Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "ЦБС Колпинского района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "Энергопрофпроект" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС по адресу электронной почты, указанному в Контракте - energyprof@bk.ru (исх. N 07/666/23 от 13.01.2023),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 623-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектной и рабочей документации на ремонт помещений в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 32, литер А (извещение N 0372200113522000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку проектной и рабочей документации на ремонт помещений в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 32, литер А (извещение N 0372200113522000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 923 918,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Энергопрофпроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Энергопрофпроект" заключен государственный контракт N 17 от 18.04.2022 на сумму 920 380,41 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- 12.4.1. Если Участник в течение трех рабочих дней не приступил к выполнению работ.
- 12.4.2. Если Участник выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным.
- 12.4.3. Неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
- 12.4.4. В случае просрочки выполнения работ Участником на 10 дней и более.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Энергопрофпроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 32, литер А (далее - Работы).
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта Участник принял на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с п. 10 Задания (Приложения N 1 к Контракту), включая этап согласования в соответствии с п. 17 Задания (Приложение N 1 к Контракту) в течение 240 календарных дней с момента подписания акта о передаче документов, содержащих исходные данные.
Акт о передаче документов, содержащих исходные данные, был подписан сторонами Контракта 20.04.2022, в связи с чем, Работы должны быть выполнены не позднее 16.12.2022.
При этом, в соответствии с п. 17 Задания (Приложение N 1 к Контракту) Участник обязан:
- Основные планировочные и функциональные решения согласовать с СПб ГБУ "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района Санкт-Петербурга "Поддержка";
- Получить положительное заключение ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу;
- Раздел проекта по комплексной системе обеспечения безопасности (КСОБ) согласовать: с Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга;
- Проектную документацию на вентиляцию согласовать в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург";
- Раздел замена оконных блоков согласовать с КГА;
- а также с заинтересованными ведомствами и организациями, выявленными в процессе разработки рабочей документации, выполняются Проектировщиком при участии Заказчика в объеме требований РМД 11-22-2013 "Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт- Петербурге".
- Получить в СПб ГАУ "ЦГЭ" положительное заключение достоверности сметной стоимости.
Несмотря на это, по состоянию на 30.12.2022 обязательства по Контракту Участником не были выполнены, вышеуказанные согласования Участником не получены, документы, подтверждающие выполнение Участником обязательств по получению вышеуказанных согласований, в адрес Заказчика не предоставлены.
Таким образом, Участником нарушены сроки выполнения Работ на 10 дней и более.
В соответствии с п. 12.4.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в случае просрочки выполнения работ Участником на 10 дней и более.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Участник на заседание Комиссии УФАС не направил своих представителей и не представил письменных объяснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту. Однако представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что Участник 09.01.2023 предоставил в адрес Заказчика результат Работ. Вместе с тем Заказчик не смог принять выполненные Участником Работы, так как Контракт уже был расторгнут.
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в рамках исполнения Контракта со стороны ООО "Энергопрофпроект" предпринимались действия для его исполнения, а умысел в уклонении от исполнения Контракту у ООО "Энергопрофпроект" отсутствовал.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Энергопрофпроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Энергопрофпроект" (ИНН: 4825128390), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-115/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023