Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУДО "Детская художественная школа N 3" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "АМГ-констракшн" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 604-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 3" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Красная, д. 1, литер А (извещение N 0172200002121000104) ,
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.10.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 3" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Красная, д. 1, литер А (извещение N 0172200002121000104) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 586 210,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 25.11.2021 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "АМГ-констракшн".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АМГ-констракшн" заключен государственный контракт N 13/2021 от 14.12.2021 на сумму 4 100 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2.2.8 Контракта предусмотрено право Заказчика Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с требованием гражданского законодательства.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 28.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АМГ-констракшн" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с пунктами 1.1 части 1 Контракта предметом Контракта является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 3" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Красная, д.1, литер А, в соответствии с условиями Контракта, Сметой (Приложение N 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), Заданием на проектирование (Приложение N 3 к Контракту) (далее - Работы) и документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2.3.1 части 2 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы, предусмотренные Контрактом, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с заданием на проектирование и в сроки, установленные Контрактом.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 1 от 12.08.2022 о внесении изменений в Контракт N 13/2021 от 14.12.2021 (далее также - Дополнительное соглашение, соглашение) стороны ранее пришли к соглашению продлить срок выполнения работ по Контракту на основании Протокола рабочего совещания в рамках выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 3" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Красная, д.1, литер А, в целях проведения дополнительных видов работ, указанных в п. 2 дополнительного соглашения, изложив п. 4.2.3 Контракта в новой редакции, а именно, работы по проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 3" в соответствии с п. 10 Задания, включая этап согласования в соответствии с п. 21 Задания выполняются Подрядчиком в течение 366 календарных дней с момента подписания акта в соответствии с п. 2.2. Технического задания, после чего результат выполненных работ и исполнительная документация (далее документы) передаются Заказчику. При этом, в соответствии с указанным Дополнительным соглашением Подрядчик в пределах цены Контракта (без увеличения его стоимости), в сроки, установленные п. 1 дополнительного соглашения обязуется выполнить следующие дополнительные виды работ: разработка проектных решений по усилению фундаментов и грунтов здания.
Акт, указанный в п. 2.2. Технического задания к Контракту подписан Сторонами 16.12.2021.
В соответствии с Контрактом и указанным выше Дополнительным соглашением, последний день исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту - 16.12.2022.
Заказчик был проинформирован Подрядчиком, что срок исполнения обязательств по данному Контракту - 15.12.2022 (Письмо Исх.N Т-146 от 15.11.2022). На 15.12.2022 обязательства, указанные Подрядчиком в Письме Исх.N Т-147 от 15.11.2022 не исполнены, а разработанная Подрядчиком проектно-сметная документация не прошла согласования в соответствующих органах, о чем Заказчик проинформирован Подрядчиком.
В установленный Контрактом и Дополнительным соглашением срок - 16.12.2022, по состоянию на 19 часов 59 минут по Московскому времени, работы по Контракту не сданы Заказчику. Указанный срок истекает в тот час, когда в СПб ГБУ ДО "ДХШ N 3" по установленным правилам трудового распорядка прекращается рабочий день, а именно срок сдачи работ истекает 16.12.2022 в 20 часов 01 минуту (на основании ст. 194 ГК РФ "Порядок совершения действий в последний день срока"). В связи с чем Заказчику стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок, при этом Контракт прямо предусматривает, что Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, а также в случае, если Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, либо в ходе выполнения Работ стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок (пп. 8.2.3 п. 8.2 ч. 8 Контракта).
Вместе с тем срок выполнения работ по Контракту не может быть продлен, потому что Заказчик не может дать новый разумный срок Подрядчику, поскольку после 21.12.2022 у Заказчика отзываются финансовые средства на оплату данного Контракта по правилам действующего законодательства.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АМГ-констракшн" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "АМГ-констракшн" пояснил, что разработанная Подрядчиком проектная документация по техническим, экономическим и другим параметрам должна соответствовать Заданию на проектирование, нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, техническим регламентам, нормам и правилам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области проектирования и строительства, действующим на момент передачи результата Работ.
Результатом выполненных Работ по Контракту является проектная документация. В случае изменения технических регламентов, норм и правил, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области проектирования и строительства документация подлежит корректировке Подрядчиком в соответствии с такими изменениями за свой счет (без взимания дополнительной платы с Заказчика), в течение гарантийного срока.
12.08.2022 между Сторонами было заключено дополнительное соглашение к Контракту, в котором был продлен срок действия Контракта.
Так, Работы по Контракту выполняются подрядчиком в течении 366 календарных дней с момента подписания акта в соответствии с п. 2.2. Технического задания, после чего результат выполненных работ и исполнительная документация передаются Заказчику.
Причиной заключения дополнительного соглашения стала необходимость проведения дополнительных работ, а именно - разработка проектных решений по усилению фундаментов и грунтов здания. Необходимость в проведении указанных работ была выявлена Подрядчиком в ходе исполнения Контракта, работы согласованы с Заказчиком и выполнены без увеличения стоимости Контракта.
ООО "АМГ-констракшн" подготовило проектную документацию в полном объеме в сроки, установленные Контрактом. Кроме того, указанная документация в полном объеме согласована СПб ГБУ ДО "ДХШ N 3".
24.11.2022 ООО "АМГ-констракшн" подало заявление, заключен договор и направлена вся необходимая документация на государственную экспертизу проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта в СПб ГАУ ЦГЭ. Указанная экспертиза оплачена ООО "АМГ-констракшн", однако влиять на сроки проведения экспертизы ООО "АМГ-констракшн" не имеет возможности. В настоящий момент проводится плановая работа с экспертом СПб ГАУ ЦГЭ. Также обращаем внимание, что в рамках настоящего контракта ООО "АМГ-констракшн" получило все остальные согласования, о чем проинформирован Заказчик.
25.12.2022 ООО "АМГ-констракшн" предприняло попытку сдать изготовленную по Контракту проектную документацию, однако СПб ГБУ ДО "ДХШ N 3" отказалось принимать результат выполненной работы.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "АМГ-констракшн" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "АМГ-констракшн" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "АМГ-констракшн" (ИНН: 7820071234) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-122/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023