Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "ПКГХ" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 605-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по созданию нового официального сайта СПб ГБПОУ "ПКГХ" в телекоммуникационной сети Интернет (извещение N 0372200185522000083),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по созданию нового официального сайта СПб ГБПОУ "ПКГХ" в телекоммуникационной сети Интернет (извещение N 0372200185522000083) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 392 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" заключен государственный контракт N 0372200185522000083 от 13.09.2022 на сумму 206 500,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 20.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Срок оказания услуг: в течение 60 (Шестьдесят) рабочих дней со дня заключения Контракта. Срок оказания Услуг истек 07.12.2022.
По состоянию на 20.12.2022 Исполнителем Услуги не оказаны.
Таким образом, Исполнитель нарушил сроки оказания Услуг.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" пояснил, что согласно ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено содействие Заказчика, а именно:
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
Статьей 719 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрены заказчиком исполнение встречных обязанностей по договору подряда, из них:
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В процессе оказания услуг оказалось, что:
- часть пунктов Контракта заведомо неисполнимы: API банка можно внедрить без наличия договора с ним, однако такое решение будет декоративным, неработоспособным.
- после 19 декабря Заказчик отозвал предоставленные доступы, лишив Исполнителя возможности устранить нарушения.
- претензии по предоставлению хостинга не обоснованы, так как Заказчик имеет доступ к хостингу (в одном из последних писем Заказчик писал, что Исполнитель не предоставили.
Хостинг - (услуга по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети), т.е. хостинг - это сервер, на котором расположен сайт, так как сайт есть, то и Хостинг тоже есть.
У Заказчика доступ к нему есть, он осуществляется с помощью логина и пароля. Возможно, Заказчик имели ввиду Доменное имя, то есть адрес сайта в Интернете, но его наоборот они нам должны предоставить).
Для решения проблемы с API Заказчик предложил заключить доп.соглашение, однако затем оно заключено не было. Доп.соглашение было предложено Исполнителем как механизм разрешения спора, однако заказчик отказал. Исполнитель неоднократно пытался предложить варианты исполнения Контракта, однако Заказчик только сообщал о том, что сроки нарушены
Сайт фактически готов, оставшиеся пункты технического задания по своей сути являются обеспечивающими.
13.12.2022 Исполнитель гарантировал Заказчику:
1. Устранять все недочеты и ошибки в работе сайта, если они возникнут в период эксплуатации, в течение 12 месяцев.
2. В течение тестового периода (2 месяца) организовать обучение администраторов и контент-менеджеров, а также осуществлять техническую поддержку сайта.
3. В случае задержки оплаты по контракту Заказчиком п.9.3 применятся, не будет. Исполнитель от права требования пени отказывается.
А также в срок до 17:00 14.12.2022 предоставить полностью работоспособную версию сайта СПб ГБПОУ "ПКГХ" согласно Контракту.
20.12.2022 Заказчиком, в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ИСХ. N 2002.
30.12.2022 Исполнитель направил в адрес Заказчика мотивированное возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 2002.
Согласно которому Исполнитель полагает, что в силу ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст 450 Гражданского кодекса Российской Федерации причиной одностороннего расторжения может быть только "существенное нарушение договора другой стороной", причем существенным является "нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора".
Исполнитель считает, что степень оказания услуг на момент расторжения Контракта составляла 90%, учитывая, что предметом Контракта является разработка Сайта, Заказчик имеет возможность воспользоваться оказанной Исполнителем услугой. Кроме того, Исполнитель направил уведомление об устранении нарушений.
Из смысла положений ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, т.е. гражданско-правовая ответственность наступает при наличии вины правонарушителя. При сложившихся обстоятельствах в действиях Исполнителя отсутствует вина, поскольку невозможность оказания завершающих услуг по Контракту вызвана непредставлением сведений Заказчиком, что подтверждается письмом N 04/12 от16.12.2022.
Исх. N 07/12 от 30.12.2022 Исполнитель информировал о устранении нарушений. Для дальнейшего выполнения Контракта необходимо взаимодействие с Заказчиком, а именно разрешения на подключение доменного имени Заказчика для переноса Сайта на хостинг Заказчика и согласование Заказчиком порядка проведения обучения сотрудников. Просили Заказчика согласовать дальнейшее исполнение контракта.
При этом, не обращая внимание на работу Сайта, т.е. исполнение Контракта, Заказчик не отменил Решение.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "СОЛАР СНОУ ЛАЙТ" (ИНН: 860327370923) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-123/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023