Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Плешковой Татьяны Юрьевны (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 621-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку шовного материала для учебных целей (извещение N 0372100049622001939),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку шовного материала для учебных целей (извещение N 0372100049622001939) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 297 173,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Плешкова Т.Ю.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Плешковой Т.Ю. заключен государственный контракт N 03721000496220019390001 от 17.10.2022 на сумму 393 514,13 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократное нарушение Участником срока поставки Товара;
- однократное нарушение срока поставки Товара, в случае если нарушение срока поставки товара вдовое превышает срок поставки товара, предусмотренный пунктом 5.2. Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ИП Плешковой Т.Ю. в связи с неисполнением последней обязательств по Контракту.
02.12.2022 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта в связи с устранением Участником нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия такого решения.
Однако 27.12.2022 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с ненадлежащим исполнением Участником обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку шовного материала для учебных целей (далее - Товар).
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта Участник принял на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с п. 10 Задания (Приложения N 1 к Контракту), включая этап согласования в соответствии с п. 17 Задания (Приложение N 1 к Контракту) в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 5.2 Контракта).
09.112022 Заказчиком на Официальном сайте было размещено уведомление от 07.11.2022 N 02-05-11677/22 о необходимости осуществить поставку Товара в кратчайшие сроки.
Вместе с тем по состоянию на 27.12.2022 Товар в полном объеме не был поставлен Участником, ввиду чего Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 Контракта, ст.ст. 450, 523 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что большая часть Контракта, в размере 86% ИП Плешковой Т.Ю. исполнена, а именно: поставлено 1932 нитей на общую сумму 313 220,93 рублей. Недопоставка - 288 нитей на общую сумму 80 293,20 рублей. Нарушение установленных Контрактом сроков было вызвана объективными обстоятельствами, делающими невозможным выполнение поставки части Товара по Контракту на определенное время или же вообще, связанное с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны производителя хирургического шовного материала ООО "Футберг" в связи с отсутствием сырья (сырье для производства шовного материала поставлялось из стран Евросоюза и т.д.), длительные сроки изготовления данных товаров.
При этом ИП Плешкова Т.Ю. делала все возможное, чтобы исполнить условия Контракта в полном объеме. ИП Плешкова Т.Ю. не уклонялась от исполнения Контракта.
По причинам, не зависящим от ИП Плешковой Т.Ю., сложилась непредвиденная ситуация по увеличению сроков поставки Товара - Даклон мононить 90 см USP 4/0 2 иглы 20 мм. - 288 шт. Материал для поставки Заказчику был заказан и оплачен ИП Плешковой Т.Ю. в начале октября 2022 года. По состоянию на 27.12.2022 производитель Товар в наш адрес ИП Плешковой Т.Ю. не отгрузил.
ИП Плешкова Т.Ю. неоднократно предлагала Заказчику рассмотреть возможность замены материала. Однако Заказчиком данные предложения отвергались
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Плешковой Т.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Плешковой Т.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Плешковой Татьяны Юрьевны (ИНН: 482504030345), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-113/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023