Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Дирекция по сопровождению промышленных проектов" (далее - Заказчик): Горецкой О.Ю. по доверенности;
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ООО "Т.М.А." (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 864-ЭП/23 от 13.01.2023) на действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проектирование строительства мукомольного комплекса для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002522000395) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 03.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002522000395.
Начальная (максимальная) цена контракта - 154 194 352,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
19.01.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
В силу п. 2 ч. 14 ст. 48 Закона о контрактной не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2023 NПРОII1 размещен в единой информационной системе 11.01.2023 в 14 часов 47 минут и содержит информацию об отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
"Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 2 ч. 12 ст. 48. Закона N 44-ФЗ по причинам: - непредставления участником закупки в заявке документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ. По результатам проверки заявки, информации и документов участника закупки установлено: в нарушение требований раздела "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" извещения о закупке, пункта 2 подраздела "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона" раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе" приложения N 3 к извещению участником закупки не представлена выписка из реестра лицензий содержащая сведения о регистрационном номере: действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающей право на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343; либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, что является основанием для признания заявки несоответствующей на основании п.2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2021 по делу N А56-75766/2021, решениями Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок от 17.05.2021 по делу N 44-2171/21; от 17.05.2021 по делу N 44-2172/21; от 18.05.2021 по делу N 44-2213/21, от 24.05.2022 N 441533/22, решением ФАС России от 08.12.2022 по делу N 28/06/105-3703/2022.)".
Согласно пп. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Приложение_N3_к_извещению_ (Требования_к_содержанию_составу_заявки)_ПИР_Мукомольный_итог.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"Наличие у участника конкурса действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающей право на выполнение работ (определенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"):
- разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Требование установлено пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Документы, подтверждающие соответствие требованию:
Выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, со следующими видами работ:
- разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.".
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоб на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заявитель данным правом не воспользовался, жалоб на положения извещения о проведении закупки в рассматриваемой части не подавал.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что в составе заявки были приложены документы, подтверждающие наличие требуемой лицензии, а именно копия лицензии и запись из реестра лицензий.
При этом, представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что при рассмотрении представленных в составе заявки информации и документов участника закупки комиссия уполномоченного органа пришла к заключению о непредставлении в заявке документов, предусмотренных в извещении об осуществлении закупки на основании следующих обстоятельств:
"В связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года изменений в Закон N 99-ФЗ, внесенных федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме. Специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности подтверждается записью в реестре лицензий.
Ст. 13 Закона N 478-ФЗ установлено, что
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021;
2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 г.;
3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона".
Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 утверждены единые правила формирования и ведения реестра лицензий, для приведения записей в реестрах лицензий, внесенные до 01.01.2021 в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными Закон N 478-ФЗ, до 1 января 2022 установлен переходный период, которые касается исключительно реестра лицензий. Переходный период не исключает возможность участникам закупки получить документы, необходимые для участия в закупке.
Ч. 3 ст. 13 Закона N 478-ФЗ установлено, что лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ, а именно на 01.01.2021.
Таким образом, с 01 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. Данная позиция подтверждена письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 N Д24и-12191.
Руководствуясь пунктом 22 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются из реестра лицензий в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Также в письме Минфина РФ от 25.03.2022 N 24-06-06/24120 указано, сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий. либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении . либо справки от отсутствии запрашиваемых . которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Руководствуясь пунктом 25 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, выписка из реестра лицензий должна соответствовать требованиям, а именно:
"Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо в случае ведения реестра лицензий в федеральной государственной информационной системе электронной подписью указанной системы.
На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку из реестра лицензий, должно быть обеспечено отображение записей в отношении конкретной лицензии, сведения о которой содержатся в выписке из реестра лицензий, включая информацию об актуальности содержания выписки из реестра лицензий, из которой произведен переход (путем автоматического сравнения номера версии лицензии), и информацию о статусе лицензии (действующая, приостановлена, приостановлена частично, прекращена). Указанное отображение должно обеспечиваться в том числе в форме, применимой к использованию в мобильном приложении федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Вместе с тем, вышеуказанных положений обоснования отклонения заявки на участие в закупке протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2023 NПРОII1 не содержит.
Таким образом, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях комиссии Уполномоченного органа, Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия Уполномоченного органа, Заказчика имела основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения, в виду непредставления Заявителем в составе заявки выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Т.М.А." необоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N 44-181/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023