Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 616-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории Серафимовского кладбища, ограниченной Заусадебной ул., границей функциональной зоны "Д", Торфяной дорогой, границей функциональной зоны "Д", Богатырским пр., Полевой Сабировской ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга (извещение N 0172200006922000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории Серафимовского кладбища, ограниченной Заусадебной ул., границей функциональной зоны "Д", Торфяной дорогой, границей функциональной зоны "Д", Богатырским пр., Полевой Сабировской ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга (извещение N 0172200006922000013) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 11 248 487,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 20/22/ГК от 06.07.2022 на сумму 7 500 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории Серафимовского кладбища, ограниченной Заусадебной ул., границей функциональной зоны "Д", Торфяной дорогой, границей функциональной зоны "Д", Богатырским пр., Полевой Сабировской ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга (далее - Работы) в 2 этапа:
1 этап - подготовка чертежа планировки (эскиза), проведение инженерных изысканий в соответствии с требованиями ст. 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разработка основной части проекта планировки и проекта межевания в соответствии с требованиями, указанными в ст.ст. 41-43 ГК РФ (срок выполнения работ по 01.12.2022);
2 этап - согласование проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 438, в том числе выполнение работ по устранению замечаний, поступивших от ИОГВ в ходе процедуры согласования с перевыпуском проектных материалов в уточненной по замечаниям редакции, представление материалов документации по планировке территории на публичные слушания, подготовка материалов конечной версии проекта планировки и проекта межевания в 1-м экземпляре на бумажной основе и в 1-м экземпляре на электронном носителе (согласованные и утвержденные в соответствии с требованиями всех этапов выполнения работ схемы и чертежи в формате Mapinfo и AutoCAD) (срок выполнения работ по 01.12.2023).
06.12.2022 Заказчику от Участника поступили результаты выполненных Работ по 1 этапу на проверку.
По результатам проверки Заказчиком был подготовлен мотивированный отказ от приемки выполненных Работ от 16.12.2022 N 01-26-12461/22-0-0, по причине несоответствия представленных материалов требованиям Технического задания, являющегося Приложением N 1 к Контракту (далее - ТЗ).
В соответствии с условиями Контракта, а именно п. 5.4. Контракта, в случае несоответствия результатов выполненных работ условиям технического задания Участник обязан устранить недостатки и произвести необходимые доработки без дополнительной оплаты в пределах суммы государственного контракта и в срок, не превышающий 5 календарных дней.
По состоянию на 22.12.2022 откорректированные материалы Заказчику не были представлены.
Кроме того, разработка материалов проекта осуществляется в соответствии с Заданием Комитета по градостроительству и архитектуре от 19.10.2022 N 1-54-78 (далее соответственно - Задание, КГА).
В соответствии с Заданием подготовку Проекта следует вести в 2 этапа:
1 этап - подготовка и согласование эскиза планировки со сроком выполнения Работ до 15.01.2023 и второй этап - подготовка и согласование всех материалов Проекта со сроком выполнения Работ до 15.01.2024.
Также Заданием определено, что до момента предоставления материалов 1 этапа на согласование в КГА требуется получить положительное заключение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - КРТИ) и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Пунктом 4.4.6.1 ТЗ предусмотрена необходимость согласования материалов проекта в порядке, предусмотренном Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 438, и заданием КГА на подготовку проекта.
Между тем, п. 4.4.6.3. ТЗ предусмотрены обязательства Участника по согласованию материалов проекта своими силами.
По состоянию на 22.12.2022 положительные заключения КГИОП, КРТИ и КГА по 1 этапу материалов проекта Заказчику не были представлены.
Количество ранее направленных замечаний, а также сроки, необходимые на их устранение, в совокупности с нормативными сроками согласования материалов по 1 этапу КГИОП и КРТИ, делали невозможным исполнение требований Задания в части соблюдения сроков согласования материалов 1 этапа, и, как следствие, вели к невозможности продолжения Работ по подготовке проекта.
Неисполнение Участником п. 4.4.6.2. ТЗ, а именно: несогласование с Заказчиком основных планировочных и функциональных решений, а также технико-экономических показателей.
Принимая во внимание данные обстоятельства, Заказчик в соответствии с п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной ситеме и п. 11.3 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В целях выполнения взятых на себя обязательств по Контракту ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" направило в адрес Заказчика письмо-запрос N 153-А от 07.07.2022 на предоставление исходных данных, необходимых для подготовки документации по планировке территории, в том числе материалов инженерно-геодезических изысканий.
27.07.2022 от Заказчика был получен ответ N 01-23-9581/22-0-1 о том, что запрашиваемые данные будут представлены Комитетом по градостроительству и архитектуре вместе с заданием.
Одновременно с направлением запросов специалисты ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" приступили к выполнению инженерных изысканий.
Учитывая сжатые сроки выполнения Работ по Контракту, ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" также приступило к подготовке ДПТ на основании имеющихся, собранных исходных данных и результатов инженерных изысканий.
16.09.2022 Заказчику было направлено письмо N 386-А в связи с непредставлением исходных данных, поскольку отсутствие необходимых материалов не позволяло завершить работу по подготовке проектов планировки и межевания территории, что могло привести к срыву сроков выполнения Работ по заключенному Контракту.
Запрашиваемые исходные данные были предоставлены в адрес ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" лишь 24.10.2022 совместно с заданием КГА от 19.10.2022 N 1-54-78.
На основании предоставленных исходных данных, а также градостроительного задания ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" было вынуждено внести изменения в ранее подготовленную документацию по планировке территории.
Несмотря на указанные обстоятельства к 24.11.2022 Работы по согласованию результатов инженерных изысканий, а также подготовке документации по планировке территории находились на завершающей стадии, о чем ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" сообщило Заказчику, направив в его адрес письмо N 627-А.
В соответствии с п. 4.1. Контракта, срок выполнения работ по первому этапу: с момента его заключения по 01.12.2022.
В соответствии с п. 5.1. Технического задания, Участник в срок не позднее 01.12.2022 (по 1 этапу) предоставляет в отдел делопроизводства и контроля Административного управления Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга следующие документы:
- сопроводительное письмо на официальном бланке организации Участника;
- опись прилагаемых документов;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат;
- результат выполненных Работ в составе материалов в соответствии с п.п. 4.4.4 и 4.4.5 ТЗ и п.п. 6, 7 Приложения N 2 к ТЗ.
Следует отметить, что состав передаваемых Заказчику материалов в рамках первого этапа определен императивно и не подлежит расширительному толкованию.
Задание КГА от 19.10.2022 N 1-54-78 принято после заключения Контракта и содержит в себе положения, которые противоречат ТЗ, например, срок выполнения Работ по первому этапу (15.01.2023), состав материалов, выполняемых в рамках первого этапа.
В соответствии с государственным Контрактом и ТЗ, 30.11.2022 ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" завершило Работы по 1 этапу, и с сопроводительным письмом N 663-А документация по планировке территории была направлена на адрес Заказчика.
Следует отметить, что документация по планировке территории была подготовлена в 2-х вариантах: в соответствии с ТЗ к Контракту и градостроительным заданием КГА.
02.12.2022 Заказчик вынес мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 01-26-11703/22-0-0, указав в качестве обоснования непредставление документации по состоянию на 01.12.2022.
Вместе с тем, фактически документация была выполнена и направлена в адрес Заказчика 30.11.2022, что подтверждается бланком EMS-отправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, мотивированный отказ N 01-26-11703/22-0-0 от 02.12.2022 является необоснованным, о чем ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" уведомило Заказчика в письме N 697-А от 06.12.2022.
Кроме того, документация по планировке территории в соответствии с первым этапом градостроительного задания была направлена на рассмотрение и согласование в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры, с последующей передачей её в Комитет по градостроительству и архитектуре.
Следует отметить, что документация по планировке территории согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры.
Замечания, направленные Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" готово было устранить в кратчайшие сроки, установленные градостроительным заданием.
16.12.2022 Заказчик подготовил и направил на адрес ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" мотивированный отказ от подписания документа и приемке N 01-26-12461/22-0-0, в котором были указаны основания отказа. Следует отметить, что в мотивированном отказе не указан срок, в течение которого необходимо было устранить замечания.
На основании полученного отказа ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" приступило к устранению замечаний в рамках первого этапа. Несмотря на стремление ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" завершить Работы, предусмотренные первым этапом, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В качестве обоснования принятого Решения, указываются замечания, которые ранее были указаны в мотивированном отказе от 16.12.2022.
В соответствии с замечаниями, указанными в мотивированном отказе, ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" откорректировало документацию по планировке территории, распечатало необходимое количество материалов и 26.12.2022 передало Заказчику нарочным с письмом N 783-А от 26.12.2022.
30.12.2022 ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" подготовило письмо с просьбой об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместило его на Официальном сайте. Однако указанное письмо Заказчик оставил без рассмотрения.
Вместе с тем, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение ч. 14. ст. 95 Закона о контрактной системе отменено не было.
Кроме того, в соответствии с заданием Комитета по градостроительству и архитектуре, на которое ссылается Заказчик в Решении, эскиз планировки территории должен был быть согласован с указанным комитетом до 15.01.2023, данный срок на момент вынесения указанного Решения не истек.
Таким образом, по мнению представителя Участника, довод Заказчика о несогласовании документации по планировке территории с КГА является необоснованным и не мог служить основанием для расторжения Контракта в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиком, поскольку ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" предприняло все возможные меры для добросовестного выполнения взятых на себя обязательств в рамках Контракта в полном объеме и в срок, в том числе запросило обязательные для подготовки исходные данные, подготовило материалы документации по планировке территории и направило их Заказчику, устраняло все замечания Заказчика по мере их поступления, направляло откорректированные материалы документации на адрес Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТЕРПЛАНПРОЕКТ" (ИНН: 5501220260), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-109/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023