Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "МЦБС им. М.Ю. Лермонтова" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Никитина Ильи Викторовича (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 608-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту в помещениях библиотек СПб ГБУК "МЦБС им. М.Ю, Лермонтова" в 2022 году (извещение N 0372200269422000048),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в помещениях библиотек СПб ГБУК "МЦБС им. М.Ю, Лермонтова" в 2022 году (извещение N 0372200269422000048) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 783 669,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Никитин Илья Викторович.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Никитиным Ильей Викторовичем заключен государственный контракт N 0372200269422000048001 от 17.10.2022 на сумму 2 185 180,15 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.8 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 ГК РФ и статьи 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, а именно:
- Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней после передачи объекта по акту не приступил к выполнению работ;
- если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- если Подрядчик в срок, установленный настоящим Контрактом, не принял объект в работу;
- неоднократного нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ;
- иных нарушений, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Никитиным Ильей Викторовичем.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что Подрядчик нарушил условия Контракта, а именно:
1. нарушил п. 1.1 Контракта, не исполнил принятые на себя обязательства по выполнению работ по текущему ремонту в помещениях библиотек СПб ГБУК "МЦБС им. М.Ю. Лермонтова" и не сдал результат этих работ Заказчику.
2. нарушил пункт 1.4. Контракта, не выполнив работы в установленный срок - 30 рабочих дней с даты, подписания Акта приема-передачи объекта в работу (подписан 20.10.2022). Таким образом, срок сдачи работ Заказчику - 01.12.2022.
3. не осуществил никаких действий, направленных на приемку Заказчиком выполненных работ, чем нарушил пункты 3.3, 3.4 и 3.5 Контракта;
4. после подписания Акта приема-передачи объектов в работу (всего 14 объектов) на 13-ти объектах не появлялся, к выполнению ремонтных работ не приступал и никакие работы на объектах не выполнил;
5. на претензионное письмо от 06.12.2022 N 01-01/01-20/598 об обязательстве в течение 5 (пяти) дней с момента получения претензии выполнить все работы по Контракту не ответил (нарушение пункта 9.5 Контракта);
6. 09.12.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо об отказе от исполнения своих обязательств по Контракту.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Никитиным Ильей Викторовичем устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ИП Никитина Ильи Викторовича на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в действительности Заказчик допустил на один объект - библиотека им. КА. Тимирязева, по адресу: Шкапина ул., д.6, лит. А, пом. 6-Н.
Согласно п. 3.4.2 Контракта (Работы выполняются в условиях действующего учреждения с 9.00 до 18.00 часов).
Режим работы библиотеки им. К.А. Тимирязева, по адресу: Шкапина ул., д.6, лит. А, пом. 6-Н с понедельника по субботу.
Доступ на объект по субботам не предоставлялся, а также неоднократно работы останавливались в 17.30 в будние дни.
Заказчик это объяснял проводимыми мероприятиями в помещении библиотеки.
Оборудование и материалы были закуплены на все объекты, что можем подтвердить бухгалтерскими документами, за исключением автоматических выключателей Schneider Electric и системы контроля доступа СКУД.
Система контроля доступа СКУД, выполняется на оборудовании НПО Болид, поставщик ЛУИС+ Северо-Запад заявил, что поставка производителем оборудования будет осуществлена не ранее, чем через 3 месяца, о чем было доведено до Заказчика. Рассмотреть замену оборудования Заказчик отказался.
Автоматические выключатели марки Schneider Electric поставщики ЭТМ и Минимакс, поставить не смогли, объясняя тем, что данный товар снят с производства и марка Schneider Electric больше не поставляется (Schneider Electric продан России и Беларуси и производится под новой маркой Systeme Electric, информация с официального сайта https://www.se.com/in/ru/). Данная информация была доведена до Заказчика, на что был получен ответ - обратиться в Минпромторг России для предоставления данных на какие марки можно заменить Schneider Electric. Был направлен запрос в виртуальную приемную Schneider Минпромторг, на запрос до сих пор ответ не получен.
В связи с тем, что доступ был предоставлен на один объект, конструктивных решений по замене оборудования от Заказчика не поступило. Сроки работ затягивались. Было принято решение сделать работы в библиотеке им. К.А. Тимирязева, по адресу: Шкапина ул., д.6, лит. А, пом. 6-Н, в объёмах, которые можно выполнить, в связи со сложившейся ситуацией. В дальнейшем производство работ экономически не целесообразно, так как вопросы не решаются и конструктивного диалога с Заказчиком нет.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ИП Никитина Ильи Викторовича в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако на заседание Комиссии УФАС ИП Никитин Илья Викторович не представил документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению условий Контракта, а также доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника при исполнении условий Контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Никитина Ильи Викторовича подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Никитина Ильи Викторовича, ИНН: 471102520870, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Никитина Ильи Викторовича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.23 |
12.01.23 |
10.01.23 |
0 |
10.01.23 |
17.01.23 |
18.01.23 |
0 |
23.01.23 |
23.01.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-126/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023