Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителей ООО "КадастрПроектСервис" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 601-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом требований по обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения по адресу: город Санкт-Петербург, улица Морской Пехоты, дом 14, литера А (извещение N 0372200015122000039),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом требований по обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения по адресу: город Санкт-Петербург, улица Морской Пехоты, дом 14, литера А (извещение N 0372200015122000039) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 482 697,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КадастрПроектСервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КадастрПроектСервис" заключен государственный контракт N 0372200015122000039 от 0372200015122000039 на сумму 482 697,48 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с п. 2 ст. 407 ГК РФ и ст. 450.1 ГК РФ, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений исполнителем условий настоящего контракта:
- в случае нарушения Участником сроков оказания услуг более чем на 10 дней;
- в случае оказания услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок;
- в случае установления факта, проведения ликвидации Участника или проведения в отношении него процедуры банкротства;
- в случае если у Участника имеется задолженность по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КадастрПроектСервис".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом требований по обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения по адресу: город Санкт-Петербург, улица Морской Пехоты, дом 14, литера А (далее - Услуги) в течение 6 (шести) недель с момента подписания сторонами акта передачи документации для оказания Услуг (п. 3.2 Контракта).
Участнику неоднократно направлялись уведомления о нарушении срока оказания Услуг (N 21-11555/22-0-0 от 10.11.2022, N 21-11630/22-0-0 от 23.11.2022, N 21-11733/22-0-0 от 13.12.2022, N 21-11812/22-0-0 от 23.12.2022).
Вместе с тем по состоянию на 29.12.2022 Услуги Участником оказаны не были, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В ходе исполнения Контракта от Заказчика в адрес ООО "КадастрПроектСервис" неоднократно поступали замечания, а именно: 10.11.2022, 23.11.2022, 13.12.2022, 23.12.2022, все из которых были устранены. Поскольку представленные замечания имели разный предмет, их нельзя считать повторными. Кроме того, ООО "КадастрПроектСервис" регулярно связывалось с сотрудниками Заказчика и участвовало в рабочих совещаниях, ходатайствовало о необходимости продления сроков оказания Услуг в рамках сроков Контракта и уведомляло о ходе оказания Услуг и процессе согласования. ООО "КадастрПроектСервис" не отказывалось от начисления штрафов и неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по Контракту, однако сроки зависели в большей степени от сроков согласования документации Комитетом по градостроительству и архитектуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет). Результаты оказания Услуг были переданы Комитету 26.12.2022 электронно, посредством подачи через интернет портал.
Административный регламент Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по согласованию проектов благоустройства (далее - Регламент) (утвержден распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 09.08.2017 N 13-н) устанавливает сроки рассмотрения документации.
На основании п. 1.2 Регламента заявителями являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, иные лица.
Согласно п. 2.3 Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю или его представителю заключения Комитета о согласовании либо несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства, содержащее решения исполнительных органов государственной власти, указанных в задании на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства, о согласовании или несогласовании проекта благоустройства (далее - Заключение), подписанный электронной подписью лист согласования с указанным в нем решением Комитета о согласовании либо несогласовании листа согласования.
Пунктом 2.4 предусмотрены сроки предоставления услуги.
Срок предоставления государственной услуги: при согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства - не более 22 рабочих дней; при согласовании листа согласования - не более 15 рабочих дней.
Срок выдачи (направления) документов (информации), являющихся результатом предоставления государственной услуги, - в день обращения Заявителя в ОД Комитета (после получения заявителем информации о готовности результата государственной услуги в соответствии с п. 2.16.5 Административного регламента).
Приостановление предоставления государственной услуги не предусмотрено.
Соответственно, срок принятия решения Комитетом по состоянию на текущую дату не наступил, соответственно, срок исполнения Контракта непосредственно зависит от работы Комитета, работа которого регламентирована Административным регламентом, а значит, срок исполнения обязательств мог быть продлен, и Участник мог завершить выполнение своих обязательств по Контракту.
Штрафы и пени за ненадлежащее исполнение Контракта ООО "КадастрПроектСервис" были оплачены в январе 2023 года.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КадастрПроектСервис" в реестр недобросовестных поставщиком, поскольку ООО "КадастрПроектСервис" в ходе исполнения Контракта предпринимало все возможные меры для его исполнения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "КадастрПроектСервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КадастрПроектСервис" (ИНН: 7103520565), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-119/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023