; ремонт потолка, расчистка, шпатлевка; поставка, установка и подключение оборудования;
выполнены не в полном объеме: циклевка полов с частичным восстановлением;
выполнены ненадлежащим образом с нарушением требований СП: устройство фартука, расчистка дверей, окраска потолка, улучшенная окраска стен, залачивание паркетного пола, окраска окон и дверей масляной краской, ремонт оконной рамы, ремонт деревянной двери, окраска оконных рам двойных, окраска подоконной доски с подготовкой;
иные нарушения условий Контракта и Задания к нему.
Указанные нарушения подтверждаются сопроводительными письмами и прилагаемыми к ним актами (от 06.09.2022 N Исх-10-140-22, от 19.10.2022 N Исх-10-1221-22, от 02.12.2022 N Исх-10-1461-22), а также требованиями Заказчика об уплате пеней и штрафов (от 02.12.2022 N Исх-10-279-22, от 07.12.2022 N Исх-10-282-22), ранее направленными в адрес Подрядчика.
По состоянию на 15.12.2022 работы Подрядчиком надлежащим образом и в полном объеме не выполнены, в связи с чем Заказчиком обоснованно не приняты.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПСР" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ПСР" пояснил, что в процессе выполнения работ по Контракту выяснилось, что работы не могут быть выполнены и завершены сроки, предусмотренные Контрактом, в связи с отсутствием материалов, которые должны были быть представлены Заказчиком, о чем Заказчик неоднократно уведомлялся письмами от 15.07.2022, 26.07.2022, 05.08.2022, 15.08.2022, 22.08.2022.
Подрядчиком были выполнены работы в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N2 к Контракту) на общую сумму 3 315 407,26 рублей в объеме, который возможно было выполнить с учетом отсутствия встречного исполнения обязательств со стороны Заказчика, кроме позиций, в которых локальным сметным расчетом не учтено следующее оборудование:
1. Помещения N 89 (Серверная), в пункте 47. "Установка сплит-систем с внутренним блоком настенного типа мощностью: до 5 кВт" отсутствует оборудование:
- Блок сплит-системы внутренний настенного типа
- Блок сплит-системы внешний
2. Помещение N98 (зал приема пищи), в пункте 146 "Смена светильников: с люминесцентными лампами", была исключена, так как заказчик отказался предоставить Подрядной организации "Люстры" согласно пункту 147 локально сметного расчета Приложение N2 к Контракту.
После окончания выполнения работ по текущему ремонту помещений в здании ФГКОУ "Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации" был сформирован и передан Заказчику полный комплект исполнительной документации, что подтверждается Сопроводительным письмом Исх. N22-8/1-2 от 22.08.2022, о чем имеется отметка в получении на Реестре исполнительной документации от 23.08.2022.
Документы о приемке загружались в систему ЕИС Подрядчиком, но были отклонены Заказчиком трижды:
1. 26.08.2022 КС-2, КС-3 на общую сумму 3 315 407,26 рублей;
2. 27.09.2022 КС-2, КС-3 на общую сумму 3 299 143,79 рублей;
3. 02.12.2022 КС-2, КС-3 на общую сумму 3 315 407,26 рублей.
При этом, в то время как Локальный сметный расчет был размещен при закупке в реестре контрактов в ЕИС и подписан электронной подписью 21.06.2022, Заказчик необоснованно стал требовать представления подписанного локального сметного расчета (письмами от 06.09.2022, 16.09.2022, 03.10.2022), в котором отсутствующее оборудование было отнесено на Подрядчика.
С учетом этих изменений были сформированы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат".
Сопроводительным письмом Исх. N31/1-2 от 03.10.2022 г. Заказчику были переданы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" на общую сумму 3 299 143,79 рублей.
Заказчик с данными объемами выполненных работ не согласился, письмом N Исх-10-262-22 от 17.11.2022 предложил Подрядчику прибыть 22.11.2022 по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О. 11-я линия, д. 18, литер. А. для проведения совместного совещания по вопросам приемки выполненных работ и исполнения Контракта. В процессе совещания были произведены замеры объемов выполненных работ и составлена сопоставительная ведомость объемов работ, дальше на основании сопоставительной ведомости был сформирован исполнительный локальный сметный расчет и КС-2; КС-3.
Заказчик замечаний по представленной исполнительной документации все это время не высказывал, письмом N Исх-10-1221-22/ от 19.10.2022 г запросил информацию об устранении недостатков, предложив предоставить документы об утилизации строительного мусора и люминесцентных ламп, приложив акт о невыполнении от 19.10.2022 со сроком устранения до 01.10.2022 без указания конкретных замечаний.
Замечания со стороны Заказчика по исполнительной документации, полученной Заказчиком 22.08.2022, с требованием устранить замечания, были предоставлены Подрядчику с исх письмом от 02.12.2022.
С этим письмом от 02.12.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика сведения о выявленных несоответствиях, с приложением замечаний от 01.12.2022, которые значительно отличаются от акта от 19.10.2022, направленного с письмом от 19.10.2022.
При выполнении Подрядчиком работ Заказчик был осведомлен о выполняемых Подрядчиком работах и претензий к Подрядчику по порядку исполнения Контракта не имел. Только после завершения выполнения работ, когда встал вопрос об итоговой приемке и оплате выполненных Подрядчиком работ, Заказчик стал необоснованно уклоняться от приемки всего выполненного Подрядчиком объема работ на общую сумму 3 294 872,85 рублей и в одностороннем порядке Решением от 15.12.2022 расторг Контракт.
При этом, Заказчик беспрепятственно ввел объект в эксплуатацию и на сегодняшний день эксплуатирует результат работ Подрядчика в полном объеме.
Кроме того, при приемке работ Заказчик повел себя недобросовестно, ссылаясь на наличие замечаний к работе Подрядчика, что подтверждается приложенными документами.
Замечание Заказчика о не предоставлении документов об утилизации строительного мусора необоснованно, Заказчику направлялся договор и Акта об утилизации.
В соответствии с п. 1 ст. 753 ГК РФ, Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке, а в соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с п. 6 ст. 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
В соответствии с п. 5 ст. 720 ГК РФ, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Таким образом, согласно требования ст. 753 ГК РФ, Заказчик не вправе был отказаться от приемки выполненных работ, если такие работы не исключают возможность использования результата по целевому назначению, а также имеют недостатки, которые могут быть устранены подрядчиком или заказчиком, а согласно требования ст. 720 ГК РФ, Заказчик не вправе был отказать Подрядчику в проведении экспертизы по недостаткам работ в рамках Контракта.
Согласно ст. 726 ГК РФ подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.
По смыслу названной нормы сам по себе факт непредставления исполнительной документации не может являться основанием для отказа от оплаты выполненных работ. В данном случае заказчик должен доказать, что отсутствие исполнительной документации исключает возможность использования результата работ по назначению. Таких доказательств в Заказчиком не представлено. Указанная правовая позиция была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 307-ЭС15-13157 по делу N А56-36308/2014.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "ПСР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ПСР" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ПСР" (ИНН: 7806463078) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-127/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023